Вооружение, снаряжение и военное искусство башкир в эпоху наполеоновских войн 1807–1815 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 15.08.2015

Статья просмотрена: 6515 раз

Библиографическое описание:

Гималтдинова, И. И. Вооружение, снаряжение и военное искусство башкир в эпоху наполеоновских войн 1807–1815 гг. / И. И. Гималтдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 351-354. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21579/ (дата обращения: 25.04.2024).

Изучение истории участия героических полков башкирского народа в войне России с Наполеоном нельзя начать, не изучив заранее состав вооружения и снаряжения башкир в это время, так же необходимо изучить и оценить уровень развития и подготовки башкирского воина, военного искусства в целом и ратных традиций башкирских полков. Прежде чем подойти к самому описанию вооружения и снаряжения, необходимо сделать акцент на штатном составе башкирских полков.

В 1811–1814 гг. башкирский полк насчитывал 500 рядовых, или «башкирцев» по терминологии того времени, 10 пятидесятников («урядников»), 5 хорунжих, 5 сотников, 5 есаулов (обер-офицеры), командира полка и его помощника — старшины (штаб-офицеры). Из нестроевых чинов в полку были — писарь, квартирмистр и полковой мулла. Итого — 530 человек. Все эти чины были из башкир [1].

Профессиональные военные — тарханы, батыры (от монг. богатур, бохадур), имевшие определенный опыт военной службы и хорошее вооружение, были малочисленны. Батыром, то есть по-башкирски воином, мог становиться любой желающий, который обладал силой и отвагой, но звание тархана обязательно передавалось по наследству. Большую часть составляло родовое ополчение, в него входили все мужчины поселения, которые могли хоть как-то справляться с оружием. У Башкирского войска был уникальный — однородный состав, в него входили только наездники на своих лошадях. То есть полки были конные, что позволяло быть войску мобильным и выносливым, так же это позволяло использовать в бою различные тактические приемы, а наличие у всех воинов лука и стрел позволяло вести бой на дистанции.

Полки у башкир были конными. Никаких повозок в них не полагалось. Воин обладал лишь строевой и вьючной лошадью. Вьючная лошадь использовалась воином в том случае, если своя строевая лошадь погибала в бою. Соответственно никаких юрт, повозок или иных тяжестей у башкирских воинов не было.

Известны по рапортам настоящие цифры количества лошадей в некоторых полках. В конце 1812 г. Во 2-м Башкирском полку было — 998, 6-м — 1024, 7 и 9-м по 804, 8-м — 494, в 10,12,13,14,20-м по 768. Кроме лошадей по штату, чиновники и рядовые башкиры могли иметь на свое усмотрение, дополнительных лошадей, но кормить они должны были их самостоятельно.

Башкирская лошадь считается одной из самых выносливых пород лошадей. Лошадь паслась круглый год, не боялась ни морозов, ни малого количества пропитания, при помощи тебеневки лошадь из-под снега выискивала себе еду. Лошади были не ввысоке около 140 см. в холке, с объемной головой и небольшой, короткой шеей. у лошади были короткие, крепкие ноги с крупными копытами. Легко преодолевала большие расстояния, была мобильна и неприхотлива, быстро обучалась, в особом типе вскармливания не нуждалась. Башкиры всегда уважали своих лошадей, для них она была другом, нежели подсобным животным, издревле существовал культ коня. Перед боем или дальним походом лошадей украшали, надевали седло с металлическими бляхами и красивую узду, расчесывали гриву. Лошадей не подковывали, как принято у кочевников. На боевых лошадях использовали стремена — металлические или деревянные. Шпоры не использовались, у каждого воина была своя плетка, для строптивых лошадей плетка была традиционно сплетена, существовало поверье, что так укрощается нрав строптивого скакуна. Седла имели высокую переднюю луку, которые башкиры использовали при атаке противника. Она так же служила для закрепления аркана. Если же наездник погибал в походе или на поле боя, то лошадь отправлялась домой, либо продавалась, либо доставалась новому достойному наезднику.

Правительство не вооружало Башкирские полки, вообще с оружием у башкир после крестьянских войн и восстаний были проблемы, правительство просто не доверяло башкирам огнестрельное оружие. Поэтому башкиры сами приобретали себе оружие и снаряжение, и состояло в основном из лука со стрелами и копья, некоторые башкиры имели сабли. В основе комплекса вооружения у башкир лежал мощный боевой многослойный лук (эзернэ), который хранился в кожаном налучнике (пазах, рус: садак). Башкирский лук отличался от северно-русского и сибирского большей изогнутостью и меньшей длиной. Боевой лук отличался от охотничьего (йэйэ), простого, изготовленного из вяза или березы. В целом все башкирские луки, как боевые, так и охотничьи, были небольшого размера, боевой не более 1 м, а охотничий — 1,5 м. Боевые стрелы (ук) имели железные наконечники разных форм (удлиненную четырехгранную, плоскую лавровидную, в том числе были наконечники, предназначенные для пробивания кольчуги) и незначительное оперении. Длина стрел была примерно 1,2 м, они хранились в колчанах по 20–25 штук острием вниз. Колчаны изготавливались из дерева, кожи, бересты. Составной лук изготовлялся из полос нескольких пород древесины: лиственницы, березы и т. д., склеенных особым клеем и обернутых берестой или сухожилиями [2].

Стрельба из лука осуществлялась как с места, так и в движении. Если в Европейских средневековых армиях она традиционно осуществлялась исключительно прямо, по ходу движения, то башкиры равно хорошо вели обстрел противника как прямо по ходу движения, так и по монгольскому обычаю, убойная сила стрелы в последнем случае уменьшалась, но она компенсировалась мощью лука и большим количеством стрел, которые мог выпустить всадник. Для скорострельности, стрелявший, вынимал из колчана и держал наготове несколько стрел в левой руке вместе с луком, а несколько — во рту.

В первой половине XIX в. стрельба из лука — по-прежнему любимое занятие башкир. В. М. Черемшанский: «башкиры метко стреляют из ружей и луков, — последними действуют с такой силой, что пущенная стрела на недальнем расстоянии, как, например, саженях на 15, пронзает насквозь не только человека, но даже лошадь» [3].

Ношение оружия мужчинами при выезде за пределы кочевья, как и у всех жителей степи, было обязательны. Кроме лука и стрел, в вооружение башкирского воина входило древковое оружие — копье произвольной длины, с железным наконечником, иногда украшенное пучком конских волос, и менее распространенным был кистень в виде железной булавы (иногда капового нароста), прикрепленной на цепи к концу иного древка. Некоторые копья имели крюк для сталкивания противника седла.

Часть башкир имела в качестве холодного оружия сабли. Клинки украшаясь серебряной насечкой с растительным орнаментом, либо сурами из Корана. На эфес закреплялся кожаный ремешок с кисточкой — темляк, одевавшийся во время боя на кисть руки. В ходе наполеоновских войн многие башкиры обзавелись этим видом оружия. Незначительное число воинов имело огнестрельное оружие — турки (фитильные, в XVIII в. кремневые ружья на сошках). Ружье предполагало наличие шомпола, пороховницы из рога (котоҡса), кожаных мешочков для пуль (йэзрэ hалгыс) и для пыжей, костяную или металлическую мерку для пороха (улсөу), пулелейку, запас свинца и пороха. Стрельба из турок в бою была явлением редким, исключительным. Для этого было необходимо иметь достаточное количество пороха, чтобы научиться метко стрелять, но в первую очередь необходимо было приучить лошадь не бояться звука выстрела, на что тоже был нужен порох.

Защитное вооружение составляли шишаки, шлемы, проволочные кольчуги (тимер кулмәк), металлические панцири, наручи, кожаные доспехи. Кольчуга весом примерно в два пуда (около 32 кг). Сохранилось большое количество рисунков европейских художников эпохи наполеоновских войн, на которых башкиры изображены в том числе и в кольчугах.

Сабли, турки, доспехи в массе своей были либо привозными, приобретенными у купцов, либо трофейными, в основном иранскими, в меньшем количестве турецкими или европейскими. Башкиры ценили оружие и снаряжение, но украшалось серебром, бережно хранилось и передавалось по наследству.

http://mil.ru/images/military/military/photo/kazaki_2.jpg

Рис. 1. А. О. Орловский «Башкиры в военном походе» Первая четверть XIX века.

 

Башкирская конница принимала активное участие в боях 1812 г. в арьергарде. Задачей башкир было охранение постов, участие в открытом бое, перестрелках, так же участие в атаках авангарда противника. Основной задачей был дозор и предупреждение основного войска о приближении опасности.

Военная организация башкир в данное время носила больше европеизированный характер, но с элементами традиционной, оставшегося от золотой орды, техники ведения боя. Отличительными чертами были: выносливость, мобильность, многоплановость атак, однородный — конный состав войска, строгая дисциплина, хорошая строевая подготовка и опытные командиры. Башкирские воины были очень отважные и смелые, шли в бой на передовой, были сплоченные и беспрекословно подчинялись приказам. К отрицательным чертам Башкирских полков можно отнести сильный языковой барьер, между русскими военными начальниками и самими башкирами. Так же нужно отметить и то что был большой недостаток в холодном и огнестрельном оружии.

В ходе боевых действий башкиры совершали подвиги, за что в свою очередь получали награды. Награждали в основном орденом Св. Анны 3-й степени, в качестве награды могло служить присвоение чина.

Таким образом, во всех случаях участия в войнах, или заграничных походах башкиры проявляли массовое мужество и героизм, что всегда отмечалось командование. В трудные месяцы отступления российской армии в первый период войны 1812 г. Башкиры 1-го и 2-го полков, находились в арьергарде и участвуя почти ежедневно в боевых столкновениях, покрывали себя славой. Также отважно бились они под Москвой, а позже и преследовали отступающего противника.

 

Литература:

 

1.                  История башкирского народа: в 7т./ гл. ред. М. М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН.-Спб.: Наука,2011.- 400с.

2.                  Руденко, С. И. Башкиры. Историко- этнографические очерки.- Уфа: Китап 2006.- 376с.

3.                  Черемашанский В. М. Описание Орембургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1898.С. 138–139.

Основные термины (генерируются автоматически): башкир, лошадь, огнестрельное оружие, башкирский воин, бой, быль, вьючная лошадь, лошадь были, полок были, ход движения.


Похожие статьи

Образ коня в башкирском устном народном творчестве

До последнего бунта башкирский народ весьма богат был лошадьми, … среди них были такие, кои от трех до четырехсот кобыл имеют» [4, с.274].

Бережное отношение башкир к лошадям выросло в культовое почитание.

Традиционные промыслы Башкирских племен: звероловство...

Занятия башкир были очень разнообразными: коневодство, бортничество, земледелие и конечно

Что касается огнестрельного оружия, ружья в старину у башкир были кремниевые, со второй половины XIX века, их вытеснили пистонные ружья, появились и берданки.

Видоизменение амуниции и вооружение нижних чинов пехотных...

Они были устаревшими и снятыми с производства в Российской Империи, однако употреблялись во время обороны Сахалина.

Для большей маневренности в 1904 г. предлагалось при быстрых передвижениях в бою использовать троечную упряжку (т. е. впрягать в линию три лошади)...

Анализ фразеологических единиц китайского языка военной...

Проведенный анализ китайского сегмента сети интернет показал, что в период с 2016 по 2017 год наиболее употребимыми ФЕВТ с иероглифическим компонентом «лошадь» были следующие (идиомы указаны с наиболее приближенным смысловым переводом на русский язык) [5]:走马...

Влияние культа лошади на движение «Дьиэрэнкэй»...

Целью данного исследования является изучить семантику движения «дьиэрэнкэй» у якутов. Для этого необходимо решить следующие задачи

Как мы уже раннее упоминали, якуты — это скотоводческий народ, культ лошади был не только в танцевальной культуре, но и в...

Мотив «убегающей лошади» в храмовом фольклоре Японии

Таких больших эма с изображением лошади, видимо, было много по всей Японии. Их вывешивали в синтоистских храмах и почитали как сокровище.

Вместе с тем может показаться, что герои всех этих легенд совершенно не были обеспокоены столь странным поведением...

«Ствол длинный, жизнь короткая» — неизвестный подвиг воинов...

Так, в период подготовки к предстоящим боям на Курской дуге, в состав только Воронежского фронта были включены около 16 истребительно-противотанковых артиллерийских полка резерва Верховного

Истребители выдвигались в район кризиса и вступали в бой с ходу.

Родословная башкир — шежере | Статья в журнале...

В поисках документальной базы жизни башкир были обнаружены интереснейшие факты. Оказалось, что в Башкирии существуют летописные памятники, которые содержат большое количество информации о башкирском народе.

Похожие статьи

Образ коня в башкирском устном народном творчестве

До последнего бунта башкирский народ весьма богат был лошадьми, … среди них были такие, кои от трех до четырехсот кобыл имеют» [4, с.274].

Бережное отношение башкир к лошадям выросло в культовое почитание.

Традиционные промыслы Башкирских племен: звероловство...

Занятия башкир были очень разнообразными: коневодство, бортничество, земледелие и конечно

Что касается огнестрельного оружия, ружья в старину у башкир были кремниевые, со второй половины XIX века, их вытеснили пистонные ружья, появились и берданки.

Видоизменение амуниции и вооружение нижних чинов пехотных...

Они были устаревшими и снятыми с производства в Российской Империи, однако употреблялись во время обороны Сахалина.

Для большей маневренности в 1904 г. предлагалось при быстрых передвижениях в бою использовать троечную упряжку (т. е. впрягать в линию три лошади)...

Анализ фразеологических единиц китайского языка военной...

Проведенный анализ китайского сегмента сети интернет показал, что в период с 2016 по 2017 год наиболее употребимыми ФЕВТ с иероглифическим компонентом «лошадь» были следующие (идиомы указаны с наиболее приближенным смысловым переводом на русский язык) [5]:走马...

Влияние культа лошади на движение «Дьиэрэнкэй»...

Целью данного исследования является изучить семантику движения «дьиэрэнкэй» у якутов. Для этого необходимо решить следующие задачи

Как мы уже раннее упоминали, якуты — это скотоводческий народ, культ лошади был не только в танцевальной культуре, но и в...

Мотив «убегающей лошади» в храмовом фольклоре Японии

Таких больших эма с изображением лошади, видимо, было много по всей Японии. Их вывешивали в синтоистских храмах и почитали как сокровище.

Вместе с тем может показаться, что герои всех этих легенд совершенно не были обеспокоены столь странным поведением...

«Ствол длинный, жизнь короткая» — неизвестный подвиг воинов...

Так, в период подготовки к предстоящим боям на Курской дуге, в состав только Воронежского фронта были включены около 16 истребительно-противотанковых артиллерийских полка резерва Верховного

Истребители выдвигались в район кризиса и вступали в бой с ходу.

Родословная башкир — шежере | Статья в журнале...

В поисках документальной базы жизни башкир были обнаружены интереснейшие факты. Оказалось, что в Башкирии существуют летописные памятники, которые содержат большое количество информации о башкирском народе.

Задать вопрос