Библиографическое описание:

Иргашева И. А. Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 585-589.

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Ключевые слова: младший школьный возраст, физическая культура, психолого-педагогические условия, познавательная деятельность.

 

На сегодняшний день личностно-ориентированное образование требует, чтобы ребенок активизировался в процессах социализации как развивающаяся, социально устойчивая и мобильная, свободная, а также творческая личность [1].

Исследования ученых доказывают, что высокий уровень развития познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры может способствовать выработке способов физического самосовершенствования, сохранению оптимального состояния здоровья, развитие творческой социально-активной личности [2; 3; 8].

В младшем школьном возрасте дети (учащиеся младших классов) обладают большими резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в организации познавательной деятельности [4].

Познавательная деятельность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата [7]. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема организации познавательной деятельности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка [5; 6; 8].

Выявленное противоречие между потребностями социальной образовательной практики в изменении процесса физического воспитания в организации познавательной деятельности и отсутствием теоретических и практических разработок, направленных на развитие познавательной активности младших школьников на уроках, а также слабая изученность особенностей данного процесса позволили выявить проблему исследования, которая заключается в поиске условий организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры.

Объект исследования: образовательный процесс на уроках физической культуры младших школьников.

Предмет исследования: условия организации познавательной деятельности в образовательном процессе по физической культуре младших школьников.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка условий организации познавательной деятельности на уроках физической культуры младших школьников и проверка их эффективности.

Задачи исследования:

1.         Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической теории, выявить основные подходы к организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры.

2.         Определить исходный уровень развития познавательной деятельности и двигательных способностей младших школьников.

3.         Разработать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий организации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективная организация познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры в школе может осуществляться за счёт:

-               использования активных методов и приёмов обучения, таких как: поисковый, беседа-диалог, диалог-дискуссия, метод творческих заданий;

-               создания проблемной ситуации в процессе обучения двигательным действиям;

-               развития познавательной активности;

-               выполнения самостоятельных и творческих заданий;

-               формирования мотивационно-ценностного отношения к урокам физической культуры.

Новизна исследования заключается в изменении содержания и организации процесса по физической культуре у учащихся младших классов, выявлении и научном обосновании психолого-педагогических условий организации познавательной деятельности младших школьников.

Практическая значимость исследования: материалы данного исследования могут быть использованы учителями физической культуры в процессе работы с учащимися младшего школьного возраста.

Организация исследования. Исследование проводилось в г. Ишиме, на базе МАОУ СОШ № 5 в несколько этапов с апреля 2014 по июнь 2015 года. В исследовании приняли участие учащиеся 2 «в» и 2 «б» классов (общее количество 50 человек).

Занятия по физической культуре в контрольной группе (КГ) проводились по традиционной программе воспитания и обучения в школе. В экспериментальной группе (ЭГ) использовались специально подобранные психолого-педагогические условия, т. е. мы проводили уроки с использованием психолого-педагогических условий, которые направлены на повышение уровня развития познавательной деятельности и двигательных способностей младших школьников. В уроки были включены элементы развивающего и проблемного обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе нашего эксперимента мы выявили уровень развития познавательной деятельности и двигательных способностей учащихся контрольной и экспериментальной группы. Результаты контрольных испытаний в начале эксперимента в контрольной и экспериментальной группах представлены в таблице 1–2.

Таблица 1

Результаты развития познавательной деятельности в КГ и ЭГ в начале эксперимента

Название теста

Группы

Балл, m± у

t

P

1. Придумывать различные И. П. и показать их выполнение

КГ

11,04±4,49

3,07

P<0,05

ЭГ

15,28±5,02

2. Показ упражнения в соответствии с придуманным им образом или действием и назвать его

КГ

12,52±2,11

0,89

P>0,05

ЭГ

13,56±5,29

3. Придумывает и рассказывает мини-сюжет к комплексу ОРУ

КГ

10,68±3,17

1,89

P>0,05

ЭГ

13,8±7,40

 

Из полученных результатов видно, что группы имеют средние показатели уровня развития познавательной деятельности, наивысший результат в контрольной группе наблюдается во втором задании, средний показатель составляет 12,52, а в экспериментальной группе преобладает задание первое 15,28. Это говорит о разном уровне развития познавательной деятельности.

Таблица 2

Результаты развития двигательных способностей у мальчиков КГ и ЭГ в начале эксперимента

Название теста

Группы

m± у

t

P

1. Бег 30 метров, сек

КГ

6,77±0,48

0,54

P>0,05

ЭГ

6,91±0,47

2. Прыжок в длину с места, см

КГ

138,1±11,3

0,62

P>0,05

ЭГ

134,1±11,8

3. Подтягивание на перекладине, кол-во раз

КГ

1,27±0,63

0,67

P>0,05

ЭГ

1±0,79

4. Поднимание туловища за 30 с, кол-во раз

КГ

19,8±2,52

0,11

P>0,05

ЭГ

19,6±2,37

5. Наклоны туловища, см

КГ

1,81±4,10

0,005

P>0,05

ЭГ

1,83±5,13

 

Из полученных результатов мы видим, что у испытуемых низкий уровень развития двигательных способностей, наиболее низкие показатели в экспериментальной группе наблюдаются в тестах в беге на 30 м (6,77), и в тесте на гибкость (1,83). В экспериментальной группе наиболее низкие показатели наблюдаются в тестах в прыжках в длину (134,1), подтягивание (1), существуют резервы повышения двигательных способностей.

Таблица 3

Результаты развития двигательных способностей у девочек КГ и ЭГ в начале эксперимента

Название теста

Группы

m± у

t

P

1. Бег 30 метров, сек

КГ

7,11±0,52

0,12

P>0,05

ЭГ

6,57±0,38

2. Прыжок в длину с места, см

КГ

134,0±9,75

0,33

P>0,05

ЭГ

132,9±8,79

3. Подтягивание на перекладине, кол-во раз

КГ

14,3±2,16

1,30

P>0,05

ЭГ

13,2±2,34

4. Поднимание туловища за 30 с, кол-во раз

КГ

20,6±2,43

1,82

P>0,05

ЭГ

18,9±2,63

5. Наклоны туловища, см

КГ

20,6±2,43

0,63

P>0,05

ЭГ

2,43±1,82

 

Полученные результаты свидетельствуют о разном уровне двигательных способностей девочек второго класса. В экспериментальной группе низкие показатели наблюдаются в тестах на гибкость (2,43), в подтягивание на перекладине(13,2). В контрольной группе в подтягивание на перекладине (14,3) и в беге на 30 м (7,11).

Занятия в контрольном классе проводились по традиционной методике обучения двигательным действиям, в экспериментальном классе в учебных занятиях создавались условия, которые, по нашему мнению, будут эффективно способствовать организации познавательной деятельности. Количество учебных занятий в экспериментальном и контрольном классах было одинаковым — один раз урок в спортивном зале, один в гимнастическом зале.

Реализация условий в процессе проведения эксперимента осуществлялся на протяжении 2014–2015 учебного года. Экспериментальной группе выдавались рабочие тетради, где они отмечали свой уровень физической подготовленности (в начале и в конце года), уровень физического развития (заполняли родители), заполняли анкету «Моё здоровье», выполняли домашние задания.

Третий урок физической культуры проводился с развивающейся направленностью. Дети регулярно выполняли творческие домашние задания, некоторые из них заносили в рабочую тетрадь. Заданные рефераты дети зачитывали на классных часах, на уроках дети предлагали свои комплексы упражнений по развитию разных качеств, самостоятельно старались проводить, объяснить упражнения, самостоятельно научились проводить подвижные игры, предлагать усложнения, умеют различать упражнения для развития определенных качеств, умеют составлять комплексы утренних гимнастик, различают спортивнее инвентари, и знают для чего они предназначены.

После реализации условий на уроках физической культуры в экспериментальном классе, было проведено конечное тестирование на уровень развития познавательной деятельности и двигательных способностей, результаты представлены в табл.4–6, рис.1.

Таблица 4

Результаты развития познавательной деятельности в КГ и ЭГ в конце эксперимента

Название теста

Группы

Балл, m±у

t

P

1. Придумывать различные И. П. и показать их выполнение

КГ

16,76±3,70

5,88

P<0,01

ЭГ

23,76±4,49

2. Показ упражнения в соответствии с придуманным им образом или действием и назвать его.

КГ

20,56±2,91

0,89

P>0,05

ЭГ

21,8±6,34

3. Придумывает и рассказывает мини-сюжет к комплексу ОРУ

КГ

18±3,73

3,97

P<0,01

ЭГ

24,72±7,40

 

Рис. 1. Сравнение показателей развития познавательной деятельности обучающихся до и после эксперимента в КГ и ЭГ

 

На рисунке мы видим, прирост по всем показателям, если в ЭГ до эксперимента наименьший показатель составлял 13,56, во втором тесте, то после эксперимента наименьший показатель составляет 21,8. Все показатели превышают 20 баллов. Это говорит о том, что организация психолого-педагогических условий повлияла на эффективное развитие познавательной деятельности учащихся младших классов.

Таблица 5

Результаты развития двигательных способностей у мальчиков КГ и ЭГ в конце эксперимента

Название теста

Группы

m± у

t

P

1. Бег 30 метров, сек

КГ

6,73±0,50

0,12

P>0,05

ЭГ

6,7±0,55

2. Прыжок в длину с места, см

КГ

143,5±12,9

0,10

P>0,05

ЭГ

144,1±9,88

3. Подтягивание на перекладине, кол-во раз

КГ

1,54±0,31

1,69

P>0,05

ЭГ

2,16±0,79

4. Поднимание туловища за 30 с, кол-во раз

КГ

19,9±2,83

1,84

P>0,05

ЭГ

21,8±1,18

5. Наклоны туловища, см

КГ

2±3,15

0,91

P>0,05

ЭГ

4±4,34

 

Таблица 6

Результаты развития двигательных способностей у девочек КГ и ЭГ в конце эксперимента

Название теста

Группы

m± у

t

P

1. Бег 30 метров, сек

КГ

6,75±0,40

1,13

P>0,05

ЭГ

6,90±0,32

2. Прыжок в длину с места, см

КГ

139,6±8,50

1,50

P>0,05

ЭГ

140,2±10,8

3. Подтягивание на перекладине, кол-во раз

КГ

15,1±2,16

1,83

P>0,05

ЭГ

17±3,22

4. Поднимание туловища за 30 с, кол-во раз

КГ

21±2,34

0,94

P>0,05

ЭГ

21,8±2,71

5. Наклоны туловища, см

КГ

4,15±1,89

0,08

P>0,05

ЭГ

4,21±1,75

 

Математико-статистическая обработка результатов экспертной оценки уровня интеллектуальных и двигательных способностей у учащихся КГ и ЭГ позволяет утверждать о том, что внедренные психолого-педагогические условия эффективно повлияли на организацию познавательной деятельности.

Заключение. Проведенный теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме организации познавательной деятельности на уроках физической культуры младших школьников позволил нам выявить недостаточно разработанные условия эффективной организации познавательной деятельности.

Познавательная деятельность младших школьников является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию на уроках физической культуры.

На констатирующем этапе эксперимента полученные данные свидетельствуют о слабом развитии таких двигательных способностей как: силы, гибкости у мальчиков экспериментальной и контрольной групп; скоростной выносливости у девочек экспериментальной и контрольной групп. Тестирование показало, что по уровню развития интеллектуальных способностей учащиеся КГ и ЭГ в начале эксперимента в двух заданиях из трех, значимо не отличаются друг от друга. Лишь в одном показатели уже в начале эксперимента наблюдается статистические различия.

При изучении показателей развития двигательных способностей детей в начале эксперимента не обнаружено существенных различий не по одному тесту, что свидетельствует об идентичности двух групп испытуемых.

В ходе исследования нами были разработаны психолого-педагогические условия организации познавательной деятельности на уроках физической культуры младших школьников, которые предполагают осознанное восприятие учебного материала через творческое преобразование в различных видах физкультурной деятельности: использования активных методов и приёмов обучения.

На заключительном этапе эксперимента нами проведен анализ показателей развития интеллектуальных и двигательных способностей младших школьников, под воздействием разработанных психолого-педагогических условий. Установлено, что по уровню развития познавательной деятельности учащиеся ЭГ значимо опережают КГ по двум заданиям из трех (при P<0,01).

Однако при сравнении показателей развития двигательных способностей младших школьников в КГ и ЭГ не наблюдается статистически достоверных различий.

Таким образом, разработанные нами психолого-педагогические условия организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры в большей степени привели к активизации познавательной деятельности детей.

 

Литература:

 

1.         Иргашева, И. А. Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / И. А. Иргашева // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 595–598.

2.         Иргашева, И. А. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / И. А. Иргашева //Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.- 2014.- № 25. — С.62–65.

3.         Короткова, Е. А. Педагогические технологии в учебном процессе по физического воспитанию [Текст]: Учебное пособие / Е. А. Короткова, Л. А. Архипова, Н. В. Фомичева. — Тюмень:Издательство ТюмГУ,2007. — 100с.

4.         Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]: Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.- 224 с.

5.         Короткова, Е. А. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям [Текст] / Е. А. Короткова, Н. В. Фомичева // Теория и практика физической культуры. -2005.-№ 8.- С.12.

6.         Фомичева, Н. В. Деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в физкультурном образовании младших школьников [Текст] /Н. В. Фомичева, А. Г. Поливаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2014. — № 6. — С. 30–31.

7.         Фомичева, Н. В. Концептуальные основы развивающего обучения в физкультурном образовании младших школьников [Текст] /Н. В. Фомичева // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies.-2012. — № 5–3(5). — С.57–58.

8.         Фомичева, Н. В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников [Текст]: монография / Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2011. — 123 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle