Библиографическое описание:

Поливаев А. Г. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов — мини-футболистов с показателями эффективности соревновательной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 593-596.

Материалы статьи содержат сведения об индивидуально-психологических особенностях личности студентов, занимающихся мини-футболом. Автор исследования провел анализ взаимосвязи данных особенностей с показателями эффективности соревновательной деятельности (СД). При этом выяснилось, что «эффективные» игроки отличаются личностными особенностями, такими как, интеллект (фактор B+), добросовестность, ответственность, настойчивость (фактор G+), эмоциональная сдержанность, осторожность, повышенная чувствительность к угрозе (фактор H-), целенаправленность, сильная воля, умение контролировать эмоции, поведение (фактор Q3+).

Ключевые слова: личность, индивидуально-психологические особенности, мини-футбол, эффективность соревновательной деятельности, коэффициент полезности игрока.

 

Актуальность исследования. Мини-футбол (футзал) является относительно новым игровым видом для российского спорта. Активно он начал развиваться в 90-х годов XX-го века. Многими исследования показано, что технологии и методики тренировочно-соревновательной деятельности «большого» футбола не всегда могут быть адаптированы к мини-футболу [3; 4; 9]. Это объясняется и различной структурой СД [1; 3; 4; 10], и различными требованиями к функциональным и физическим возможностям спортсменов [9], и даже разными психологическими условиями ведения соревновательной борьбы [5; 7].

В связи с этим актуальным становится поиск инновационных технологий, подходов и методик организации спортивной подготовки игроков в мини-футболе, в том числе к организации психологической подготовки, изучению индивидуально-психологических особенностей и мотивации игроков [2; 5; 6; 7; 8]. Известно, что различные виды спорта предъявляют особые требования к структуре личности спортсмена, т. е. установлены типологические сочетания личностных особенностей и свойств нервной системы, характерных для лучших представителей того или иного вида спорта. Однако, данные сведения отсутствуют в сфере мини-футбола. Поэтому объективно существует проблема поиска и выявления типологических особенностей личности, характерных для мини-футбола, и установления взаимосвязи и влияния данных личностных особенностей на результативность СД.

В связи с этим, нами определена цель исследования: выявить характерные индивидуально-психологические особенности личности «эффективных» мини-футболистов студенческой команды. Под термином «эффективные игроки» мы будем понимать мини-футболистов, показывающих стабильно высокие показатели эффективности СД (коэффициент полезности игрока — КПИ).

Методы исследования. Поставленная цель исследования предполагает использование следующих методов для ее решения: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, психологическое анкетирование, педагогическое наблюдение СД (протоколирование), математико-статистические методы обработки результатов исследования.

Организация исследования. Исследование проходило с февраля по май 2015 г. во время проведения второго круга первенства г. Ишима по мини-футболу (количество игр — 20). В исследовании приняли участие игроки студенческой мини-футбольной команды в количестве 10 человек, имеющих 1–3 взрослые разряды.

Результаты исследования и их обсуждение. Для изучения выраженности индивидуально-психологических особенностей личности игроков нами использовались общепринятые тест-опросники Р. Б. Кеттела (личностный 16-факторный опросник, форма С, 105 вопросов) и Я. Стреляу (опросник для определения свойств темперамента, 134 вопроса). Результаты анкетирования, а также показатели КПИ представлены в табл.1–2:

Таблица 1

Индивидуально-психологические особенности личности студентов-мини-футболистов 18–22 лет и показатели эффективности СД (КПИ)

Ф.И.

Стены

КПИ

А

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

1

М.Д.

9

5

7

6

6

10

7

3

4

4

6

3

7

1

10

3

0,99

2

К.М.

2

10

5

6

4

7

7

3

8

5

6

1

3

8

8

4

1,46

3

П.А.

1

7

7

8

2

6

4

2

8

1

5

5

2

8

8

5

1,22

4

Е.Р

9

7

7

4

6

6

6

7

4

6

5

2

6

3

7

5

1,14

5

Г.В.

4

8

6

10

8

5

7

4

8

4

4

8

3

4

2

6

0,94

6

Ф.А.

9

5

5

7

4

7

8

4

8

3

3

7

7

7

10

5

1,38

7

М.А.

5

6

3

6

2

6

5

4

7

1

6

10

9

7

5

7

0,93

8

Г.А.

7

4

9

6

9

6

10

4

7

6

5

1

7

5

8

2

0,62

9

Ч.А.

8

4

5

9

4

3

9

5

7

7

5

2

7

6

9

5

0,64

10

Р.С.

7

6

8

4

6

8

9

3

7

3

1

3

1

5

8

1

0,61

 

В среднем

6,1

6,2

6,2

6,6

5,1

6,4

7,2

3,9

6,8

4,0

4,6

4,2

5,2

5,4

7,5

4,3

0,99

 

Анализ данных показателей свидетельствует о том, что в среднем по команде большинство личностных факторов укладываются в средние нормы от 4 до 7 стенов, что не выражает характерных особенностей, однако, некоторые личностные факторы выходят за эти пределы, а именно, факторы H, I, M, Q3. Таким образом, можно утверждать, что игроки команды отличаются смелостью, активностью, способностью принимать неординарные решения; суровы, практичны, рациональны; имеют высокую скорость принятия решений, реалистичны; целенаправленны, имеют сильную волю, контролируют свои эмоции и поведение.

Таблица 2

Показатели выраженности свойств нервной системы (НС) у студентов-мини-футболистов 18–22 лет

Ф.И.

Сила-слабость НС (по возбуждению/ по торможению)

Подвижность-инертность НС

Уравновешенность-неуравновешенность НС

Интерпретация свойств нервной системы

КПИ

1

М.Д.

58/77

63

0,75

Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону торможения

0,99

2

К.М.

67/76

60

0,88

Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону торможения

1,46

3

П.А.

59/47

60

1,26

Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону возбуждения

1,22

4

Е.Р

58/54

72

1,10

Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону возбуждения

1,14

5

Г.В.

37/39

45

0,95

Слабая, инертная, уравновешенная

0,94

6

Ф.А.

60/56

68

0,92

Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону торможения

1,38

7

М.А.

62/60

76

1,00

Сильная, подвижная, уравновешенная

0,93

8

Г.А.

48/50

56

1,20

Слабая, подвижная, неуравновешенная в сторону возбуждения

0,62

9

Ч.А.

66/60

78

1,10

Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону возбуждения

0,64

10

Р.С.

79/65

68

1,22

Сильная, подвижная, неуравновешенная в сторону возбуждения

0,61

 

Анализируя выраженность свойств НС игроков, можно заключить, что большинство спортсменов обладают сильной, подвижной НС — 80 %, и только 20 % имеют слабую нервную систему. При этом, наблюдается неуравновешенность в сторону возбуждения или торможения (40 % испытуемых).

Для оценки результативности СД мы использовали разработанный нами и математически обоснованный коэффициент полезности игрока (КПИ), который выражался следующей математической формулой с использованием весовых коэффициентов [10]:

где: КПИ — коэффициент полезности игрока; Уд — удары; УдвСт — удары в створ ворот; Голы — забитые мячи; ТП — точные передачи; НП — неточные передачи; ЭО — эффективные обводки; ГП — голевые передачи; От — отборы; Пот — потери; ВрИ — время игрока на площадке.

Для оценки эффективности соревновательной деятельности вратарей данная формул приобретает следующий вид:

где: Сейв — отбитые мячи (спасения ворот); ПМ — пропущенные мячи.

Далее для установления взаимосвязи и влияния индивидуально-психологических особенностей личности игроков на результативность СД мы провели сначала корреляционный анализ по Бравэ-Пирсону, а затем однофакторный дисперсионный анализ (табл.3). При этом, в качестве инвариантного фактора выступил показатель эффективности игрока, а именно, значение КПИ, выше или равный 1 для эффективных игроков. Таким образом, по итогам 2-го круга чемпионата у нас в исследовании определилось 5 «эффективных» (с КПИ≥1) и 5 «неэффективных» игроков (КПИ<1).

Таблица 3

Результаты корреляционного и однофакторного дисперсионного анализа между показателем эффективности КПИ и отдельными свойствами личности и нервной системы

Свойства личности

Корреляционный анализ

Однофакторный дисперсионный анализ

Коэффициент корреляции, r

Достоверность, p

Значение F-Фишера

Достоверность, p

1

Фактор A

-0,33

p>0,05

0,010152

p>0,05

2

Фактор B

0,61

p>0,05

0,390244

p>0,05

3

Фактор C

-0,37

p>0,05

0,000000

p>0,05

4

Фактор E

0,01

p>0,05

0,390244

p>0,05

5

Фактор F

-0,45

p>0,05

0,890909

p>0,05

6

Фактор G

0,23

p>0,05

2,133333

p≤0,10

7

Фактор H

-0,56

p>0,05

2,031746

p≤0,10

8

Фактор I

-0,12

p>0,05

0,047619

p>0,05

9

Фактор L

0,14

p>0,05

0,640000

p>0,05

10

Фактор M

-0,27

p>0,05

0,085106

p>0,05

11

Фактор N

0,28

p>0,05

0,615385

p>0,05

12

Фактор O

0,15

p>0,05

0,334884

p>0,05

13

Фактор Q1

-0,10

p>0,05

0,049080

p>0,05

14

Фактор Q2

0,34

p>0,05

0,000000

p>0,05

15

Фактор Q3

0,11

p>0,05

2,396040

p≤0,10

16

Фактор Q4

0,40

p>0,05

0,026667

p>0,05

17

Сила по возбуждению

-0,03

p>0,05

0,071531

p>0,05

18

Сила по торможению

0,15

p>0,05

0,881033

p>0,05

19

Подвижность

-0,12

p>0,05

0,000000

p>0,05

20

Уравновешенность

-0,44

p>0,05

1,161481

p>0,05

 

Полученные результаты математико-статистической обработки данных показывают, что, несмотря на отсутствие достоверных результатов (при p<0,05), нами обнаружена средняя положительная корреляционная взаимосвязь между эффективностью СД и фактором B (интеллект), т. е. успешные игроки более сообразительны, оперативны, быстро обучаемы, реактивные в выборе действий. Кроме этого, обнаружена средняя отрицательная корреляционная взаимосвязь между эффективностью СД и фактором H, т. е. успешные игроки более осторожны, сдержанны и чувствительны к угрозе, что вероятно уменьшает риск в игровых действиях и снижает вероятность ошибок. Также высокую степень влияния на эффективность СД игроков показали факторы G, Q3 — эффективные игроки более ответственны, стабильны, настойчивы, а также целенаправленны, волевые, контролируют поведение и эмоции.

Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что индивидуально-психологические особенности личности оказывают некоторые влияние на эффективность СД, поэтому требуют постоянного изучения и учета в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

При проведении нами анализа личностных особенностей студентов-мини-футболистов обнаружено, что на эффективность СД игроков влияют такие особенности личности как интеллект (фактор B+), высокая нормативность поведения (G+), робость (фактор H-), высокий самоконтроль (фактор Q3+).

 

Литература:

 

1.    Ержанов, Р. А. Методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом [Текст] / Р. А. Ержанов // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 592–595.

2.    Иргашева, И. А. Формирование мотивации у студентов к занятиям физической культурой с использованием средств мини-футбола [Текст] / И. А. Иргашева // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С.74–76.

3.    Козин, В. В. Содержание и структура технико-тактической деятельности в мини-футболе [Текст] / В. В. Козин, Г. С. Лалаков // Физкультурное образование Сибири. — 2010. — Т. 26. — № 1. — С. 58–60.

4.    Корнев, В. Г. Анализ технико-тактических действий в мини-футболе студенческой спортивной команды [Текст] / В. Г. Корнев, И. П. Мирошников // В сборнике: Инновации в науке, образовании и бизнесе — основа эффективного развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции: В 4-х томах. пос. Персиановский, 2011. — С. 46–48.

5.    Наконечная, Л. Е. Построение программы индивидуализации психологической подготовки с учетом индивидуально-психологических особенностей в мини-футболе [Текст] / Л. Е. Наконечная, Е. В. Романина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 2 (120). — С. 217–220.

6.    Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Спортивный психолог. — 2011. — № 1. — С. 85–89.

7.    Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ: Межвузовский сборник научных статей; отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим. — 2013. — С. 46–47.

8.    Поливаев, А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.

9.    Полуренко, К. Л. Управление тренировочным процессом студенческих команд по мини-футболу с использованием комплексного педагогического контроля [Текст] / К. Л. Полуренко // Проблемы и перспективы развития физической культуры в России и странах ближнего зарубежья: сб. науч.статей; под ред. В. Л. Крайника, П. Г. Воронцова. — Барнаул: АлтГПА, 2010. — С. 187–189.

10.              Фисунов, А. В. Автоматизированная система оценки показателей соревновательной деятельности в мини-футболе [Текст] / А. В. Фисунов // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 610–615.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle