Библиографическое описание:

Кадралиева М. А. Формирование жизненных стратегий у учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 413-415.

В статье описано значение формирования жизненных стратегий у учащихся. Более подробно рассмотрены особенности формирования познавательных стратегий учащихся.

Ключевые слова: стратегии, самореализация.

 

Актуальность данного исследования заключается в том, что школьное образование сегодня переориентировано на становление и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости. Речь идёт об образовании, которое развивает личность как индивидуальность, самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов, а не личность, способную мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили и выучили.

Главная цель образования сегодня — формирование человека не только знающего и умеющего, но и демонстрирующего эффективное поведение в различных областях жизнедеятельности. Современная школа должна не только научить, дать ученику академические знания, но и воспитать человека успешного, т. е. компетентного.

Под жизненной стратегией понимается выбор перспективы развития и прохождения своего жизненного пути, осуществляемый по индивидуальной технологии, направленный на благополучие, успех и самореализацию.

В основе построения жизненных стратегий развития лежит естественное стремление человека к самореализации. Самореализация (самоактуализация) личности — это духовная потребность человека в проявлении собственного внутреннего потенциала.

Жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов [1. c. 14].

Сегодня мы живем в обществе, которое стремительно изменяется на наших глазах. Релевантным ответом на социальные вызовы, определяемые нестабильностью социальных институтов для отдельного индивида могут быть только соответствующие жизненные стратегии, не теряющие своей эффективности даже в неспокойное кризисное время. А для этого человек должен иметь в своем арсенале как минимум несколько вариантов жизненных стратегий, поскольку, как известно из теории систем, природные системы тем устойчивее, чем выше их разнообразие. Думается, что с некоторой степенью допущения, этот принцип можно применить и к социальным системам. Этот принцип или, если угодно, вид стратегии можно назвать стратегией диверсификации, который будет характеризоваться увеличением степени разнообразия применяемых в различных условиях жизненных стратегий с целью более эффективного достижения поставленных человеком целей.

Жизненные стратегии, объективируясь в реальные поведение и деятельность людей, определяют жизненный путь человека. От того, насколько эффективны будут жизненные стратегии в период социально-экономической нестабильности зависит более полная реализация личностного потенциала человека, его самореализация и самоактуализация и, в конечном счете, удовлетворенность жизнью.

Стратегия жизни разных школьников состоит в том, что одному удается сразу определить свою основную жизненную линию, другой первоначально может видеть несколько перспектив, направлений своей самореализации и хочет сначала попробовать себя в разных сферах, а затем уже выбрать главное направление. Именно поэтому современная школа должна предоставить ученику как можно больше площадок для самовыражения [2. c. 18].

Формирование жизненных стратегий школьников включает гибкость и пластичность мышления современного человека, а также творческую деятельность. Это связано с процессами ускорения развития в науке, технике, медицине, глобальной информатизации, которые предъявляют новые требования к адаптационным возможностям современного человека.

Процесс формирования жизненных стратегий происходит в контексте процессов взаимодействия личности и социума, с учётом значимости прошлого опыта, традиций, обычаев и ценности инновационных процессов. При этом для успешного формирования жизненных стратегий в фундамент данного процесса необходимо закладывать механизм самоидентификации, то есть осознание себя как ценности. Процесс формирования жизненных стратегий включает в себя так же механизм целеполагания, который предполагает постановку и выбор жизненных смыслов, целей, ценностей и жизненных ориентаций. В процессе целеполагания личность стремится определить границы своих возможностей.

Развитие познавательных стратегий нацелено на формирование познавательного опыта школьников, который позволяет ученику самостоятельно решать не только учебные задачи, но и любые жизненные проблемы. Накопление познавательного опыта происходит в процессе овладения основными компонентами содержания образования: педагогически адаптированных систем знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Средством формирования познавательного опыта является познавательная стратегия, которая с одной стороны позволяет выявить индивидуальный познавательный маршрут ученика, а с другой обеспечить интеллектуальное развитие.

А. А. Плигин дает два определения понятию «познавательная стратегия»: общее и структурное [3. c. 21].

Познавательной стратегией мы называем индивидуальную взаимосвязь мыслительных операций и действий, направленных на реализацию результата в познавательной (учебной) деятельности. Под познавательной стратегией мы понимаем комплексную динамическую организацию познавательных процессов, которая относительно познавательной деятельности раскрывает взаимосвязи следующих компонентов: репрезентация цели и критерии ее достижения, операции по достижению результата, коррекция процесса деятельности, фиксация получаемого результата [7].

Стратегия — искусство руководить действиями какого-нибудь коллектива для достижения общих, главных целей в его борьбе с противником. Познавательная стратегия служит для познания собственных действий для достижения конкретной цели.

Состав познавательных стратегий определяется структурой и компонентами целенаправленной познавательной деятельности: представление цели, мотивация, критерии достижения цели, основные операции и действия, направленные на реализацию цели, последовательность операций и действий, контроль за исполнением операций и получение промежуточного результата, коррекция стадии операции или представления цели, критерии прекращения процесса деятельности, фиксация результата деятельности.

Записывая стратегию, ученик специфически задействует познавательные процессы: восприятие, память, представление, мышление, организуя свою деятельность. Все это способствует созданию условий развития познавательной самостоятельности школьников в обучении. А. А. Плигин утверждает, что познавательные стратегии можно условно разделить на пять групп: по уровню детализации задействованных элементов опыта, по областям человеческой деятельности, специфичности элементов стратегии, успешности деятельности, по количеству субъектов деятельности.

Развитие познавательной самостоятельности проявляется во внутреннем переходе школьника от индивидуальной к универсальной, от неэффективной к эффективной, от индивидуальной к социальной стратегиям, которые будут для него личностно значимыми.

Главным достоинством познавательных стратегий является то, что они позволяют развивать способность учеников к обучению в целом, приводят обучающихся к самоорганизации, самообучению и саморазвитию. А учитель не просто направляет учеников, а помогает им управлять качеством собственного обучения.

Познавательной стратегией мы называем индивидуальную взаимосвязь (последовательность) операций и действий (интеллектуальных и практических), направленных на реализацию результата в познавательной (учебной) деятельности [4, c. 54].

Стратегия возникает сначала как замысел жизни, как ее смысл, идеальный план, затем требует реализации на практике. Для построения и продумывания своей жизненной стратегии необходимо проанализировать свои жизненные ценности и поставить непротиворечивые им цели. Также необходимо соотнести условия, в которых предстоит жить и действовать и свои возможности, особенности и в связи с этим определить свое место в жизни, позицию и линию своей жизни. Главный и безошибочный критерий оценки своей жизни при этом — удовлетворенность или неудовлетворенность своей жизнью. Он имеет множество оттенков. Удовлетворенность — это чувство верности, подлинности своей жизни, это порой едва ли не единственный источник жизненных сил. В свою очередь, неудовлетворенность также способна толкнуть человека на решительный шаг — попытаться изменить свою жизнь.

Учащимся предлагается упражнение на определение личных жизненных ценностей:

Каждый учащийся должен за две минуты вспомнить три- пять моментов своей жизни, когда он был по- настоящему счастлив. Затем, учащиеся предлагается проанализировать причину своего счастья. Причина счастья в конкретном событии и есть смысл ситуации для человека в конкретный момент (например, кто- то счастлив, когда любит, кто- то, когда делает людям, что- то хорошее), это для него является ценностью. Далее учащимся предлагается подумать, не являются ли ценности, которые они выявили ценностями и смыслами их жизни.

Для построения жизненной стратегии необходимо преодолеть эти установки, то есть осознать свою жизненную установку и изменить стереотипное поведение (преодолеть необходимо и первую установку, потому что при всех ее достоинствах она может служить самообману-некритическому отношению к себе во всех ситуациях).

Учащимся предлагается проанализировать свое поведение и определить — мешает ли какая-либо жизненная установка, из четырех предложенных, реализации жизненной стратегии.

Для домашней работы учащимся предлагается продумать собственную жизненную стратегию (соотнести собственные ценности с личными и профессиональными целями, сформулировать основные принципы жизни, способы преодоления трудностей, соотнести свои потребности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих

Воспитание активной жизненной позиции школьников, овладение ими способами конструирования собственной жизни, на наш взгляд, обязательная составляющая воспитательной системы современной школы, так как в настоящее время общество более всего характеризуется двумя признаками — неопределенность и изменчивость, и социализация наших выпускников проходит в принципиально иных условиях, чем социализация их родителей, да и сами родители не очень ясно представляют, какие именно цели будет ставить жизнь перед их детьми в будущем.

 

Литература:

 

1.                  Васильева О.С, Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О. С. Васильева, Е. А. Демченко // Вопросы психологии. 2002. № 4. — С. 15–18.

2.                  Гегер А. Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. 2010. № 1. — С. 132–141.

3.                  Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004. 24 с.

4.                  Кальчук В. И. Проблема активизации познавательной деятельности в педагогической науке / В. И. Кальчук // Интеллект. Культура. Образование: материалы III Всероссийской научной конференции. — Новосибирск, 2010. — С. 100–101.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle