Библиографическое описание:

Клюсова О. Н. Качество образования в условиях реализации дополнительных предпрофессиональных программ в детской художественной школе // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 415-418.

Статья посвящена условиям и особенностям достижения качества образования в условиях перехода на новые дополнительные предпрофессиональные программы в области изобразительного искусства в детских художественных школах.

Ключевые слова:качество образования, новые дополнительные предпрофессиональные программы, федеральные государственные требования, показатели качества.

 

Современное общество переживает такой этап, когда назрела необходимость пересмотра одной из важнейших социальных сфер — образования. Подтверждением тому являются приоритеты государственной политики на современном этапе, социально-экономические преобразования в стране за последние годы, частые изменения законодательных актов в области образования, обострившиеся демографические и духовно-нравственные проблемы общества.

Система образования в сфере культуры и искусства является не просто частью общей системы отечественного образования — она как лакмусовая бумага выявляет особенности развития общества в тот или иной исторический период. Именно поэтому исторический опыт зарождения и становления уникального отечественного явления — системы ШУВ («школа-училище-вуз», как было принято именовать ее в ХХ веке в кругу профессионалов, а в настоящее время детская школа искусств, среднее и высшее профессиональное учебное заведение), весьма актуален в период реформ.

Качество образования в детских школах искусств является одним из наиболее важных показателей системы образования в области искусства. На протяжении ряда лет специфика деятельности детских художественных школ не была отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» и подзаконных нормативных правовых актах. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266–1 «Об образовании» Федеральным законом от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ, детские школы искусств, в том числе детские музыкальные, хоровые, художественные, театральные, хореографические, цирковые школы, школы художественных ремесел, школы эстрадного искусства и другие детские школы по различным видам искусств, получили правовой статус, в большей степени соответствующий их профессиональному предназначению.

Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» в 2011 г., позволяют говорить преобразования деятельности ДХШ. Так, указанные изменения предусматривают реализацию в ДХШ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее предпрофессиональные программы), которые, в свою очередь, реализуются на основе федеральных государственных требований. В федеральных государственных требованиях прописано качество предпрофессионального образования.

Давайте попробуем ответить на вопросы, что понимать под термином «качество», что имеют в виду образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства, что ими движет при постановке проблемы необходимости повышения качества образования.

Качество в широком смысле определяют как «соответствие требованиям, стандартам», «пригодность для использования», «отсутствие вариативности», «способность удовлетворять заявленным или подразумеваемым потребностям».

В философии термин «качество» определяется как целостная совокупность свойств, их связей и отношений, отличающих один предмет или явление от других предметов или явлений.

Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко под качеством понимают «целостную совокупность относительно устойчивых свойств, определяющих специфику того или иного предмета». Эти же авторы приводят и другое определение: качество — тот нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт образования. В некоторых публикациях (Д. Ш. Матрос, Н. Н. Мельникова, Д. М. Полев и др.) под качеством образования понимается отношение цели и результата, меру достижения цели. Из этого определения следует, что мы должны научиться измерять в одинаковых единицах: 1) цель, поставленную перед учебным заведением; 2) результат, достигнутый данным учебным заведением.

Как многомерное понятие «качество образования», считает В. П. Панасюк, подразумевает любую систему или процесс, которые направлены на сохранение и повышение качества образовательного продукта, создаваемого учебным заведением. Система обеспечения качества является средством, используемым для того, чтобы утвердиться самому и утвердить других во мнении, что созданы все условия для обеспечения соответствия обучающихся тем нормативам, которые предъявлены обществом и учебным заведением. Качество образования, таким образом, неотделимо от социальной адекватности, а задачи системы обеспечения качества состоят в гарантировании такой социальной адекватности.

Шмырева Н. А., Губанова М. И., Крецан З. В. под качеством образования понимают совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося.

В педагогическом словаре качество образования —это определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса.

В теории менеджмента и маркетинга существует понятие «управление тотальным качеством». Под ним, как утверждает известный авторитет в этой области Ф.Котлер, предлагается понимать «общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов, продукции и сервиса». Данное определение воспроизводит следующие ключевые моменты: непрерывное повышение всего и всеми.

Качество является такой категорией, которая никогда не достигает своего идеального уровня. Оно всегда может быть только улучшено. И вот эта незавершенность процесса тревожило педагогов, которые в одном лице являются и производителями товара в условиях рыночных отношений, и его маркетологами.

Что имеет в виду школа и учредитель под качеством образовательной и воспитательной деятельности? Прежде всего, хорошую теоретическую, практическую, а главное креативную (творческую) подготовку пришедших на обучение детей, особую опеку выявленных в общей массе одарённых детей, бережное отношение к ним.

В марте 2012 года Министерство культуры России утвердило Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства «Живопись» и декоративно — прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество». У нас появился стандарт, требующий подготовить выпускника уровня, соответствующего условиям для приёма в средние профессиональные и высшие учебные заведения художественного профиля.

К показателям качества обучения по дополнительным предпрофессиональным программам сегодня официально отнесены:

-          увеличение /положительная динамика/ числа занимающихся в системе дополнительного образования — (есть дорожная карта по исполнению майских Указов 2012 года Президента России, где указан ожидаемый результат, на который мы должны выйти);

-          количество детей — учащихся ДХШ — участников фестивалей, конкурсов, выставок (дети находятся в начальной стадии обучения и участия в конкурсах, фестивалях пока не принимают);

-          количество лауреатов конкурсов, фестивалей и т. д. — (ответ тот же;)

-          количество закончивших обучение по предпрофессиональным общеобразовательным программам (первые выпускники при 8 — летней образовательной программе будут только в 2020 году).

Сегодня все художественные школы Екатеринбурга и области прошли лицензирование и работают по предпрофессиональным ОП.

В этой части очень важны следующие моменты:

-          корректировка имеющихся и подготовка основных нормативных документов, локальных актов ОУ в соответствии с ФГТ, Законом «Об образовании в Российской Федерации»;

-          обеспечение переподготовки, мониторинг повышения квалификации кадров;

-          мониторинг — собственно предпрофессиональных общеобразовательных программ с участием специалистов — экспертов по художественному образованию, методических объединений, ресурсных центров;

-          мониторинг качества, результатов художественного образования детей.

Сегодня ставится задача создания и привлечения к мониторингу общественных формирований — Советов школ, Попечительских Советов.

Федеральными государственными требованиями рекомендовано в ДХШ создавать художественные Советы, участвующие при промежуточных и итоговых аттестациях обучающихся. Очень важно системно изучать мнение участников образовательного процесса — через анкетирование учащихся, их родителей (законных представителей), преподавателей ДХШ на предмет оценки деятельности ОУ, качества обучения.

Федеральные государственные требования определяют необходимость создания в ОУ оценочного Фонда для определения результатов обучения. В стандарте оговариваются и система индикаторов качества бюджетной услуги — динамика изменений количества учащихся по сравнению с прошлым годом, процент выполнения учебного плана (на конец учебного года), средний балл качества знаний на конец учебного года, перевод учащихся на конец учебного года в следующий класс.

Кроме того, качественную услугу дополнительного образования характеризуют:

-          доступность, своевременность, актуальность, точность предоставления услуги в соответствии с установленными требованиями её предоставления;

-          расширение знаний учащихся учреждений дополнительного образования;

-          развитие творческих способностей учащихся;

-          самореализация и самовоспитание учащихся;

-          создание условий для непрерывного дополнительного образования детей в соответствии с их интересами и потребностями;

-          организация содержательного досуга и занятости учащихся;

-          результаты участия учащихся в фестивалях, выставках, конкурсах различного уровня.

 

Литература:

 

1.                  Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник — 1997, № 9

2.                  Педагогический словарь.

3.                  Сидорова С. Н. Выявление художественно одаренных детей как цель их предпрофессиональной подготовки в области искусств // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25956 (дата обращения: 09.12.2014).

4.                  Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

5.                  Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»

6.                  Шмырева Н. А., Губанова М. И., Крецан З. В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. — Кемерово, 2002. С. 100.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle