Библиографическое описание:

Дуброва А. Н. Общее и дополнительное образование с 1917 по 1924 г. // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 332-335.

Социально-политические изменения, произошедшие в России после Октября 1917 года, оцениваются сегодня по-разному. Бесспорным остается лишь тот факт, что они привели к реформированию всех сторон общественной жизни. В первые годы советской власти цель государства в образовательной сфере предусматривала обеспечение всеобщего, равного и бесплатного общего и политехнического образования для всех детей в единой советской школе. Это определило долгосрочные стратегические ориентиры развития системы образования.

В советское время сфера образования подверглась качественным изменениям. С первых лет советской власти общее и дополнительное образование находят отражение в государственных программах и выступают одним из основных способов модернизации и усовершенствования, как советского общества, так и советского человека. Необходимо отметить, что приоритеты государственной политики, обусловленные внешними и внутренними факторами и тесно связанными с ними потребностями за время существования советской власти, не раз менялись. Выбранная нами за основу периодизация имеет условный характер и включает в себя следующие этапы: 1918–1921 годы (первые годы советской власти); 1922–1928 годы (период новой экономической политики), 1928–1941 годы (период довоенного сталинизма), 1941–1945 (годы Великой отечественной войны), 1945–1953 годы (период послевоенного сталинизма), 1956–1981 годы (оттепель-застой), 1985–1991 годы (перестройка).

В первые годы советской власти образование в целом и школьное образование, в частности, начали рассматриваться в качестве орудия социалистического преобразования общества, призванного обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека.

В виду признания образования в качестве одной из основных общественных и государственных потребностей, необходимо рассмотреть вопрос о государственной политике в сфере образования как стратегии удовлетворения потребностей.

Вопрос о государственной политике в сфере образования немыслим без анализа норм, отражающих ее, и содержащихся в нормативных правовых актах советского периода. Так, в Программе Коммунистической партии, принятой в 1919 году на VIII съезде партии, отражена необходимость становления равенства всех граждан СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения [1, С.35]. В Положении о единой трудовой школе РСФСР от 30 сентября 1918 года отмечается следующее: «Трудовое начало станет мощным педагогическим средством в том случае, если труд в школе будет творчески радостным, свободным от приемов насилия над личностью учащегося и при всем этом планомерно и социально организованным» [2, ст.812]. Необходимо отметить, что в рассматриваемый период было принято значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих сферу образования, но их основной идеей, наряду с организацией системы образования в стране, было воспитать граждан, «стоящих на платформе Советской власти» [3, ст.551].

Следующее, не менее важное направление образовательной политики было сформулировано 19 июня 1920 года Совнаркомом РСФСР, получившее название как «ликвидация неграмотности». Для этой цели была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Ликвидация безграмотности как перспективная концепция того времени была тесно связана с общей политикой в сфере образования. Презюмировалось, что распространение всеобщей грамотности невозможно без создания и развития образовательных учреждений, соответствующих советским реалиям. Интересным представляется тот факт, что в политике ликвидации неграмотности были заинтересованы некоторые ведомства. Приведем в пример Приказ Революционного военного совета Республики от 28 декабря 1921 года № 2915 «Правила по организации борьбы с неграмотностью в частях войск» [4. С.43].    Этим, приказом устанавливается обязанность красноармейских школ в «поднятии культурного уровня, боеспособности красноармейцев как сознательных бойцов революционной рабоче-крестьянской Красной Армии и Флота», а также обязанность обучаться в общеобразовательных школах всем неграмотным красноармейцам и морякам и малограмотным, которые должны составлять не более 10 % от их общего количества в части.

Важным в Советском Союзе являлось обеспечение языковой политики и ее непосредственное влияние на образовательную политику. Именно в Советском Союзе были заложены основы национального образования с приоритетом этнокультурного компонента. В школах образовательные программы преподавались на языках большинства населения республик. Данный принцип тесно связан с интернациональным подходом к вопросам установления советских правовых норм. Именно посредством данного подхода и его проявлениями во всех сферах общественной и государственной жизни, в том числе в сфере образования, удавалось обеспечить единство советского права и советской политики.

Также, 21 января 1918 года в связи с обнародованием декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», была заложена основа такого направления государственной политики как светскость образования. Из компетенции духовного ведомства было выведено образование, при этом все существующие на тот момент образовательные учреждения с принадлежащими им постройками и иными ценностями были переданы в ведение Наркомата народного просвещения.

Государственная политика всецело находила отражение в мероприятиях, осуществляемых партией: в ликвидации безграмотности, формировании и реализации принципов образования, отделении школы от церкви и т. д.

Структурно-организационный аспект реформирования школьного образования в 1917–1923 гг. касался, в первую очередь, поиска новой структуры для среднего образования.

История советской школы началась с выпущенного в 1917 году Народным комиссариатом по просвещению «Обращения к населению», в котором указывалось, что первой целью новой власти является достижение в кратчайшие сроки всеобщей грамотности населения за счет организации сети школ, отвечающих требованиям всеобщего обязательного бесплатного обучения, организации единой для всех и абсолютно светской школы и пр., а также утвержденного 30.09.1918 г. ВЦИК «Положения о единой трудовой школе РСФСР», призванной заменить собой все ранее существовавшие общеобразовательные учреждения. По данному постановлению школа предполагалась двухступенчатой: первая (пятилетняя) ступень для детей от 8 до 13 лет; вторая (четырехлетняя) ступень для детей от 13 до 17 лет.

В течение 1920-х годов дореволюционная структура школьного образования была фактически ликвидирована. «Положением о единой трудовой школе» и «Декларацией о единой трудовой школе» (октябрь 1918 г.) вводилась единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: 1-я ступень — 5 лет обучения и 2-я ступень — 4 года обучения.

Провозглашались право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке, безусловность светского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом.

Что касается формирования расходов в указанный период, то данный процесс также подвергся изменениям. Во-первых, принимаются нормативные правовые акты, в которых утверждаются правила составления, рассмотрения, утверждения и исполнения финансовых смет народных комиссариатов и прочих центральных учреждений и росписи общегосударственных доходов и расходов РСФСР (Декрет СНК РСФСР от 24 мая 1919 года «О сметных правилах» [5, ст.318]; Декрет СНК РСФСР от 28 февраля 1921 года «О порядке рассмотрения финансовых смет местных отделов, учреждений и предприятий» [6, ст.102]), а также правила осуществления финансового контроля, о предварительной и фактической ревизии хозяйственно-финансовой и промышленной деятельности правительственных и общественных учреждений и предприятий (Декрет СНК РСФСР от 26 ноября 1918 года «О производстве государственным контролем ревизий) [7, ст.898].

Что касается места расходов на образование в системе публичных расходов первых годов советской власти, то в 1918 году они составили 6,3 %, что, несомненно, выше по сравнению с Царской Россией. При этом расходы на образование постепенно растут: в 1919 году они составляют 8 % бюджета, в 1920-м — 10,4 %, в 1921–8,9 %. Что касается других расходов, то их система следующая:

-          расходы на общее управление составляют 1918 год — 9,3 %, 1919 год — 6,1 %, 1920 год — 7,4 %, 1921 год — 4,1 %.

-          расходы на охрану труда: 1918 год –3 %, 1919 год — 11,6 %, 1920 год — 12,1 %, 1921 год — 4,7 %.

-          промышленность: 1918 год –16,4 %, 1919 год — 25,5 %, 1920 год — 30,3 %, 1921 год — 43 %.

-          продовольствие: 1918 год –10,4 %, 1919 год — 15,7 %, 1920 год — 14,8 %, 1921 год — 19,2 %.

-          земледелие: 1918 год –1,4 %, 1919 год — 1,8 %, 1920 год — 5,1 %, 1921 год — 9,6 %.

-          пути сообщения: 1918 год –18 %, 1919 год — 9 %, 1920 год — 8,8 %, 1921 год — 6,2 %.

-          оборона: 1918 год –33,6 %, 1919 год — 19,4 %, 1920 год — 11,1 %, 1921 год — 4,2 %.

-          уплата долгов: 1918 год –1,6 %, 1919 год — 0,8 %, 1920 год — 0 %, 1921 год — 0 %.

-          прочие расходы: 1918 год –0,4 %, 1919 год — 2,6 %, 1920 год — 0 %, 1921 год — 0 %.

При этом предметом расходов на образование в период с 1918–1921 годы являлось: содержание центральных учреждений, содержание местных учреждений, разные организационные расходы центра, содержание ученых учреждений и научных библиотек, содержание высших учебных заведений, низшее и среднее образование, подготовка школьных работников, строительные расходы [8].

Также в рамках расходов на образование предусматривался раздел «прочие расходы», в который входили расходы на: внешкольное образование, театры, музеи, социальное обеспечение обучающихся.

Таким образом, приводя перечисленные нами положения в некоторую систему, отметим, что основной потребностью государства на этапе 1917–1924 годов являлось осуществление социалистической революции, в рамках которой особенную значимость приобретало развитие образования. Действительно, посредством образования можно было достичь цели воспитания общества в духе советских преобразований. Однако потребность в образовании выражалась и в необходимости повышения общей культуры и грамотности общества.

Соответствующие потребности находят непосредственное выражение в основных направлениях государственной образовательной политики. В самом общем виде государственная стратегия в области образования будет определяться через превращение школы в орудие полного уничтожения деления общества на классы. При этом направлениями образовательной политики являлись обеспечение всеобщности, доступности, бесплатности образования.

 

Литература:

 

1.                  Принципы системы народного образования в СССР / Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. М., 1983. С. 35;

2.                  Положении о единой трудовой школе РСФСР от 30.09.1918 г. № 74 // Собрание узаконений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1918. № 74, ст. 812;

3.                  Положении о единой трудовой школе РСФСР от 30.09.1918 г. № 74 // Собрание узаконений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1918. № 74, ст. 551;

4.                  Приказ Революционного военного совета РСФСР от 28 декабря 1921 г. Ввести в действие «Временные положение и штат щитового дела Балтийского моря». № 2916 // Сборник приказов Революционного Военного Совета Республики 1921 г. № 1738. М., 2000. С. 43;

5.                  Декрет СНК РСФСР от 24 мая 1919 г. «О сметных правилах» № 222 // Собрание узаконений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1919. № 29, ст. 318;

6.                  Декрет СНК РСФСР от 28 февраля 1921 г. «О порядке рассмотрения финансовых смет местных отделов, учреждений и предприятий» № 251 // Собрание узаконений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1921. № 16, ст. 102;

7.                  Декрет СНК РСФСР от 26 ноября 1918 г. «О производстве государственным контролем ревизий) № 898 // Собрание узаконений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1918. № 86, ст. 898;

8.                  Теремитин Ф. Р. Расходы на народное образование при Советской власти и царском правительстве. М., 1922. С.5–7;

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle