Состояние анестезиолого-реанимационной службы в медико-санитарных частях уголовно-исполнительной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 26.08.2015

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Туленков, А. М. Состояние анестезиолого-реанимационной службы в медико-санитарных частях уголовно-исполнительной системы / А. М. Туленков, Е. В. Дюжева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21726/ (дата обращения: 19.04.2024).

Особенностям функционирования анестезиолого-реанимационной службы в условиях той или иной ведомственной медицины посвящено немало научных работ. И если, например, в военном здравоохранении проблемы анестезиолого-реанимационной службы являются приоритетными, то в области пенитенциарной медицины этому направлению уделяется недостаточное внимание [1,2,3]. Усугубляет ситуацию отсутствие в действующем ведомственном реестре учетно-отчетных форм статистических данных по деятельности анестезиолого-реанимационной службы. Имеющиеся произвольные формы отчетности не имеют единой базы параметров и носят описательный характер. Отсутствие формализованной базы данных из научно-обоснованных критериев, нормативов и стандартов затрудняет оценку деятельности анестезиолого-реанимационной службы УИС и оставляет вариации для субъективизма [4].

В связи с этим, существующая на сегодня недооценка роли и места анестезиолого-реанимационной службы в пенитенциарной медицине создает предпосылки для снижения качества оказываемой квалифицированной медицинской помощи ургентным, а также «плановым» больным в виде неадекватной интенсивной терапии и реанимационно-анестезиологического пособия [5].

Цель исследования. Задачей настоящего исследования стало изучение состояния анестезиолого-реанимационной службы в медико-санитарных частях (МСЧ) уголовно-исполнительной системы (УИС) России. Критериями оценки состояния службы стали такие показатели, как штатная структура соответствующих подразделений МСЧ, их материально-техническое оснащение, объем анестезиологической и реанимационной активности. Статистическая обработка данных проводилась на основании сведений, полученных по запросу посредством ведомственного электронного ресурса из медико-санитарных частей Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России.

Результаты и обсуждения. Учитывая общую тенденцию развития пенитенциарной медицины, направленную на приближение ее к уровню общественного здравоохранения страны, оценивалось соответствие анестезиолого-реанимационной службы УИС, принятым в общественном здравоохранении нормативам. Так, в соответствие с п. 4. приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 919н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология»», медицинская помощь может оказываться вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, а также в транспортных средствах при медицинской эвакуации), амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

В пенитенциарных учреждениях оказание медицинской помощи по профилю «анестезиология и реаниматология» на догоспитальном этапе осуществляется непосредственно силами медицинских работников филиалов медико-санитарных частей ФСИН России, осуществляющих круглосуточное медицинское обслуживание лиц, содержащихся в учреждениях УИС. Также неотложная помощь на догоспитальном этапе в учреждениях УИС оказывается бригадами станций скорой медицинской помощи, дислоцированными в ближайших муниципальных учреждениях Минздрава Российской Федерации. Первичная специализированная медицинская помощь и специализированная, в том числе высокотехнологичная по профилю «анестезиология и реаниматология» осуществляется в ведомственных больницах (филиалах) медико-санитарных частей (многопрофильные, туберкулезные, психиатрические), а при необходимости — в стационарах муниципальных медицинских организаций.

По состоянию на 1 января 2015 г. в штатном расписании больниц медико-санитарных частей имелись 159,75 ставок врачей-анестезиологов-реаниматологов. При этом в 20 МСЧ (24,7 %) должностей врачей-анестезиологов-реаниматологов не предусмотрено, в 16 МСЧ (19,8 %) имеется одна ставка, в 11 МСЧ (13,6 %) — по две ставки, в 7 МСЧ (8,6 %) — по 0,5 ставки и в 6 МСЧ (7,4 %) — по 1,5 ставки. Наибольшее число ставок врачей-анестезиологов-реаниматологов отмечается в МСЧ, где имеется несколько больниц, либо больница с большой коечной мощностью (Красноярский край, Воронежская область, Пермский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Иркутская область). Численность ставок медицинских сестер-анестезисток весьма вариабельна. Например, в большинстве МСЧ, имеющих 1–2 должности врача-анестезиолога-реаниматолога имеется одна (85,4 % МСЧ), реже две (11,4 % МСЧ) ставки медицинских сестер-анестезисток. Некоторые МСЧ (3,2 %) заявили о большем числе медицинских сестер-анестезисток (в МСЧ с большим количеством ставок врачей-анестезиологов-реаниматологов число ставок медицинских сестер доходит до 6–8). Большинство туберкулезных больниц (74,5 %) отмечают отсутствие ставок медицинских сестер-анестезисток при наличии ставки врача-анестезиолога-реаниматолога, что диктует необходимость привлечения постовых медицинских сестер для проведения манипуляций.

Согласно приказа Минздрава России № 919н и исходя из численности больниц в территориальных округах ФСИН России (170 многопрофильных и 61 туберкулезных), число коек для реанимации и интенсивной терапии по профилю «анестезиология и реаниматология», должно представлять внушительное число (не менее 1200). Однако, по представленным руководителями МСЧ данным, только 46,6 % больниц имеют отдельные палаты интенсивной терапии и реанимации, из них 21,4 % заявили о наличии двух палат интенсивной терапии и реанимации. В остальных больницах палаты интенсивной терапии и реанимации организуются в обычных палатах стационара, которые, при отсутствии экстренных больных, используемых для лечения плановых пациентов.

Из других помещений, наличие которых предусмотрено приказом Минздрава России № 919н, следует отметить отсутствие во всех больницах комнаты для хранения резервного оборудования, комнаты для обработки наркозно-дыхательной аппаратуры, комнаты для хранения расходных материалов. Всего 5,7 % больниц заявили о наличии манипуляционной или диагностического кабинета, 17,2 % отмечают наличие отдельных комнат для хранения лекарственных средств. В остальных больницах данные помещения, а также бытовые помещения для персонала (кабинет заведующего, кабинет врача, кабинет старшей медицинской сестры, помещение для врачей, помещение для медицинских сестер, кабинет сестры-хозяйки, санузел для медицинских работников, комната для хранения белья и хозяйственного инвентаря), функционально совмещены с аналогичными по назначению помещениями других отделений (хирургического, терапевтического).

Как видно из представленного анализа, состав помещений анестезиолого-реанимационной службы существенно отличается от требований приказа Минздрава России № 919н и характеризуется высокой степенью их функционального совмещения.

Оценка оснащения анестизиолого-реанимационной группы в больницах МСЧ выявляет дефицит специализированного оборудования. В частности, 12,5 % МСЧ указали на наличие только одного наркозного аппарата, 25 % МСЧ имеют три наркозных аппарата и иную дыхательную аппаратуру, 20,8 % — 4 аппарата, 25 % — 6 и более аппаратов. При этом, 83,5 % наркозной и дыхательной аппаратуры концентрировалось в больницах, имеющих хирургическое отделение. В результате 10 % больниц всех МСЧ, в основном туберкулезных (31,2 %), не имеют никакой дыхательной аппаратуры. Значительную часть наркозной аппаратуры (53,5 %) представляют собой аппараты Dixon Praktic 3700, полученные централизованно в последние 5 лет. Оставшуюся часть представляют собой аппараты РО-9Н, РО-6Н и, значительно реже, другие марки (Фаза-5, Фаза-21, Прима-50Г и др.) со сроками службы более 10 лет.

Об отсутствии мониторных систем наблюдения за пациентом указали 12,5 % МСЧ, 33,3 % МСЧ указали о наличии всего одного монитора, 20,8 % МСЧ имеют три монитора, 12,5 % — 2 монитора и 20,8 % — четыре и более мониторов. Большинство мониторов (71,7 %) представляют собой аппараты Dixon Storm 5500 и 5600, поставка которых также была осуществлена в последние 5 лет.

О полном отсутствии инфузионной техники указали всего 16,7 % МСЧ. 70,8 % МСЧ указали на наличие инфузоматов, из них 45,8 % отметили наличие всего одного инфузомата, еще 16,7 % отметили наличие перфузоров. Всего 4,2 % указали о наличии и инфузоматов и перфузоров. Практически все инфузоматы (90,0 %) представляют собой модель Dixion instilar 1418, поступившие на вооружение анестезиолого-реанимационной службы УИС в последние 5 лет.

О полном отсутствие дефибрилляторов указало 12,5 % МСЧ, еще 41,7 % МСЧ указало на наличие всего одного дефибриллятора, наличие двух аппаратов отмечено в 20,8 % МСЧ, а 25,0 % МСЧ указали на наличие трех и более аппаратов. Наиболее распространённой моделью (45,8 %) дефибриллятора является модель Primedic Delf-B, закупленные в последние 5 лет.

О полном отсутствии аспираторов указало 20,8 % МСЧ, на наличие одного аппарата указало 33,3 % МСЧ, двух аппаратов — 25,0 %, трех и более — 20,8 % МСЧ. Наиболее распространенной моделью (62,5 %) аспираторов является Atmos C 361, также поставленные территориальные органы в последние 5 лет.

В большинстве МСЧ (54,2 %) отмечается наличие всего одного набора для интубации трахеи (включая ларингеальную маску, ларингеальную маску для интубации трахеи и комбинированную трубку), при этом 4,2 % МСЧ отмечают наличие неполного комплекта (отсутствие маски или трубки). О наличие двух наборов указало 33,3 % МСЧ, еще 12,5 % указало о наличии трех и более наборов.

Как видно из представленных данных, безусловно имеется положительная тенденция по обновлению техники, прослеживаемая в последние 5 лет. Однако, в сравнении с требованиями оснащения группы анестезиологии-реанимации, предусмотренном приказом Минздрава России № 919н, наблюдается существенный дефицит.

При оценке объема и структуры анестезиологической и реанимационной активности необходимо учитывать, что эти показатели напрямую зависят от уровня хирургической активности, средней продолжительности и сложности проводимых операций. Так, за 2014 год в больницах МСЧ осуществлено 13276 оперативных вмешательств, из которых 3489 осуществлялись по экстренным показателям, а 9787 были плановыми операциями. Из них число операций, сопровождающихся анестезиологическим пособием, в среднем составило 60 % от общего числа проведенных операций. При этом, всего лишь 15 % врачей-анестезиологов-реаниматологов имеют число анестезий свыше 100 в год. Анализ представленных данных свидетельствует также и о низкой реанимационной активности врачей в МСЧ — всего 22,6 % врачей-анестезиологов-реаниматологов имеют нагрузку, превышающую 100 больных в год. Преобладание низкой загруженности врачей-анестезиологов-реаниматологов порождает специфическую для пенитенциарной системы организационно-кадровую проблему — привлечение сотрудников медицинских частей для участия в режимных мероприятиях в исправительных учреждениях [6].

Выводы. Таким образом, проведенный анализ выявил ряд особенностей, снижающих эффективность оказания анестезиолого-реанимационного пособия лицам, содержащимся в учреждениях УИС и свидетельствующих о необходимости совершенствования анестезиолого-реанимационной службы в МСЧ ФСИН России:

1)        отсутствие систематических формализованных отчетов, позволяющих оценить эффективность деятельности анестезиолого-реанимационной службы УИС, предписывает целесообразность разработки соответствующих форм учета и отчетности;

2)        несоответствие штатной структуры анестезиолого-реанимационной службы нормативным требованиям и уровень выполняемого объема работ на госпитальном этапе оказания помощи (отсутствие ставок сестер-анестезисток при наличии врачей-анестезиологов-реаниматологов, преобладание низкой загрузки врачей) диктует необходимость оптимизации организационно-штатной структуры анестезиолого-реанимационной службы с учетом объема оказываемой помощи;

3)        выявленный дефицит профильных помещений в больницах МСЧ и недостаточный объем специализированного оборудования для функционирования анестезиолого-реанимационной службы свидетельствует о потребности приведения материально-технического оснащения в соответствие с положениями приказа Минздрава России от 15 ноября 2012 г. № 919н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология»».

 

Литература:

 

1.                  Предоперационный осмотр анестезиолога в условиях учреждений Уголовно-исполнительной системы: вопросы особенности подхода / Черенков А. А., Некрасов А. И., Пономарев С. Б. // Медицина в Кузбассе: Актуальные вопросы медицины. Современная помощь в многопрофильной больнице: материалы науч.–практ. конф., посвященной 50-летнему юбилею ГКБ № 29 г. Новокузнецка, 25 апр. 2008 г. Кемерово, 2008. С. 24–25.

2.                  Особенности структуры оперативного вмешательства, преморбидного фона и течения анестезии в условиях уголовно — исполнительной системы. / Черенков А. А., Мингазов М. М., Пономарев С. Б. // Актуальные вопросы современной хирургии: сборник, посвященный 60-летию со дня рождения профессора Ю. С. Винника. М., 2008. С. 476–481.

3.                  Больные с наркологической патологией в пенитенциарном и гражданском секторах здравоохранения с позиции анестезиолога — реаниматолога. / Черенков А. А., Обухов Н. Г., Пономарев С. Б. // Актуальные проблемы пенитенциарной медицины. Туберкулез и другие социально-значимые заболевания в местах лишения свободы: материалы 4-й междунар. научно-практ. конф., г. Минск, 9–10 сент. 2009 г. Минск, 2009. С. 212–221.

4.                  Недашковский Э. В. Оперативное управление анестезиолого-реанимационной службой многопрофильной больницы: монография. Архангельск: Изд-во СевГМУ, 2009. 200 с.

5.                  Галеев Ф. С., Гисматов Р. Х., Султанов М. Ф. Особенности анестезиологического обеспечения больных в пенитенциарной системе// Здравоохранение Башкортостана, 2005. № 9. С. 24–26.

6.                  Павленко А. А. Особенности правового положения медицинских работников в местах лишения свободы // Актуальные проблемы пенитенциарной медицины. ВИЧ/СПИД в местах лишения свободы: материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2006. С. 15–20.

Основные термины (генерируются автоматически): анестезиолого-реанимационная служба, наличие, интенсивная терапия, медицинская помощь, Россия, аппарат, больница, круглосуточное медицинское наблюдение, пенитенциарная медицина, приказ Минздрава России.


Похожие статьи

Оценка оснащения медико-санитарных частей...

Медицинская помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, а также осужденным, отбывающим наказание в

Состояние анестезиолого-реанимационной службы в медико-санитарных частях уголовно-исполнительной системы.

Стандартные операционные процедуры в трансфузиологии: что...

Инструкция по заполнению и ведению первичной медицинской документации для учреждений службы крови (приказ МЗ СССР 07.08.85 № 1055, в ред приказа МЗ РФ от 08.10.2002 № 299) [2].

Актуальные вопросы оказания медицинской помощи пациентам...

Доврачебная помощь — это комплекс медицинских, медико-тактических мероприятий

С 03.04.12 г. Минздравсоцразвития России утвердил новую укладку выездным бригадам скорой медпомощи.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1123н.

Основные осложнения после проведения сердечно-легочной...

Эффективная интенсивная терапия. Комплексная терапия после остановки сердца.

Задержка с началом реанимационных действий — общее время определения наличия

Сумин С. А. Неотложные состояния. — Медицинское информационное агентство, 2006.

Особенности квалификации неоказании помощи больному

медицинская помощь, УК РФ, РФ, круглосуточное медицинское наблюдение, Российская Федерация, охрана здоровья, обвинительный приговор, неоказание помощи, медицинский уход, форма оказания.

Некоторые вопросы организации интенсивной терапии больным...

III международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Казань, май 2015).

Особенности интенсивной терапии детей с синдромом короткой кишки.

Оценка удовлетворенности медицинской помощью в акушерском стационаре больницы № 6 города...

Особенности организации медицинской помощи городскому...

Мероприятия по организации службы медицинской помощи ведутся в нескольких направлениях.

Патронажную и госпитальную медицинскую помощь оказывают многопрофильные стационары.

Особенности обеспечения амбулаторных пациентов...

- круглой печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование такой организации.

В июне 2015 г. вступил в силу Приказ МЗ РФ № 386н, который направлен на повышение доступности обеспечения наркотическими...

Обзор по развитию регионализации перинатальной помощи на...

Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) под термином «регионализация медицинской помощи»

Законодательной базой развития перинатальных центров (ПЦ) в России стал приказ «О создании перинатальных центров в нашей стране»...

Похожие статьи

Оценка оснащения медико-санитарных частей...

Медицинская помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, а также осужденным, отбывающим наказание в

Состояние анестезиолого-реанимационной службы в медико-санитарных частях уголовно-исполнительной системы.

Стандартные операционные процедуры в трансфузиологии: что...

Инструкция по заполнению и ведению первичной медицинской документации для учреждений службы крови (приказ МЗ СССР 07.08.85 № 1055, в ред приказа МЗ РФ от 08.10.2002 № 299) [2].

Актуальные вопросы оказания медицинской помощи пациентам...

Доврачебная помощь — это комплекс медицинских, медико-тактических мероприятий

С 03.04.12 г. Минздравсоцразвития России утвердил новую укладку выездным бригадам скорой медпомощи.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1123н.

Основные осложнения после проведения сердечно-легочной...

Эффективная интенсивная терапия. Комплексная терапия после остановки сердца.

Задержка с началом реанимационных действий — общее время определения наличия

Сумин С. А. Неотложные состояния. — Медицинское информационное агентство, 2006.

Особенности квалификации неоказании помощи больному

медицинская помощь, УК РФ, РФ, круглосуточное медицинское наблюдение, Российская Федерация, охрана здоровья, обвинительный приговор, неоказание помощи, медицинский уход, форма оказания.

Некоторые вопросы организации интенсивной терапии больным...

III международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Казань, май 2015).

Особенности интенсивной терапии детей с синдромом короткой кишки.

Оценка удовлетворенности медицинской помощью в акушерском стационаре больницы № 6 города...

Особенности организации медицинской помощи городскому...

Мероприятия по организации службы медицинской помощи ведутся в нескольких направлениях.

Патронажную и госпитальную медицинскую помощь оказывают многопрофильные стационары.

Особенности обеспечения амбулаторных пациентов...

- круглой печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование такой организации.

В июне 2015 г. вступил в силу Приказ МЗ РФ № 386н, который направлен на повышение доступности обеспечения наркотическими...

Обзор по развитию регионализации перинатальной помощи на...

Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) под термином «регионализация медицинской помощи»

Законодательной базой развития перинатальных центров (ПЦ) в России стал приказ «О создании перинатальных центров в нашей стране»...

Задать вопрос