Библиографическое описание:

Черногорцева Г. В. Духовная культура малых народов Севера // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 508-510.

Работа посвящена анализу значения культурных традиций и ценностей этнических меньшинств. Автором проанализированы механизмы их природной и социальной адаптации. Выявлена роль культурных образований в процессах самосохранения и развития этнических меньшинств, проживающих в суровых условиях Севера. На обширном историческом и историко-философском материале автор исследовал значение и смысл культурных ценностей для современного общества.

Ключевые слова: общество, человек, государство, этнос, ценности, культура.

 

Усложнение современного общества, развитие гражданских начал и правового государства, актуализируют внимание ученых и практиков к проблемам культурных достижений различных этносов, в том числе и к культурным ценностям этнических меньшинств, среди которых значительное место занимают немногочисленные этносы российского Севера. Изменяющаяся жизнь, характеризуется все более интенсивными преобразованиями повседневной жизни малочисленных этносов, населяющих территорию с изначально холодным климатом и суровыми условиями выживания. Это влечет кардинальные перемены во всех областях общественной, профессиональной и индивидуальной жизни. Саамы, ненцы, ханты, манси, энцы, долганы, нганасаны, селькупы, кеты, эвенки, юкагиры, эвены, чукчи, коряки, эскимосы, алеуты, ительмены, тофалары, ульчи, нанайцы, нивхи, удэгейцы, негидальцы, ороки, орочи, чуванцы, живущие в соответствии с исторически сложившимися традиционным способом ведения хозяйства и бытовым обустройством повседневного бытия, оказались вовлеченными в динамично развивающиеся процессы изменения современной цивилизации.

Исторические источники и археологические изыскания дают представления о материальной и духовной культуре этнических меньшинств, о вариантах и способах обустройства их повседневной жизни в соответствии со сложившимися, понятыми и принятыми каждым членом этнического сообщества культурными ценностями. Великие русские мыслители П. Я. Чаадаев, Н. Я. Данилевский и другие придавали большое значение географической среде в которой развивались культурные традиции различных этносов. В местах богатых озерами, рыбными ловищами, лесами и горами, покрытыми высокими соснами и другими деревьями, пригодными для разнообразных видов хозяйственной деятельности в местах безмолвных, уединенных, изобильных ягодами, грибами, птицей, зверями формировались культурные ценности этнических меньшинств. Как отмечают многие исследователи, и среди них В. О. Ключевский, путь из Варяг в Греки был составной частью круговой водной дороги, опоясывавшей всю Европу, питающей развитие материальной и духовной культуры, способствующей обогащению хозяйственных связей благодаря благоприятным возможностям для торговли как способа обмена продуктами народного хозяйства. Оленеводство, охота, рыболовство, морской, зверобойный промысел, собирательство и другие традиционные виды деятельности определяют гармоничные отношения между людьми и природой. С древнейших времен взаимодействие между этносами определялось самими видами и формами хозяйственной деятельности, бережным отношением к природе, как величайшей ценности, необходимой для выживания и благополучия людей, единственной кормилице. Благополучие связывалась с пушным богатством, лесным пчеловодством: мед, воск, меха на протяжении многих веков занимали значительное место в торговых операциях, поэтому лесное звероловство и бортничество являлись наиболее распространенными видами профессиональной деятельности наряду с добычей рыбы и морского зверя. Хлеб не родился, но на огородах выращивали овощи: «Землю копали мотыками и тем питались» [1, с. 146], — сообщается в житиях. Трудовая деятельность обеспечивалась кустарно изготовленными орудиями труда, т. е. природа как единственная колыбель человеческой жизни обеспечивала выживание и развитие населяющих северные края малочисленных этносов. Ценилось все, что могло принести практическую пользу и облегчить жизнь в суровых климатических условиях. В целом хозяйственная деятельность была настолько успешна, что веками обеспечивала выживание коренных народов, укрепляя преемственность поколений, на основе сохранения духовного наследия и верности культурным традициям в качестве фундамента для будущего продвижения по пути развития материальной и духовной культуры как необходимого условия благополучия как этноса в целом, так и отдельного человека.

Из поколения в поколение люди совершенствовали свой социальный опыт, трудовые навыки, осваивали природные богатства посредством все более разнообразной деятельности. Это позволяло им преодолевать трудности повседневной жизни.

Успешное продвижение по пути развития материальной культуры сопровождалось становлением и укреплением культурных ценностей. Положительные примеры, успехи хозяйственной деятельности вызывали уважение членов социума, мужество людей в повседневной жизни вызывало восторженное удивление: в местах суровых, необжитых и пустынных, люди селились, выстроив себе жилища, терпя недостатки и лишения, в повседневных трудах они преодолевали препятствия, завоевывали доверие населения сопредельных земель.

В целом можно сказать, что развитие культуры характеризовалось пестротой религиозных верований в повседневной жизни народа при чрезвычайно уважительном отношении к иноверцам. Это обстоятельство значительно облегчало бытовую ассимиляцию, а это способствовало обеспечению единения людей различных верований и культурных традиций, что, в свою очередь, вело к интенсификации деловой жизни в контексте социальной практики.

Такие ценности как ответственность, мужественное преодоление житейских трудностей, доброта, сердечность и гостеприимство, уважительное и бережное отношение к природе, другим людям, справедливость и спокойствие, ориентация на общечеловеческие ценности, уважительное отношение к женщине как источнику жизни, благополучия детей и процветания семьи, сохранения домашнего очага имманентно присущие малочисленным этносам являются необходимыми условиями их самосохранения, выживания и движения ко все большей безопасности, максимально возможному жизненному благополучию и комфорту в суровых условиях бытования. Как замечает К. Г. Юнг, люди отличались «непреодолимым стремлением приспосабливать весь внешний опыт к душевным событиям» [3, c. 133]. Непреходящего значения ценностями полагается сама жизнь, дети, родственники, близкие, соплеменники, а также природа, которая питает, оберегает и сохраняет, обеспечивая благополучное сохранение этноса и жительствование каждого человека. Взаимопомощь, доброта, искренность, доверчивость, готовность к самопожертвованию, скромность, открытость, бережное отношение к природе и ее богатствам, стремление избегать жестокости и хищнического отношения к природным ресурсам помогает выжить в экстремальных условиях кочевого и полуоседлого животноводческого и промыслового ведения хозяйства, сохраняющего все свое значение и в современном мире. Религиозные и мифологические представления, а также вплетенное в ткань повседневной практической жизнедеятельности знание эмпирического происхождения обеспечивают социальную сплоченность и единство членов этноса, а так же взаимопомощь и поддержку в межэтнических отношениях, являя многосложность и многокрасочность этнических культур, создают благоприятную возможность для открытости и толерантности, для проникновения и утверждения инноваций, неизбежно сопровождающих современную жизнь, отмеченную процессами усложнения всех сфер общественной жизни, что в конечном счете направленно прежде всего на достижение более высокого по сравнению с достигнутым уровня жизни, а значит, и благополучия малочисленных этносов.

Культурные традиции этнических меньшинств позволяют встроиться в многообразные процессы современной жизни. Отмеченные все более интенсивным проникновением современных технологий во все сферы общественного развития и реализации индивидуальных способностей, культурные ценности предполагают признание человеком своей собственной жизни в качестве значимой и существенной, поскольку все существующее так или иначе, прямо или косвенно связано с человеком в его деятельном отношении к миру и самому себе, к своей жизни, с его мироощущением и мировосприятием. Стремление к гармоничному взаимодействию человека и мира в условиях нарастающей актуализации, ставших глобальными экологических проблем, выступает надежной основой, гарантом адекватного осознания человеком наличной жизненной ситуации, связанных с ней проблем и путей их решения.

Осмысление проблем текущей жизнедеятельности в контексте взаимодействия человека и мира позволяет реализовать присущую человеку возможность свободного выбора, прежде всего в части свободного самоопределения в качестве творца истории своей собственной жизни и своего этноса в процессе развития своих сущностных сил, творческих и иных способностей. Даруемые жизненными обстоятельствами возможности позволяют человеку придерживаться избранных форм соучастия в жизни близких и дальних, социальной, профессиональной и др. групп, этносов, социума, эпохи, возложить на себя ответственность за все что происходит или не происходит как с самим человеком, так и с тем, что его окружает, как бы близко или далеко не находилось то, что влияет на человека, изменяя его взаимоотношения и взаимодействия со всем, причастным его жизни в ее соприкосновении со всем тем, что, собственно, ее и составляет.

Успешное развитие гражданского общества и правого государства требует сегодня все большего внимания к историческому наследию, культурным традициям и ценностям этнических меньшинств. Эффективность современных решений требует адекватного восприятия духовно-нравственных основ человеческого взаимодействия, включающего жажду правды и справедливости, постижения бытия в сочувствии и переживании. Учет культурных традиций и ценностей, являющихся достижением и достоянием этнических меньшинств имеет важнейшее значение в определении перспектив развития всех общественных процессов, побуждая к поиску вариантов конкретизации и уточнения мировоззренческой парадигмы российской государственности, включая проблему ценностей и смыслов в их побудительной составляющей, вносящей существенный вклад в решение проблем повышения эффективности и оптимизации всех социально и индивидуально значимых процессов. Востребованность культурных традиций и ценностей обеспечивает возможность чутко улавливать сущность и нюансы процессов развития общественной жизни, своевременно и эффективно вносить требуемые ситуацией и её особенностями необходимые изменения и коррективы.

Изучение культурных традиций этнических меньшинств помогает людям «понять друг друга» [4, с. 69] поскольку «все люди обладают сознанием, мышлением и духом» [4, с. 69] Традиционное понимание мира в его соотнесенности с человеком создает возможность для достижения гармоничного взаимодействия человека и мира, являясь залогом обеспечения успешного развития всех профессиональных сообществ, социальных групп и этнических меньшинств.

 

Литература:

 

1.                  Ключевский В. О. Сочинения. В 9-ти томах. Т.3. М.: Мысль, 1988. — 414 с.

2.                  Новиков А. Г., Пудов А Г. Менталитет северян в контексте циркумполярной цивилизации: Монография. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005. — 178 с.

3.                  Юнг К-Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. М., 1998. № 1. С.133–150

4.                  Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. — 527 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle