Библиографическое описание:

Ташлыкова Е. В., Петухов Р. Н. Виртуальные предприятия в электроэнергетической отрасли // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 310-313.

В данной статье формализованы аспекты виртуальных предприятий в электроэнергетической отрасли в виде концептуальной и функциональной модели.

Ключевые слова: электроэнергетика, виртуальное предприятие.

 

Существенная разнородность и распределенность объектов распределения и потребления электроэнергии и высокая ответственность выполняемых ими функций по обеспечению надежного и бесперебойного электроснабжения предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства в настоящее время позволяет комплексно рассматривать вопросы повышения эффективности взаимосвязанных процессов жизненного цикла электротехнической продукции и реализации интегрированной логистической поддержки на каждом из его этапов. Подобная интеграция требует кооперации предприятий и организаций, занимающихся не только проблемами эксплуатации электротехнических изделий, но и задачами их проектирования и производства в соответствии с современными требованиями к надежности и качеству. Одним из подходов к повышению качества и конкурентоспособности электротехнической продукции является создание виртуальных предприятий (ВП) в электроэнергетике, позволяющих объединять в интегрированную логистическую цепь заказчиков, производителей и эксплуатантов.

ВП можно определить как кооперацию юридически независимых предприятий или частных лиц для обеспечения услуг или производства на основе общего понимания цели бизнеса. Основу функционирования ВП составляет непрерывный поиск наиболее выгодных и надежных партнеров для производства необходимых изделий. ВП, перестраивая свою конфигурацию и структуру производственных процессов, добиваются сохранения максимальной эффективности [1].

При формировании ВП используется модульная технология, т. е. ВП — это множество модулей-участников, выбранных из набора стандартных модулей. Каждый модуль — участник кооперации — сохраняет свою независимость и выполняет определенные функции, тем самым вкладывая свои силы в производство общей продукции.

При решении задачи формирования ВП применяются различные научные методы, такие как динамическое программирование, имитационное моделирование, статистический анализ, методы системного анализа. Процесс формирования ВП имеет циклический характер, обусловленный необходимостью корректировки целей, задач и моделей принятия решений [2].

ВП как и любое предприятие имеет жизненный цикл (ЖЦ), состоящий из пяти фаз:

-          Выявление перспективной предпринимательской возможности. Фаза заключается в обосновании целесообразности создания ВП.

-          Создание ВП. Фаза предполагает ведение переговоров между партнерами по поводу распределения ролей и ответственности, и разработку плана предпринимательской деятельности.

-          Функционирование ВП. Фаза заключается в координации действий партнеров и поддержание постоянной связи между ними.

-          Ликвидация ВП. Фаза проходит при условии, что существуют невыполненные обязательства.

-          Распад ВП. Фаза сопровождается разрывом партнерских отношений между участниками и прекращение существования ВП.

В среде ВП при управлении ЖЦ единая база должна быть доступна всем участникам этого предприятия, образуя для них единое информационное пространство.

Как отмечается в [3], первым импульсом к образованию ВП является именно поступление рыночного заказа. Именно поэтому ВП может быть отображено как целеустремленная система (рис. 1), состоящая из набора взаимосвязанных элементов [4].

Рис. 1. Концептуальная модель организации и функционирования ВП

 

Для эффективной организации и управления ВП необходима разработка соответствующих методов и процедур поиска, оценки, отбора, привлечения и объединения участников динамической сети и партнеров для выполнения отдельных заказов с учетом целей и задач отдельных участников и предприятия в целом [5].

Для эффективного управления ВП формируется обобщенная модель ВП, представленная на рисунке 2:

Рис. 2. Обобщенная модель ВП

 

На основе модели выделяются основные этапы формирования ВП [10]:

1.                  Анализ предметной области, выявление закономерностей и динамики ее развития.

Конечной целью данного этапа является получение общей и наиболее полной информационной картины той предметной области, в рамках которой будет создаваться модель ВП.

2.                  Выбор стратегической и определение стратегии предприятия.

На данном этапе происходит рассмотрение таких понятий как стратегия, миссия, цели и задачи предприятия.

3.                  Определение уровня влияния внешних факторов на предприятие, разработка линии поведения в условиях внешнего рынка.

Данный этап характеризуется сбором статистической информации об изменении различных внешних факторов, ее обработкой, разработкой механизма динамической оценки и прогнозирования уровня влияния анализируемых факторов на предприятие.

4.                  Оптимальное прогнозирование и планирование на предприятии

На этом этапе происходит моделирование таких процессов как прогнозирование и планирование выпуска готовой продукции с учетом имеющихся ресурсов на предприятии.

5.                  Создание моделей бизнес-процессов на предприятии, выявление ключевых показателей эффективности.

Конечной целью данного этапа служит единая информационная модель предприятия с собственной системой показателей эффективности; ключевыми бизнес-процессами; оптимальными рычагами управления.

6.                  Апробация созданных моделей, оценка полученных результатов, организация обратных связей, выявление эффективных рычагов управления предприятием

На данном этапе проверяется насколько жизнеспособной и эффективной является созданная модель предприятия.

7.                  Разработка подсистемы принятия решений

На этапе анализируются всевозможные варианты конкретной ситуации: набор имеющихся данных, степень серьезности ситуации, скорость принятия решения и т. д. На основе полученных данных разрабатывается обобщенная модель принятия решений, которая видоизменяется в зависимости от той ситуации, в момент которой будет приниматься решение.

8.                  Разработка подсистемы защиты информации

В рамках данного этапа категорируется информация и информационные процессы, протекающие на предприятии; накладываются определенные ограничения к доступу той или иной информации; выявляются «узкие» места в информационной защите предприятия. Также разрабатывается модель поведения предприятия в случае отказа системы защиты информации.

В целом же рассмотрение ВП позволяет провести параллели с традиционными предприятиями, в плане моделирования ЖЦ, постановке целей, задач и выборе стратегии. Главным отличием виртуального предприятия в части управления жизненным циклом является создание информационной базы, которая в рамках предприятия является общедоступной, образуя единое информационное пространство.

Планирование деятельности ВП в рамках определенной предметной области позволяет объединять предприятия, находящиеся за сотки километров друг от друга в рамках единой системы для достижения общей цели бизнеса. Правильное управление созданным ВП на основе созданной модели позволяет справиться с проблемами связанными с эффективностью деятельности предприятия и воздействием неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних.

Правильная постановка целей и задач при создании ВП и их последующая реализация, позволяет получить заданный эффект при минимуме затрат или максимальный эффекта при заданных ограниченных ресурсах, что и является основным для ВП.

 

Литература:

 

1.         Елтышев Д. К., Петроченков А. Б., Бочкарев С. В. К вопросу о применении генетических методов для решения задач поддержки жизненного цикла электрооборудования // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. — 2009. — № 2. — С. 136–142.

2.         Методы управления жизненным циклом приборов и систем в расширенных предприятиях: учеб. пособие / Яблочников Е. И. и [др.]. — СПб: СПбГИТМО (ТУ), 2009. — 149 с.

3.         Тарасов В. Б. Виртуальное предприятие: ключевая стратегия автоматизации и перестройки деловых процессов // Электронный офис. — 1996. — № 4. — C.2–3.

4.         Моисеева H.C, Конышева М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. К. Моисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 304 с.

5.         Вютрих Х. А., Филипп А. Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления // Проблемы теории и практики управления. –1999. — № 5. — С. 45–49.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle