Библиографическое описание:

Степанцов Г. В., Баканов А. В. Некоторые аспекты внедрения электронной системы управления образовательным процессом // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 56-58.

Для повышения качества образования в МГГУ им. М. А. Шолохова были поставлены следующие основные цели:

–                    стимулирование студентов к регулярной и систематической работе над освоением образовательных модулей;

–                    внесение в процесс обучения элемента состязательности за счет замены усредненных категорий (отлично, хорошо, удовлетворительно) более дифференцированными оценками в баллах с возможностью их постоянного накопления;

–                    реализация объективной и комплексной системы оценки результативности учебной деятельности студентов по совокупности накопленных ими баллов в течение каждого семестра (учебного года, двух, трех учебных годов или за весь период обучения);

–                    создание объективного критерия для определения студентов для представления к поощрению (различные стипендии, премии), а также рекомендации к поступлению в магистратуру и аспирантуру;

–                    осуществление оценки успешности освоения основной образовательной программы выпускником путем сравнения набранных им за период обучения баллов с максимально возможным количеством баллов.

Для достижения данных целей была разработана балльно-рейтинговая система (БРС). Согласно положению [1] о балльно-рейтинговой системе в МГГУ им. М. А. Шолохова: балльно-рейтинговая система — системный накопительный подход к выставлению баллов студентам в регламентированной шкале по результатам всех видов учебной деятельности при освоении основных образовательных программ, таких как: задания для практических, семинарских и лабораторных занятий.

Согласно БРС МГГУ им. М. А. Шолохова [1]по форме, содержанию и уровню сложности эти задания должны быть направлены на:

1.                  Диагностику имеющихся теоретических знаний (например, тесты с однозначным выбором ответа, тесты с многозначным ответом, тесты на дополнение, тесты с закрытой и открытой формами задания, тесты, содержащие задания на соответствие, тесты с заданиями на группировку информации, тесты с заданиями на установление последовательности, тесты идентификации).

2.                  Диагностику уровня понимания изученного материала (например, анализ различных типов данных, реферирование, аннотирование, планирование, тезирование, конспектирование, презентация, составление рекомендаций, расчетно-графических и расчетных задач, задания на прогнозирование).

3.                  Диагностику умений применять изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях (например, практика, лабораторные работы, кейсы, тесты, методы ситуационной оценки, метод аттитюдов).

4.                  Диагностику умений разбить учебный материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура (например, аналитический отчет, задания на структурирование проблемы, исторический анализ, задания на моделирование, задания на классификацию и другое).

5.                  Диагностику коммуникативных умений (например, умение проводить дебаты, дискуссию, круглый стол, видео-спич, видео-интервью, тренинги, беседу, диалог или опрос).

Забегая вперед хотелось бы отметить, что удалось реализовать с минимальными трудозатратами задания из пунктов 1, 3 и 4.

При внедрении БРС в учебный процесс в МГГУ им. М. А. Шолохова стало понятно, что необходима система, которая позволила бы собирать отчетность о выполнении студентами занятиями, автоматизировала проверку отчетности, суммирования и хранения балльно-рейтинговых данных студентов на протяжении всего их обучения.

За основу для создания подобной системы было решено взять какую-либо систему управления обучением (англ. Learning Management System или сокращенно LMS)

Выбор в пользу использования LMS-системы был сделан в силу желания собрать в одном месте обучающихся, педагогов, методистов, вне зависимости от времени и географического положения (это вызвано разными формами обучения), задания, календарный план, которая позволила бы собирать и хранить статистику об успеваемости, а так же общаться всем участникам учебного процесса.

На данный момент для сферы образования существует большое количество как коммерческих, так и свободно распространяемых LMS-систем, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Для внедрения той или иной системы управления чрезвычайно важными являются вопросы технической поддержки, периодического обновления, совместимости с другими системами, дружественность интерфейса, функциональность и стоимости.

После анализа рынка нами был сделан выбор в пользу LMS Moodle, которая на наш взгляд занимает наиболее выгодное положение в данной ситуации.

Система Moodle — постоянно развивающийся проект, основанный на теории социального конструктивизма и ориентированный как на организацию взаимодействия между преподавателями и студентами, так и на управление процессом обучения [2].

LMS Moodle обладает рядом важных для нас преимуществ: во-первых, она существенно облегчает работу преподавателя, беря на себя большую часть по оцениванию выполненных заданий студентов, а так же контроль за соблюдением ими календарного плана, во-вторых, позволяет одновременно вести занятия с учащимися различных форм обучения, в-третьих, поддерживает обмен коммуникации между участниками учебного процесса, в-четвертых, позволяет организовывать учебное обсуждение проблем синхронным и асинхронным образом, в-пятых, имеет богатый набор дополнительных модулей, что создает все необходимые условия для полноценной работы преподавателей и позволяет им реализовать курсы различных уровней сложности, в-шестых, подходит как инструмент организации контроля за самостоятельной работой студентов любых форм обучения, в-седьмых, возможность внесения изменений в саму систему благодаря распространению LMS Moodle по лицензии GNU GPL [2].

Для пилотного проекта по внедрению LMS Moodle, как инструмента для работы с БРС были выбраны студенты первых курсов Института политики, права и социального развития и факультетов Точных наук и инновационных технологий, Журналистики, Экологии и естественных наук.

Для этого в системе Moodle были разработаны курсы с учетом план-графиков, учебных программ и учебно-методических комплексов, а так же рейтинг-планы для каждой дисциплины, учитывающие все виды учебной работы для студентов, количество баллов выставляемых за конкретный вид работы и календарные сроки сдачи отчетности (Пример — Таблица № 1).

Таблица 1

Фрагмент рейтинг-плана

Номер модуля

Вид занятия, тема

Задание

К-во баллов

Сроки

ДМ1

Лекция. Информатика как наука. Понятие «Информация». Свойства информации. Формы представления информации.

 

0

02.09

 

Семинар. «Развитие вычислительной техники».

Вопросы для обсуждения:

1.                  Этапы развития информационных технологий.

2.                  ЭВМ четвертого поколения.

3.                  Перспективы развития пятого поколения.

0–2

02.09

 

 

Самостоятельная работа:

Изучить особенности вычислительных машин, относящихся к первому, второму, третьему, четвертому поколениям ВМ.

0–2

02.09

 

Практика (Группа 1). «Информация. Решение задач».

План практического занятия:

1.                  Информация. Свойства информации.

2.                  Единицы измерения информации.

3.                  Формула Шеннона для определения количества информации.

4.                  Решение задач.

0–2

06.09

 

 

Самостоятельная работа: Решение задач.

0–2

06.09

 

На основании разработанных план-графиков преподаватели создали в системе Moodle задания, соответствующие видам и темам работ с определенными временными рамками их выполнения. В зависимости от вида задания студенты прикрепляли файлы с отчетами, проходили тестирования или учувствовали в дискуссии. Затем выставлялось количество баллов за качество проделанной работы либо системой автоматически, либо самим преподавателем.

В результате пилотного проекта мы получили систему автоматического подсчета баллов студента к промежуточному и итоговому контролю в семестре, при этом все данные хранятся в системе до момента удаления учетной записи студента.

Жесткие временные рамки позволили увеличить дисциплину не только среди студентов, но и среди преподавателей, т. к. система, как независимая третья сторона, строго следила за исполнением план-графиков со стороны студентов и преподавателей.

При этом основные сложности возникли с подсчетом баллов, набранных студентом из-за применением разных шкал для оценки: в БРС — 36-ти бальная шкала, в LMS Moodle — 100-балльная шкала. Также сложности возникли с учетом баллов, полученных студентами в ходе очных занятий, в связи с тем, на семинаре баллы приходилось вносить в систему Moodle вручную в специально отведенное задание «Работа в аудитории».

 

Литература:

 

1.                  Положению о балльно-рейтинговой системе ФГБОУ ВПО МГГУ им. М. А. Шолохова.

2.                  moodle.org

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle