Библиографическое описание:

Кузова Н. В. Жизнь и творчество Винсента Ван Гога // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 462-465.

Никто не может ничего сделать с тем, что никто не покупает моих картин. Но придет время, когда люди поймут, что их стоимость превышает стоимость красок.

Винсент Ван Гог

 

Жизнь Винсента Ван Гога, как переплетение всевозможных случайностей и событий, покрыта тайнами и слухами. До сих пор ученые спорят о причинах психического расстройства и внезапной смерти великого автора. В его картинах находят скрытые замыслы, а письма к брату открывают суровую правду о нелегкой жизни художника. Судьба была жестока, отпустив Ван Гогу всего 10 лет активной творческой жизни, но и этого короткого срока хватило, чтобы он превратился в мастера с оригинальной манерой живописи. Благодаря постоянному труду, выработанному таланту и собственному неповторимому взгляду на мир, Ван Гог сумел создать настоящие шедевры.

Винсент Ван Гог стал символом человека, вложившего в искусство всю свою душу — настолько глубоко, что в конце концов он сам потерял её. «Умирать тяжело, но жить еще тяжелее», писал он о своей жизни.

Сложно представит себе, сколько тягот пришлось перенести Ван Гогу. Лишь десять лет потребовалось ему, чтобы полностью раскрыть свой талант — десять тяжелых лет, полных адского труда.

И все же — художник, за всю свою жизнь не продавший ни одной картины, душевнобольной человек, несостоявшийся проповедник, неудавшийся торговец — даже в самые трудные моменты своей жизни он продолжал считать, что нет ничего более достойного, чем любовь к людям.

Ван Гоги принадлежали к старинному бюргерскому роду, упоминание о котором восходят к 16 веку. Представители мужской части этой семьи становились священнослужителями или занимались торговлей антиквариатом и картинами.

Винсент появился на свет 30 марта 1853 года в местечке Гроот Зюндерт (Северная Брабанта), день в день ровно через год после того, как родился мертвым первенец Теодоруса Ван Гога и Анны Корнелиус Карбентус, получивший при крещении то же самое имя. Могила первого Винсента была расположена рядом с церковной дверью, через которую второй Винсент проходил каждое воскресенье своего детства.

Должно быть, это было не очень приятно, кроме того, в семейных бумагах Ван Гогов есть прямое указание на то, что имя мертворожденного предшественника часто упоминалось в присутствии Винсента. Но повлияло ли это каким-то образом на его «чувство вины» или его предполагаемое некоторыми ощущение себя «незаконным узурпатором», остается только строить догадки.

Кроме Винсента, в семье было еще пятеро детей, но только один из них имел для него огромное значение — младший брат Тео, чья жизнь запутанным и трагическим образом переплелась с жизнью Винсента.

Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу — с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) — в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге. Здесь будущий художник впервые соприкасается с живописью и рисунком и обогащает опыт, который он получает на работе, познавательными посещениями городских музеев и обильным чтением. Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года.

В «Гупиле» Ван Гог пробыл два года и пережил болезненное одиночество, которое сквозит в его письмах к брату, все более и более печальных. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным — Евгению) и оказывается отвергнутым. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства.

Молодой человек был абсолютно уверен в том, что человек приходит в мир не для того, что бы быть счастливым, а чтобы созидать и оставлять после себя нечто великое. В 1876 году он решил стать учителем и воспитателем в частной школе Стокса в Рамсгейте. Здесь же он начал заниматься проповеднической деятельностью. Однако интерес к преподаванию и миссионерству довольно скоро сменился глубокой тоской и разочарованием.

В 1877 году Ван Гог снова живёт в Голландии, и все больше находит утешение в религии. После переезда в Амстердам он начал учиться на священника, но вскоре бросил учебу, так как обстановка на факультете его не устраивала. Молодой человек мечтал не об однообразной работе простого священника, а о высокодуховной жизни. Перед ним возникла новая цель — стать проповедником в Боринаже, шахтёрском крае на юге Бельгии. Для того чтобы получить это место, будущий художник отправился в миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене, недалеко от Брюсселя. Но неряшливый вид, вспыльчивый темперамент и частые приступы ярости привели к тому, что ему отказали в желанном месте.

Одержимый своей идеей, Ван Гог отправился с проповедями в Патюраж. Он был потрясён местной нищетой и без устали трудился во благо всех страждущих, посещал больных, читал неграмотным Писание, учил детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Самоотверженность будущего художника победила возникшее не только у шахтёров, но и у членов Евангелического общества предубеждение против него. Ему назначили жалование в пятьдесят франков, и впервые за многие годы Винсент почувствовал себя счастливым. Однако страстное отношение к делу настроило против проповедника его духовное начальство, в глазах которого стремление Винсента «всех любить» имело характер ереси.

Выступая за права шахтёров, Винсент обратился с ходатайством к дирекции шахт и от имени рабочих потребовал улучшение условий их труда. Это послужило причиной отстранения Ван Гога от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии. Таким образом, в июле 1879 года в возрасте двадцати шести лет Винсент остался без цели в жизни, работы и каких — либо надежд на будущее. Это событие сильно ударило по его эмоционально — психическому состоянию.

Пребывая в подавленном настроении, Винсент всё своё время посвятил рисованию. В трудные периоды своей жизни он всегда будет прибегать к искусству как к спасительной гавани.

Вроде бы жизнь стала налаживаться, но снова Ван Гога начали преследовать неудачи, причем любовные.

Его кузина Кея Вос — Стриккер стала вдовой. Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал. К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом. Винсент, испытав новое потрясение, отправился в Гаагу. Этот момент жизни очень сильно сказался на его душевном настрое, художник навсегда отказался от любви и брака, но зато стал много и увлечённо писать.

Он много работал, наблюдал сцены из жизни городских «низов», заглядывал в самые нищие кварталы города, в одном из которых жил сам, и практически не выпускал из рук карандаш ни днём, ни ночью. Постепенно Винсент стал использовать в работах мел, перо, сепию, акварель, иногда соединяя все эти техники на одном листе и добиваясь удивительного цвета в своих работах.

Как-то во время одной из «художественных» вылазок Ван Гог познакомился с Клазиной Марией Хоорник, которая была девушкой легкого поведения. Посочувствовав бедственному положению, он тут же предложил ей с детьми разделить его нищий кров. Так художник создал семью с беременной проституткой, после чего от него отвернулись и друзья, и родные. С ней Ван Гог прожил почти год, причем неоднократно ему приходилось лечиться от венерологических заболеваний. Он хотел спасти эту бедную женщину, и даже думал жениться на ней. Но тут уже вмешалась его семья, и мысли о браке были попросту развеяны.

В 1885 Винсент поселился в Антверпене, где посещал занятия в Академии искусств. Затем, в 1886 году, Ван Гог снова возвращается в Париж, к своему брату Тео, который на протяжении всей жизни помогал ему, как морально, так и финансово. Франция стала вторым домом для Ван Гога. Там он берет уроки живописи у Фернана Кормона, и знакомиться с такими личностями как Анри де Тулуз-Лотреком, Камилем Писсарро, Эдгаром Дега, Эмилем Бернаром, Луи Анкетеном, Арманом Гийоменом и Полем Гогеном. Впервые в жизни он обрёл родственную художественную среду, которая могла оценить его талант и своеобразие. Но, несмотря на появившиеся связи, продавать свои картины Ван Гогу так и не удавалось.

Отчаявшись, художник стал одним из организаторов выставки в ресторане «Ля Фурш», а затем и кафе «Тамбурин». Но экспозиции привели в ужас посетителей заведений, они сочли представленные картины неуместными и вызывающими.

В отчаянии Ван Гог совместно со своими друзьями предпринимает ещё одну попытку донести своё искусство до зрителей. По предложению театрального режиссёра Андре Антуана в фойе «Свободного театра», были представлены его личные работы, а также полотна Жоржа Сёра и Поля Синьяка. Однако и эта выставка не принесла успеха и материального благополучия.

Ван Гог много пил, и имел очень взрывной характер. Его можно было назвать человеком, с которым трудно иметь дело.

Несостоятельность всех начинаний заставила Ван Гога снова обратиться к собственному творчеству. Он начал изучать теорию цвета Эжена Делакруа, увлёкся плоскостным восточным искусством и фактурной живописью Монтичелли. С большим упорством стал осваивать всё то, что казалось ему наиболее важным и ценным. Два года проведённые в Париже, явились периодом активного поиска собственного стиля. За это время Винсент Ван Гог создал около двухсот тридцати полотен — больше, чем за какой-либо другой этап своей творческой биографии.

Уже первые парижские работы художника демонстрируют переход от реализма, характерного для раннего периода его творчества, к манере, свидетельствующей о влиянии импрессионизма. Это можно увидеть в серии натюрмортов: «Натюрморт с цветами в бронзовой вазе» (1887, Музей дОрсэ, Париж), «Натюрморт с красными гладиолусами» (1886,частное собрание). Особое место в этом жанре принадлежит подсолнухам, которые Ван Гог изображал в вазах — «Натюрморт с розами и подсолнухами» (1886, Кунстхалле, Мангейм) и лежащими на столе — «Два срезанных подсолнуха» (1887, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Картины свидетельствуют об антропоморфном отношении художника к цветам, судьбы растений, свежих или увядающих, созвучных судьбам человеческим.

Из всех произведений этого периода большой интерес представляет серия из шести работ: «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор) поражают своей внутренней экспрессией и в тоже время простодушной искренностью и открытостью миру. «Ресторан «Сирена» в Аньере» (1887, Музей дОрсэ, Париж), «Огороды на Монмартре (Монмартрский холм)» (1887, Городской музей, Фонд Винсента Ван Гога, Амстердам), «Мулен де ля Галлетт» (1886,Новая национальная галерея, Берлин), «Хлебное поле с маками и жаворонками» (1887,Городской музей, Фонд Винсента Ван Гога, Амстердам), «Море в Сент-Марье» (1888,Государственный музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина).

Однако, несмотря на появившуюся в его полотнах красочность, нельзя говорить о благотворном влиянии на эмоциональное состояние художника парижской атмосферы. Из переписки братьев Ван Гогов известно, что именно здесь Винсента начали мучить кошмары, которые, по всей видимости, были первыми симптомами душевной болезни. В1888 г. Винсент переехал на юг Франции, в местечко Арль. Приезд в Арль ускорил разрыв Винсента с импрессионизмом. В милом «драматическом» пейзаже он нашел «восточные» мотивы, которые ценил в японском изобразительном искусстве. «Здесь я по-новому вижу мир» (Из переписки с братом Тео). Эти взгляды Ван Гога мы находим в таких картинах как «Персиковое дерево в цвету» (1888,Музей Крёллер — Мюллер, Отерло) или в «Цветущий фруктовый сад» (1888,Музей Ван Гога, Амстердам) и даже в «Мосту Ланглуа в Арле» (1888,Музей Вальраф-Рихарц), где перспектива едва ощущается.

Встреча с Гогеном, с одной стороны, не произвела значительного влияния на технику рисования Ван Гога, а с другой стороны — оказалась очень существенной. Когда Гоген приехал в Арль, Ван Гог был восхищен им. Ему казалось, что наконец начинает реализовываться его мечта о создании своего рода «коммуны» близких по духу и мировоззрению художников. Он арендовал небольшой домик, разрисовал стены и приготовился к приему художников. Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. Гоген был постоянно недоволен безалаберностью друга, а Ван Гог недоумевал, как такой человек не понимает и, главное, не хочет понять идеи единого коллективного направления живописи во имя будущего. Это был конец иллюзий о братстве художников.

Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых. От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. Уже на следующий день художника отвезли в психиатрическую больницу, где неистовства приняли настолько острый характер, что врачи поместили его в палату для буйных больных.

Гоген, несмотря на многочисленные просьбы друга встретиться с ним, в больницу не приехал и покинул Арль предварительно сообщив Тео о болезни брата.

В периоды ремиссии Ван Гог мечтал вернуться в «мастерскую Юга» и продолжить работу, но арлезианцы написали заявление своему мэру с просьбой изолировать художника от остальных жителей города «как не имеющего право жить на свободе». По совету доктора, Винсент принял решение отправиться в поселение для душевно больных Сен-Реми, расположенное неподалёку от Арля, куда он и прибыл третьего мая 1889 г.

Осознавая, что его болезнь не излечима, и каждый новый приступ может стать последним, Ван Гог с горячностью приступал к работе.

За год жизни в этом поселении он создал более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. В этот период создаются такие работы как «Автопортрет с забинтованным ухом» (1889, Галерея института Курто, Лондон), «Звёздная ночь» (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Пшеничное поле с кипарисами» (1889, Национальная галерея, Лондон), «Пейзаж с оливами» (1889, Собрание Дж. Г.Уитни, Нью-Йорк).

К концу 1889 года его даже пригласили участвовать в брюссельской выставке «Группы двадцати», на которой ранее экспонировались работы Моне, Писсарро, Сёра, Синьяка, Лотрека и Гогена. Для Ван Гога это приглашение оказалось очень лестным.

Работы мастера сразу заинтересовали художников и любителей живописи, в результате чего за четыреста франков у него купили картину «Красные виноградники» (1888, Государственный музей им.А. С. Пушкина, Москва). Это было его первое и последнее произведение, проданное при жизни. Однако событие, которого Ван Гог ждал столько лет, не принесло ему радости. Ожидание признания и успеха давно сменились замкнутостью и депрессией. В мае 1890 году Винсент Ван Гог окончательно покидает приют для душевно больных и отправляется в Париж к своему брату Тео и его жене, которая только родила мальчика, назвали ребёнка Винсентом, в честь его дяди. Жизнь стала налаживаться, и Ван Гог был даже счастлив, но его болезнь вернулась снова. 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог неизвестно как и где, достал револьвер и ушёл гулять в поле. Там он выстрелил себе в сердце, но пуля прошла ниже. Истекая кровью, тяжело раненый, он самостоятельно вернулся в свой номер в гостинице. Здесь его нашёл хозяин заведения, и художник, находившийся в здравом уме и ясной памяти, рассказал ему о своём намерение покончить собой, умоляя ничего не сообщать брату. Владелец гостиницы тут же вызвал доктора, а тот, осмотрев рану, послал сообщение Тео, который приехал на следующий же день. Братья проговорили оставшееся время, и в час ночи 29 июля 1890 года в возрасте тридцати семи лет Винсент Ван Гог умер.

30 июля состоялись похороны, на которые приехали немногие друзья художника. После смерти брата Тео начинает организовывать выставки его работ, но заболел нервным расстройством. Спустя пол — года умер и Тео. Его вдова привезла прах в Овер. Так братья воссоединились навсегда.

Наследие Ван Гога насчитывает около 850 полотен. К этому следует прибавить такое же количество рисунков, эскизов и офортов. Если принять во внимание, что только за время пребывания в Овер-сюр-Уазе в течение двух месяцев Винсент написал 70 картин, 32 рисунка и одну акварель, становится понятным предположение, что значительное количество его трудов было утрачено или уничтожено.

Творчество Винсента Ван Гога многогранно. В его искусстве впервые прозвучала тема сопричастности культуры к бедам и страданиям простого человека. В полотнах художника страстная жажда добра, красоты и справедливости передана с невероятным напряжением, что оказало огромное влияние на формирование многих художественных тенденций 20 века.

 

Литература:

 

1.         Ван Гог.Письма. Пер. с голл. — Л.-М., 1966.

2.         Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Пер. с англ. Т. 1. — Л.-М, 1962.

3.         Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. Пер. с франц. — М., 1973.

4.         Мурина Елена.Ван Гог. — М.: Искусство, 1978. — 440 с. — 30 000 экз.

5.         Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. — М., 1980.

6.         Стоун И. Жажда жизни (книга). Повесть о Винсенте Ван Гоге. Пер. с англ. — М., Правда, 1988.

7.         Г. Козлов, «Легенда о Ван Гоге», «Вокруг света», № 7, 2007.

8.         Ван Гог В. Письма к друзьям / Пер. с фр. П.Мелковой. — СПб.: Азбука, азбука-Аттикус, 2012. — 224 с. — Серия «Азбука-классика» — 5 000 экз., ISBN 978–5-389–03122–7

9.         ru.wikipedia.org

10.     adme.ru

11.     muzei-mira.com

12.     hudozhniki-znaki-odarennosti.ru

13.     bibliotekar.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle