Библиографическое описание:

Митякина О. Ю. Развитие когнитивных процессов на занятиях филологического кружка // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 548-551.

Язык включен в сложный процесс познания мира человеком, в информационно-когнитивную систему, в которой взаимодействуют мышление, сознание, память и язык.

Современная образовательная система наряду с обучением школьников основам разнообразных знаний в соответствии со школьной программой выполняет дополнительную функцию развития у них памяти, мышления, речи, воображения, которые являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности.

Программа филологического кружка «Развитие когнитивных процессов»

Пояснительная записка

Филологический кружок предназначен для учащихся 7-х классов и рассчитан на 17 часов.

Занятия кружка посвящены развитию когнитивных процессов; выбор тематики кружка обусловлен недостаточной сформированностью образного мышления учащихся и невозможностью постоянно и целенаправленно проводить данную работу на уроках русского языка. В какой-то степени художественное речетворчество реализуется в написании учащимися сочинений и изложений, но системно (на специальных занятиях) оно может быть представлено в настоящее время именно в кружковой работе.

Цель занятий — развитие когнитивных процессов (восприятия, мышления, памяти, речи) в ходе учебно-познавательной деятельности школьников.

Основными задачами кружка являются:

-          развитие образного мышления,

-          развитие воссоздающего воображения, наблюдательности,

-          активизация работы ассоциативной памяти,

-          познание слова как основы языковой деятельности,

-          обогащение речи учащихся, их пассивного и активного словаря,

-          формирование способности к образному воспроизведению жизненных явлений и фактов,

-          совершенствование устной и письменной речи учащихся,

-          стимулирование художественного речетворчества учащихся.

Работа кружка предусматривает использование методических приемов, направленных на развитие и совершенствование творческих способностей учащихся (речетворческие тренинги, творческие лаборатории, исследовательская работа, мозговой штурм и др.). Формы контроля за достижениями учащихся: тесты, презентации, сочинения (эссе), комплексный анализ текста, защита выполненного задания, практикумы, круглые столы.

Содержание программы

Многообразие значений слова. Словари разных типов.

Ассоциативные связи между словами. Цепочки слов по ассоциациям. Словосочетания и предложения, построенные на их основе.

Анализ художественного текста. Авторские ассоциации в тексте. Специальные лексические и синтаксические изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры речи). Роль средств языковой выразительности в тексте.

Словесное рисование. Передача зрительных и слуховых впечатлений.

Специфика образной речи, стилистических ресурсов языка, жанровых особенностей текста. Создание собственного текста на основе авторского образного средства.

План. Преобразование простого плана в сложный. Замысел текста, озаглавливание текста, выделение ключевых слов и микротем.

Творческая работа учащихся. Образное воспроизведение жизненных явлений и фактов.

Совершенствование собственного текста. Рецензирование творческих работ учителем. Исправление и предупреждение ошибок.

Таблица

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

1

Многообразие значений слова. Обогащение активного и пассивного словарного запаса учащихся.

1

Тестирование (проверка объема языковых единиц). Наблюдение над языковым материалом

2

Работа со словарями разных типов, справочной литературой.

1

Практикум

3

Ассоциативные связи между словами. Составление цепочек слов по ассоциации, построение на их основе словосочетаний и предложений.

1

Речетворческий тренинг. «Мозговой штурм»

4

Анализ художественного текста. Выявление авторских ассоциаций в тексте.

2

Комплексный анализ текста. Исследовательская работа

5

Специальные лексические и синтаксические изобразительно- выразительные средства языка (тропы и фигуры речи). Роль средств языковой выразительности в тексте.

2

Сбор и оформление полученной информации. Презентация «Выразительные средства языка».

6

Словесное рисование. Передача зрительных и слуховых впечатлений.

1

Речетворческий тренинг

7

Расширение номенклатуры речеведческих понятий за счет сведений о специфике образной речи, стилистических ресурсов языка, жанровых особенностей текста.

2

Круглый стол «Специфика образной речи, стилистических ресурсов языка, жанровых особенностей текста»

8

Восстановление деформированного авторского текста. Создание собственного текста на основе авторского образного средства.

2

Речетворческий тренинг. Эссе «Слово — одежда мысли»

9

 

План. Преобразование простого плана в сложный. Замысел текста, озаглавливание текста, выделение ключевых слов и микротем.

1

Практикум. Защита выполненного задания

10

Творческие работы учащихся. Образное воспроизведение жизненных явлений и фактов.

2

Творческая лаборатория «Я — автор». Самопрезентация: подача образа «Я» и развитие «Я» — концепции

11

Совершенствование собственного текста. Рецензирование творческих работ учителем. Исправление и предупреждение ошибок.

2

Практикум

 

Приложение

Речетворческие тренинги

Предлагаемые речетворческие тренинги строятся на словах, художественных текстах, произведениях живописи и музыкальных произведениях и соотносятся с пережитым, близким, а значит, понятным школьникам.

Материал отбирался с учетом его способности стимулировать художественное речетворчество учащихся.

Тренинг «Ассоциативные шаги»

Учащиеся должны установить между двумя отдаленными понятиями ассоциативный переход длиной в несколько шагов. Например, между словами КРИК и РЯБИНА учениками устанавливаются ассоциативные цепочки: крик — боль, боль — одиночество, одиночество — горечь, горечь — рябина.

Тренинг «Бином фантазии»

Ребята учатся по двум не связанным между собой словам создавать текст.

Создайте свой текст, используя ассоциативный ряд:

Лето — солнце, цветы, радость.

Тренинг «Создание контекста по образному средству»

Школьники должны научиться вводить образное средство, использованное мастером слова, в собственный текст, например: «слезливое утро» (А.Чехов); «немой покой» (И.Бунин); «любопытное солнце» (А.Блок).

Тренинг «Художник»

Следующие задания связаны с умением вербально передавать зрительные впечатления.

Я и художник

— Опишите картину.

— Назовите картину. Сравните свое название с авторским.

— В какое состояние приводит вас увиденное? Обратите особое внимание на детали. Какова их роль?

Я — художник

Нарисуйте (словесно) пейзаж, портрет, натюрморт.

Тренинг «Композитор»

Задания направлены на установление связей между звуковыми, музыкальными образами, на закрепление умения выразить словами свои впечатления от звучащей музыки.

Я и композитор

Прослушайте музыкальное произведение. Какие мысли и чувства оно у вас вызвало? Опишите свое состояние.

Я — композитор

Напишите (словесно) музыку к тексту.

«Листья налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист, а за ним и другой летит. Синицы на ветке завозятся, сразу брызнут листья по сторонам. Закружится пёстрый смерч из листьев, когда вдруг налетит сильный ветер» (Н.Сладков)

Тест: проверка объема языковых единиц (лингвистического тезауруса)

Ставится задача перечислить значения многозначных слов, например таких, как идти (имеющего в словаре 26 значений), принять (18 значений), прямой (11 значений).

Такой тест позволит определить уровень языкового чутья, степень умения не только извлекать из памяти известные значения, но и «конструировать» их путем постановки заданного слова в соответствующий контекст.

«Мозговой штурм» (развитие лингвистического мышления)

Задание № 1

Даны слова: сок, кора, море.

Из каждого слова составьте цепочку слов (8–10). Делайте это следующим образом: заменяйте в каждом последующем слове, начиная с первого, гласный или согласный звук.

Например: лом — дом — ком — кол — гол; код — род — ром — Рим — рис.

Задание № 2

Запишите слова, смысл которых меняется от замены одной гласной или согласной буквы. Например: конВерт — конЦерт.

Тревога -; село -; машина -; довод -; топор -; белка -.

Задание № 3

Заменить исконно русским словами:

Архитектор — (зодчий)

Реставрация — (восстановление)

Легитимный — (законный)

Задание № 4

Найти лишнее слово:

Слепой, ослепить, ослепнуть, слепок.

Гора, гористый, горе, горный.

Задание № 5

Подобрать к прилагательным синонимы:

Свежая газета — … Острое зрение — …

Свежий воздух — … Острый нос — …

Слабые удары — … Грубая ошибка — …

Слабые знания — … Грубый ответ — …

Задание № 6

О ком мы так говорим? Подобрать синонимы.

Тяжелый на подъем –

На руку нечист –

Мухи не обидит –

Подает надежды –

Задание № 7

Задумано 1 слово:

-          заменив у него первую букву другой, получим название сорта яблок;

-          заменив третью букву другой, получим название химического органического соединения;

-          убрав первую букву, получим название места стоянки кораблей;

-          убрав вторую букву, получим слово, обозначающее вид, категорию, разряд предметов по их качеству;

-          убрав последнюю букву, получим слово, обозначающее возникшее недоразумение между двумя и более людьми;

-          убрав вторую и последнюю буквы одновременно, получим слово, обозначающее мусор.

Какое слово задумано?

Спорт — апорт — спирт — порт — сорт — спор — сор.

Задание № 8

Составь слово из морфем:

-          от глагола дарить возьми корень,

-          от глагола понес — приставку,

-          от существительного кружок — суффикс.

Какое получилось слово?

Задание № 9

Объяснить фразеологизмы:

Лебединая песня –

Кануть в Лету –

Посыпать голову пеплом –

Задание № 10

Объяснить лексическое значение слов:

Эффектный — эффективный

Факт — фактор

Информативный — информационный

Комплексный анализ текста

О.Мандельштам «Я около Кольцова…»

Выполните комплексный анализ текста, опираясь на следующие вопросы.

1)                 Составьте словарик средств языковой выразительности с примерами из данного текста;

2)                 Каковы главные языковые особенности текста?

3)                 Какова цель языковой игры в тексте?

4)                 Какова роль синтаксических средств выразительности в данном тексте?

5)                 Какие образы стихотворения помогают глубже понять замысел автора?

6)                 Какой краеведческий материал можно обнаружить в тексте?

 

Литература:

 

1.                  Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 томах. Том 2. — М.: Педагогика, 1982.

2.                  Меркин Г. С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Меркин Г. С., Зыбина Т. М., Максимчук Н. А., Рябикова О. С.; под общ. ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.

3.                  Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

4.                  Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку. — М.: Просвещение, 1979.

5.                  Беспаленко Е. М. Психологическое сопровождение инновационных процессов в школе. Труды международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях», Воронеж, ВГУ, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle