Организация самостоятельной работы студентов физкультурного профиля с использованием электронного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 23.08.2015

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Липина, М. В. Организация самостоятельной работы студентов физкультурного профиля с использованием электронного обучения / М. В. Липина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 589-593. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21715/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье рассматриваются особенности процесса организации самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «Теория и методика детско-юношеского спорта» с применением электронного образовательного курса на базе приложения Moodle. Автор обосновывает эффективность организации СРС и показывает существенные различия между традиционной организацией СРС и предложенной автором.

Ключевые слова: электронное обучение, Moodle, самостоятельная работа студентов, качество подготовки физкультурных кадров.

 

Актуальность исследования. На современном этапе развития высшего образования в России отмечается, что процесс профессиональной адаптации выпускников вузов затруднен в первые годы работы в школе, а это, в свою очередь, препятствует успешному росту их педагогического мастерства [4; 7; 9]. Доказано, что обучающиеся в разном темпе осваивают учебный материал, что обусловлено их индивидуально-психологическими особенностями [5; 6; 8], поэтому в учебных заведениях можно встретить лиц, опережающих других в обучении, так и отстающих студентов. А значит, необходимы подходы и технологии повышения качества подготовки в вузах. Именно в связи с этим, сейчас осуществляется поиск эффективных подходов к повышению качества подготовки педагогических, в том числе физкультурных кадров [7; 9]. Одним из таких подходов, на наш взгляд, является применение электронного обучения [1; 2; 13].

Электронное обучение занимает сейчас все большее место в окружающей жизни, в том числе в сфере образования. В учебных заведениях активно реализуется процесс по созданию электронных учебников и их внедрения в образовательный процесс [4; 11; 13]. Электронный учебник можно определить как «… совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя» [10]. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в компьютерной сети.

Несмотря на широкое проникновение современных информационных технологий в образовательный процесс вузов, они еще недостаточно широко применяются в системе высшего физкультурного образования [2; 3; 11; 13], тем более в процессе организации самостоятельной работы студентов. Таким образом, ярко обозначается проблема исследования, которая основана на необходимости разрешения выраженного противоречия между степенью разработанности теоретических и методических основ организации самостоятельной работы студентов в вузе и уровнем программно-методического обеспечения системы электронного обучения в рамках самостоятельной работы студентов физкультурного профиля.

Объект исследования: образовательный процесс по дисциплине «Теория и методика детско-юношеского спорта» у студентов физкультурного профиля подготовки очной формы обучения.

Предмет исследования: совершенствование процесса СРС физкультурного профиля подготовки по дисциплине «Теория и методика детско-юношеского спорта» («ТиМДЮС») путем применения электронного обучающего курса.

Цель исследования: обоснование эффективности применения электронного обучающего курса по дисциплине «ТиМДЮС» в процессе организации СРС физкультурного профиля очной формы обучения.

Для реализации намеченной цели, поставлены следующие задачи:

1.         Проанализировать использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вузов.

2.         Определить качество образовательного процесса по дисциплине «ТиМДЮС» на констатирующем этапе эксперимента.

3.         Разработать, внедрить проверить эффективность электронного обучающего курса по дисциплине «ТиМДЮС» для студентов физкультурного профиля подготовки очной формы обучения.

Практическая значимость работы заключается в разработке и апробировании информационно-компьютерных средств по дисциплине «ТиМДЮС» в образовательном процессе студентов физкультурного профиля подготовки очной формы обучения педагогического вуза.

Методы исследования. Для эффективного решения поставленных нами задач были подобраны адекватные методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, математико-статистические методы обработки данных.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе социально-гуманитарного факультета филиала ТюмГУ в г. Ишиме, в котором приняли участие студенты 4-го курса очной формы обучения в количестве 15 человек — экспериментальная группа (ЭГ). В констатирующем этапе эксперимента приняли участие студенты 4-х курсов в 2010–14 учебных годов в количестве 89 человек, проходивших обучение по дисциплине «ТиМДЮС» — контрольные группы (КГ-1, КГ-2, КГ-3, КГ-4). При организации учебного процесса в КГ лекции и семинары проходили в традиционной устной или письменной вопросно-ответной форме. СРС предполагала изучение основной и дополнительной литературы, подготовку дополнительных материалов в печатном виде и т. п. В экспериментальной группе СРС организована с использованием программы Moodle, в которой описаны требования и возможности выполнения самостоятельных заданий на сайте, график сдачи дополнительных заданий и форум для консультаций по выполнению заданий СРС.

Результаты и их обсуждение. В качестве предметной области был взят раздел дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» под названием «ТиМДЮС», по которой был разработан электронный обучающий курс (ЭОК).

Данный ЭОК является электронным носителем учебно-методических материалов. ЭОК служит справочным материалом при изучении какой-либо дисциплины или темы самостоятельно или под управлением преподавателя. Разработанный нами учебник состоит из следующих блоков (рис.1–2):

Рис. 1. Фрагмент электронного учебника «Теория и методика детско-юношеского спорта»: заглавная страница (организационный блок)

 

-          Организационный блок (рабочая программа дисциплины, расписание курса, консультационный форум)

-          Теоретический блок (5 тем в виде HTML-страниц, а также с видеопрезентацией данных тем с использованием программы Adobe Captivate).

-          Практический блок (перечень семинарских и лабораторных занятий с заданиями)

-          Контрольный блок (вопросы к экзамену, итоговое тестирование).

-          Вспомогательный блок (глоссарий, видеорекомендации к выполнению практических заданий, формы документов для текущего контроля):

Рис. 2. Фрагмент электронного учебника «Теория и методика детско-юношеского спорта»: структура и расписание учебных занятий и заданий

 

Данный электронный обучающий курс разработан в соответствии с дидактическими принципами электронного обучения и, на наш взгляд, позволяет существенно повысить успешность самостоятельного изучения данной дисциплины.

С целью определения эффективности организации СРС с использованием электронного обучения нами были взяты результаты промежуточной аттестации студентов КГ-1, КГ-2, КГ-3, КГ-4 и ЭГ по балльно-рейтинговой системе оценки и проведена математико-статистическая обработка полученных результатов (табл.1):

Таблица 1

Показатели успеваемости студентов по дисциплине «ТиМДЮС» в КГ и ЭГ

Группа испытуемых

Средний рейтинговый балл успеваемости, ±σ

m

t

p

1

КГ-1

63,3±7,0

1,49

4,64

p<0,01

2

КГ-2

68,0±16,0

3,14

2,73

p<0,01

3

КГ-3

66,1±16,8

3,58

2,95

p<0,01

4

КГ-4

57,8±9,6

2,48

5,40

p<0,01

5

ЭГ

80,8±12,0

3,46

 

 

 

Анализ результатов успеваемости свидетельствует об эффективности применения электронного обучающего курса на базе Moodle для организации СРС. Так, показатели успеваемости в ЭГ достоверно выше, чем в каждой из контрольных групп при p<0,01.Данные результаты позволяют нам утверждать, что электронное обучение может использоваться не только при организации дистанционного обучения со студентами заочного обучения [4], но и для организации СРС очной формы обучения.

Выводы. Современное высшее образование всё шире использует возможности электронного обучения, что заложено в новом Федеральном законе№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 [12, с.55–57]. Однако, еще не в полной мере отработаны механизмы, технологии и методики применения электронного обучения при организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения.

Анализ качества подготовки студентов физкультурного профиля по дисциплине «ТиМДЮС» на констатирующем этапе эксперимента свидетельствует о существующих резервов для повышения эффективности образовательного процесса. Так, успеваемость студентов при 100-балльной системе оценке варьируется в пределах 57–68 баллов, что в традиционной 5-балльной системе соответствует уровню оценки «3». В связи с этим, нами разработано электронное обеспечение самостоятельной работы студентов по данной дисциплине в формате электронного обучающего курса на базе приложения Moodle.

Проведенный эксперимент по реализации электронного обучения при организации СРС показал достаточную эффективность, что выразилось в достоверно значимом приросте качества подготовки студентов по данной дисциплине. Так, средний рейтинговый балл в ЭГ составил 80,8±12,0, а различия показателей ЭГ и четырех КГ являются достоверным на уровне значимости p<0,01. Полученные результаты исследования позволяют рекомендовать организацию самостоятельной работы студентов очной формы обучения с применением электронного обучения.

 

Литература:

 

1.         Гришин, П. В. Электронная система управления обучением в вузе на платформе Moodle [Текст] / П. В. Гришин // Ученые записки Международного банковского института. — 2014. — № 8–1. — С. 66–74.

2.         Куклев, В. А. Электронное обучение на основе СДО Moodle: проблемы, поиски и решения [Текст] / В. А. Куклев, Т. М. Егорова // Электронное обучение в непрерывном образовании. — 2015. — Т. 1. — № 1 (2). — С. 552–558.

3.         Любимова, Е. М. Обучение преподавателей вузов разработке и внедрению электронного обучения на платформе Moodle [Текст] / Е. М. Любимова, Э. З. Галимуллина // Научные труды SWorld. — 2013. — Т. 12. — № 2. — С. 86–93.

4.         Мошкина, Е. В. Модель организации учебного процесса студентов-заочников, основанная на использовании электронной системы управления обучением Moodle [Текст] / Е. В. Мошкина, О. Г. Смолянинова // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2012. — № 11. — С. 37–45.

5.         Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Спортивный психолог. — 2011. — № 1. — С. 85–89.

6.         Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей; отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим. — 2013. — С. 46–47.

7.         Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 3 (129). — С. 167–170.

8.         Поливаев, А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.

9.         Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 4. — С. 125–129. 

10.     Приказ от 19 июня 1998 г. N 1646 «О создании федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=313156 (Дата обращения: 16.08.2015).

11.     Романова, Н. В. Электронное обучение: из опыта работы учителя физической культуры [Текст] / Н. В. Романова // Электронное обучение в непрерывном образовании. — 2015. — Т. 1. — № 1 (2). — С. 626–633.

12.     Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf. (Дата обращения: 15.08.2015).

13.     Якушева, Н. М. Электронное обучение: подходы к реализации, примеры средств обучения и учебных заведений [Текст] / Н. М. Якушева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. — 2014. — № 1. — С. 84–88.

Основные термины (генерируются автоматически): электронное обучение, очная форма обучения, самостоятельная работа студентов, электронный обучающий курс, детско-юношеский спорт, дисциплина, образовательный процесс, физкультурный профиль подготовки, физкультурный профиль, электронный учебник.


Ключевые слова

Мудл, самостоятельная работа студентов, электронное обучение, качество подготовки физкультурных кадров., Moodle, качество подготовки физкультурных кадров

Похожие статьи

Особенности формирования профессиональной компетентности...

Объект исследования: образовательный процесс студентов физкультурного профиля по дисциплине «спортивные игры» (раздел «волейбол»).

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

В данной статье рассматривается значение физического воспитания для студентов заочной формы обучения и необходимость итогового тестирования, как средства формирования физкультурно-образовательной компетентности.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Физическое воспитание в вузе, являясь неотъемлемой частью обучения и воспитания в

Физическое воспитание в вузе, взяв на себя функции физкультурного образования курсантов

Изучение бюджета времени студентов показано, что общая нагрузка учебной работой...

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому...

Смешанное обучение — это сочетание очного и электронного обучения.

- самостоятельная работа студентов: включает в себя индивидуальную работу студентов, например поиск информации с использованием Интернет

Использование смешанного обучения в процессе обучения...

смешанное обучение, электронное обучение, студент, электронный курс, компьютерный класс, обучение, профессиональный иностранный язык, высшее образование, Очное обучение, долгое время.

Дистанционное обучение как форма организации...

Организация самостоятельной работы студентов физкультурного профиля с использованием электронного обучения. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов.

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

3) Самостоятельная работа. Система электронного обучения Moodle предоставляет прекрасные возможности студенту для самостоятельной работы.

Теория и методология обучения физической культуре...

обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной

– совершенствовать процесс обучения физической культуре; – разрабатывать новые образовательные оздоровительные технологии.

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Разработка технологии дифференцированного физкультурного образования студентов на основе подбора средств, методов и форм адекватного педагогического воздействия для групп студентов с разным уровнем готовности к обучению.

Похожие статьи

Особенности формирования профессиональной компетентности...

Объект исследования: образовательный процесс студентов физкультурного профиля по дисциплине «спортивные игры» (раздел «волейбол»).

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

В данной статье рассматривается значение физического воспитания для студентов заочной формы обучения и необходимость итогового тестирования, как средства формирования физкультурно-образовательной компетентности.

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Физическое воспитание в вузе, являясь неотъемлемой частью обучения и воспитания в

Физическое воспитание в вузе, взяв на себя функции физкультурного образования курсантов

Изучение бюджета времени студентов показано, что общая нагрузка учебной работой...

Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому...

Смешанное обучение — это сочетание очного и электронного обучения.

- самостоятельная работа студентов: включает в себя индивидуальную работу студентов, например поиск информации с использованием Интернет

Использование смешанного обучения в процессе обучения...

смешанное обучение, электронное обучение, студент, электронный курс, компьютерный класс, обучение, профессиональный иностранный язык, высшее образование, Очное обучение, долгое время.

Дистанционное обучение как форма организации...

Организация самостоятельной работы студентов физкультурного профиля с использованием электронного обучения. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов.

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

3) Самостоятельная работа. Система электронного обучения Moodle предоставляет прекрасные возможности студенту для самостоятельной работы.

Теория и методология обучения физической культуре...

обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной

– совершенствовать процесс обучения физической культуре; – разрабатывать новые образовательные оздоровительные технологии.

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Разработка технологии дифференцированного физкультурного образования студентов на основе подбора средств, методов и форм адекватного педагогического воздействия для групп студентов с разным уровнем готовности к обучению.

Задать вопрос