Библиографическое описание:

Даниленкова В. А. Риски в экологической образовательной среде технического вуза // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 410-413.

Важнейшим условием развития технического вуза является устранение или снижение любого вида рисков, в том числе экологических. Экологические риски — это сложная педагогическая категория, связанная с экологической образовательной средой, эффективность которой проявляется с принятием решений в конкретной экологической рисковой ситуации и возникающая из-за неопределённости среды. Выявление экологических рисков в экологической образовательной среде позволяет принять администрацией вуза обоснованные решения для повышения качества экологической подготовки обучающихся.

Ключевые слова: образовательная среда, экологические риски, неопределённость, случайность, информированность.

 

Исследователи теории рисков и управление рисками (И, В, Арендачук, А. Р. Ваганова, Т. Н. Костюкова, И. А. Лысенко, Н. Д. Сорокина, В. Л. Овечкин, А. Е. Причинина, В. Е. Цибульникова и др.) рассматривают психологические аспекты рисков в процессе адаптации первокурсников в образовательной среде вуза (А. Р. Ваганова), управление рисками в условиях модернизации профессионального образования (Н. Д. Сорокина), в системе менеджмента качества (Т. П. Костюкова, И. А. Лысенко), область повышенного риска в инновационном педагогическом образовании (В. Л. Овечкин, А. Е. Причинин), социальные риски в молодёжной студенческой среде (А. А. Калюжный).

На сегодняшний день в существующей педагогической литературе выделяются психологические риски (В. А. Петровский, Т. В. Корнилова и др.) безопасная образовательная среда (О. К. Дрейер, В. И. Данилов-Данильян и др.), управление рисками (А. Л. Альгин, А. А. Кудрявцев, Г. В. Чернова, Г. Н. Солнцева и др.).

Однако, недостаточно исследованы экологические риски в образовательной среде технического вуза. Разнообразие мнений о сущности риска, его свойствах, элементах, содержании и объясняется многочисленностью этого явления. Таким образом, понятие риска в педагогике изучено мало, недостаточное внимание уделяется проблеме риска в экологической образовательной среде вуза.

Согласно Р. К. Полякова, Р. Ш. Ходжаева риск означает: всякую возможность для личности или коллектива, возможную опасность потерь, ситуационную характеристику деятельности, состоящую в неопределённости её исхода и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха». [7,с. 9]

Изучение понятий неопределённости и риска занимаются в целом ряде гуманитарных и общественных наук, в том числе педагогике. Особенно активно исследование в данной области проводятся в последнее время. Появилась новая наука — «рискология». По мнению Г. Г. Малинецкого «управление рисками одна из важнейших технологий процесса». [3,с. 12]

Риск присущ любому виду деятельности вуза и является её неотъемлемым элементом. Так как образовательная среда вуза составляет основу жизнедеятельности, то и минимизация рисков, управление рисками в образовательной среде является важнейшим условием развития вуза.

Неопределённость условий образовательной среды технического вуза предопределяется тем, что она зависит от множества переменных, в результате чего каждый обучающийся изначально лишён заранее известных заданных параметров, обеспечивающих его успех на выпуске и на рынке труда.

Основными причинами неопределённости и, следовательно, источниками риска являются:

1.                  Спонтанность образовательных процессов в техническом вузе (различие в организации обучения в школе и вузе, неприспособленность студентов к обучению и др.)

2.                  Случайность, когда в исходных образовательных условиях одно и тоже событие происходит неодинаково в результате многих информационных, технологических, социальных образовательных процессов, многовариантности образовательных сред (материальных, экологических, информационных и др.), в которых находятся субъекты образовательной деятельности в вузе.

3.                  Наличие конфликтных тенденций, столкновение противоречивых интересов (стрессы, межличностные отношения, конкуренция, несовпадение интересов обучающихся и результатов обучения и др.)

4.                  Вероятностный характер образовательной среды. Неясны цель, задачи, средства, методы, результат той или иной разновидности образовательной среды.

5.                  Неполнота, недостаточность знаний об экологической образовательной среде вуза как объекте исследования, процессе и явлении. Недостаток информированности участников образовательной среды вуза.

6.                  Ограниченность, недостаточность материальных, финансовых, кадровых и других ресурсов при принятии решений.

В образовательной среде вуза существуют различные виды рисков, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения взаимосвязанных между собой и оказывают влияние на деятельность вуза. Поэтому важно систематизировать риски и определить степень их влияния на качество подготовки специалистов. Различают внешние и внутренние риски образовательной среды вуза (табл. 1.)

Таблица 1

Риски образовательной среды вуза

Внешние риски

Внутренние риски

1.                  Уменьшение финансирования

2.                  Конкуренция вузов, изменение показателей

3.                  Мониторинг эффективности вуза

4.                  Уменьшение контингента

5.                  Уменьшение запроса рынка труда (невостребованность выпускников)

1.                  Обеспечение качества образования

2.                  Структура управления вузом

3.                  Недостаточная материальная база

4.                  Низкое качество преподавания дисциплин

5.                  Низкое качество остепенённости педагогического персонала

6.                  Низкое качество подготовки выпускников школ

7.                  Низкая адаптация.

8.                  Низкое состояние здоровья обучающихся.

 

Из таблицы 1 можно разделить риски на «финансовые», «образовательные», «экологические». В своём исследовании мы рассмотрим экологические и образовательные риски (табл. 2).

Таблица 2

Образовательные и экологические риски вуза

Внешние риски

Внутренние риски

Образовательные:

уменьшение контингента обучающихся;

— невостребованность выпускников;

—конкуренция вузов; средний балл ЕГЭ

Экологические:

инфраструктура;

— здания и помещения вуза (обеспечение противопожарных и санитарно-гигиенических требований).

Образовательные:

обеспечение качества образования;

— структура управления вузом;

— недостаточная материально-техническая база;

— низкое качество преподавания дисциплин;

— кадровый состав ППС;

— низкое качество подготовки абитуриентов;

Экологические:

— адаптация обучающихся;

— стрессоустойчивость;

— здоровье студентов;

— питание;

— медицина;

— общежитие.

 

В настоящее время нет однозначного понятия экологического риска. Так, исследования, посвящённые анализу риска, можно найти в психологии, педагогике, экологии, философии и др. Мы приведём отдельные определения понятия экологического риска: это экологическая свобода действий администрации вуза; возможная опасность здоровью обучающихся; угроза потерь администрации в виде дополнительных расходов сверх предусматриваемых образовательной программой; потери снижения качества образования, показателей эффективности деятельности вуза; — это риск, возникающий в экологической образовательной среде, связанных с обучением, воспитанием, образовательными услугами, осуществлением социально-экологических и научно-экологических проектов; обучение студентов и воспитание на всех этапах учебно-воспитательного процесса от приёма до выпуска обучающихся. Зависит от материально-технического обеспечения, инфраструктуры вуза,

Исходя из вышеуказанных определений понятия «экологический риски», можно сделать вывод, что ему присущи различные и специфические черты, в основу которой закладываются такие понятия как: противоречивость, альтернативность, неопределённость, вероятность.

Противоречивость экологического риска проявляется в разных аспектах. С одной стороны он ориентирован на получение экологических знаний, умений, навыков в образовательной среде вуза. Тем самым он позволит проделать психологические барьеры, препятствующие внедрению идей экологии образования, здоровьесберегающих технологий, перспективных экологических проектов, преодолеть сопротивление преподавателей по формированию экологической образовательной среды, обеспечить научно-инновационную основу экологической образовательной среды, направленных на развитие технического университета. Это свойство экологического риска имеет важные социально-нравственные последствия, так как оказывает позитивное влияние на качественную подготовку студентов в том числе экологическую.

С другой стороны, экологический риск в следствии высокой ответственности ведёт к субъективизму, к тем или иным социально-экономическим и моральным издержкам, что в условиях низкой информированности приводит к тому, что «альтернатива выбирается без должного учёта объективных закономерностей развития явления, по отношению к которому принимается решение» [4]. Иными словами, экологический риск зависит от объективного принятия решения и субъективной его оценки.

Альтернативность экологического риска предполагает необходимость выбора из нескольких решений, одного.

Существование экологического риска связанно с неопределённостью. Понятие «неопределённость» характеризует ситуацию, при которой отсутствует информация о возможных состояниях образовательной среды.

В образовательной среде вуза существуют условия, характерные для определённости экологических рисков. Данные условия зависят от целого ряда факторов, которые делятся на внешние, непосредственно влияющие на определение эффективности деятельности вуза (конкуренция, качество выпускников, отзывы работодателей, контроль организации); внутренне «прежде всего администрация вуза, профессорско-преподавательский состав, материально-техническая база вуза, информационность, методы, средства, технологии и т. д. При взаимодействии внутренних факторов может возникнуть неопределённость, проявляющаяся в качестве экологической подготовки выпускников в формировании их экологической культуры.

Следует отметить, что различие между экологическим риском и неопределённостью в экологической образовательной среде вуза заключается в информированности, в способах задания информации и определяется наличием вероятности (степени возможности свершения принятого решения). Вероятность экологического риска позволяет количественно сравнивать решения. Вероятность принятого решения по экологическому риску будет определена объективно, если будет достаточно информации.

Таким образом, вероятность принятия решения по экологическому риску в образовательной среде зависит от информированности администрации — преподавателя — студента, исходя из противоречивости, альтернативности и неопределённости экологоориентированных решений.

Это свойство экологического риска имеет важные социально-нравственные последствия, так как оказывает позитивное влияние на качественную подготовку студентов, в том числе экологическую.

С другой стороны, экологический риск вследствие высокой ответственности ведёт к субъективизму, к тем или иным социально-экономическим и моральным издержкам, что в условиях низкой информированности приводит к тому, что «альтернатива выбирается без должного учёта объективных закономерностей развития явления, по отношению к которому принимается решение». [4] Иными словами экологический риск зависит от объективного принятия решения и субъективной его оценки.

Альтернативность экологического риска предполагает необходимость выбора из нескольких решений, одного.

Существование экологического риска связанно с неопределённостью. Понятие «неопределённость» характеризует ситуацию, при которой отсутствует информация о возможных состояниях образовательной среды.

Таким образом, под экологическим риском в образовательной среде вуза мы понимаем «сложную педагогическую категорию, связанную с экологической образовательной средой вуза, эффективность которой проявляется с принятием решения в конкретной экологической рисковой ситуацией и возникающая из-за неопределённости образовательной среды».

В образовательной среде вуза существуют условия, характерные для определённости экологических рисков. Данные условия зависят от целого ряда факторов, которые делятся на внешние, непосредственно влияющие на определение эффективности деятельности вуза (конкуренция, качество выпускников, отзывы работодателей, контроль организации); внутренние «прежде всего администрация вуза, профессорско-преподавательский состав, материально-техническая база вуза, информационность, методы, средства, технологии и т. д».. [10] При взаимодействии внутренних факторов может возникнуть неопределённость, проявляющаяся в качестве экологической подготовки выпускников в формировании их экологической культуры.

Следует отметить, что различие между экологическим риском и неопределённостью в экологической образовательной среде вуза заключается в информированности, в способах задания информации и определяется наличием вероятности (степени возможности свершения принятого решения). Вероятность экологического риска позволяет количественно сравнивать решения. Вероятность принятого решения по экологическому риску будет определена объективно, если будет достаточно информации.

Таким образом, вероятность принятия решения по экологическому риску в образовательной среде зависит от информированности администрации — преподавателя — студента, исходя из противоречивости, альтернативности и неопределённости экологоориентированных решений.

Учёт экологического риска при формировании экологической образовательной среды вуза позволяет принять руководителем вуза продуманное и обоснованное решение для повышения качества экологической подготовки выпускников.

 

Литература:

 

1.                  Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогически в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании 2004 № 6 С. 98–113.

2.                  Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни М. 1989

3.                  Владимиров П.А, Воробьев Ю. П., Малинецкий Г. Г. и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика.-М.: Наука, 2000.-432с.

4.                  Гранатуров В. М. Экологический риск: специальность, методы измерения, пути снижения: учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. Во «Дело и сервис»; 2002.- 160 с.

5.                  Корнилова Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М., 1997.

6.                  Малышев И. В. Психологические характеристики рисков в экстремальных ситуациях. Учение зап. пед. ин-та Саратовского. ун-та им Н. Г. Чернышевского Серия Психология, Педагогика 2011. Т.4 № 2 С. 72–78.

7.                  Поляков Р. К., Ходжаев Р. Ж. Создание подсистемы риск менеджмента в сфере предпринимательства: Монография.- Калининград, БИЭиФ, 2007–182 с.

8.                  Солнцева Г. Н. Психологическое содержание понятия риск // Вестник МГУ. Серия 14 Психология, 1999 № 2 С. 23–27.

9.                  Чернова Г. В., Кудрявцев А. А. Управление рисками. Учебное пособие. М, 2003

10.              Шоломицкий А. Г. Теория риска. Выбор при неопределённости и моделировании риска: Учебное пособие для вузов.- М.: Изд. Дом ГУВШЭ, 2005–400 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle