Библиографическое описание:

Санькова А. А., Киенко Ю. А. Функции контроллинга в инновационном производстве // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 299-301.

В статье исследована сущность инноваций, особенности и различия понятий инновационного процесса и инновационной деятельности; проведен анализ использования контроллинга на предприятии ОАО «ВМП «АВИТЕК».

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, инновационная деятельность, контроллинг.

 

Современная мировая экономическая система характеризуется рядом специфических черт, определяющих особенности функционирования всех ее субъектов. Это такие характеристики, как: высокая насыщенность однородной стандартизированной продукцией (услугами); усиление нестабильности факторов внешней предпринимательской среды; качественное изменение вкусов и предпочтений потребителей в сторону наукоемких товаров и услуг; значительное сокращение времени на принятие управленческих решений и адаптацию к новым условиям, а также ограниченность внутрифирменных возможностей для привлечения дополнительных ресурсов.

В данных условиях актуальной становится проблема выделения основополагающих факторов конкурентоспособности компаний. Не существует унифицированной системы рекомендаций, которая позволила бы оптимизировать деятельность любой компании вне зависимости от внутренних и внешних условий. Наряду с использованием новейших управленческих инструментов для достижения высокого уровня конкурентоспособности предприятия на рынке необходимо достичь и поддерживать высокий уровень инновационной активности. Хозяйствующие субъекты в промышленно развитых странах, сделавшие инновации приоритетным направлением развития, занимают передовые позиции в мире по всем показателям развития экономики [5, 8].

Cреди отечественных и зарубежных ученых отсутствует единство мнений относительно понимания сущности категории «инновация»; в тоже время независимо от того, как определяется понятие «инновация» и какой из сущностных характеристик отводится главная роль, можно отметить, что в ее основе всегда должен лежать принцип наличия чего-либо нового, т. е. новизны или отличия от предыдущих аналогов, составляющего основу любой инновации. Однако поскольку это новое разнообразно и затрагивает самые различные сферы экономических, социальных, экологических явлений, сущность инноваций многомерна и характеризуется не одним, а рядом ключевых признаков эффективности: экономических, социальных, экологических [3, 4].

Приведенные определения понятий инновационной деятельности и инновационных процессов весьма близки, но между ними есть и определенные отличия. Если инновационная деятельность — это деятельность конкретных людей (специалистов, работников аппарата управления, предприятий и организаций, отдельных предпринимателей, ученых и так далее), то инновационный процесс — это объективно происходящие изменения в производстве, связанные с научно-техническим прогрессом, необходимость которого, в свою очередь, определена объективными законами экономического развития. Тем не менее, основные целевые функции, как инновационной деятельности, так и инновационного процесса едины.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Это процесс, в рамках которого производители инноваций в целях получения прибыли создают и продвигают новшества к их потребителям. Начинается он с появления идеи и заканчивается ее коммерческой реализацией. Инновационные процессы свойственны всем отраслям народного хозяйства и являются движущей силой его развития. Реальной основой инновационного процесса является инновационная деятельность как совокупность мер по освоению инноваций и совершенствованию на этой основе организации и технологии производства, результатом чего является ускорение научно-технического прогресса [9].

Инновация как процесс — реализация инновационной деятельности. Предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, находятся в условиях перманентной неопределенности как со стороны окружающей среды, так и со стороны внутренних факторов развития предприятия. Наилучший на сегодня инструмент рыночных преобразований всей деятельности предприятия — внедрение системы контроллинга, которая основывается на конкретных условиях рынка, учитывает его неопределенность, стихийный характер, быстрые изменения в ценообразовании и т. д. [1].

Контроллинг инновационной деятельности можно определить, как систему управления деятельностью, направленной на создание и/ или реализацию в общественную практику инноваций в постоянно меняющихся условиях с целью достижения заданных результатов. Отсутствие эффективной системы управления инновационными процессами является одной из основных причин коммерческого неуспеха нововведений. Особую важность приобретает процесс управления нововведениями в условиях возрастающей динамичности рынков. Кроме того, инновации, в особенности технологические и продуктовые, в большей степени, чем другие виды деятельности предприятия, сопряжены с рисками и значительными объемами инвестиций [2, 10].

Таким образом, контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.

Нами использован контроллинг в качестве инструмента оценки эффективности использования функций контроллинга в ОАО «ВМП «АВИТЕК», являющимся одним из старейших предприятий авиационной отрасли, образованное еще в 1931 г. Основными видами деятельности являются машиностроение, выполнение опытно-конструкторских и конструкторско-технологических работ в области военной техники, авиационного и общепромышленного производства; производство, разработка и поставка вооружений и военной техники, товаров производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Это факт делает значимым изучаемое предприятие для экономики страны, потому что в условиях санкций ведущая и самая стратегически важная отрасль нуждается в качественном оборудовании, которое может производиться отечественными компаниями в рамках политики импортзамещения.

Таблица 1

Ресурсный потенциал ОАО «ВМП «АВИТЕК» в 2012–2014 гг.

Показатели

Годы

Изменение 2014 г. к 2012 г.

2012

2013

2014

Выручка от реализации готовой продукции

3536774

5770924

5931609

2394835

Чистая прибыль

168053

189524

370996

202943

Собственные источники финансирования

2925263

2955137

3526085

380000

Заемные средства

171237

575203

980613

809376

Внеоборотные активы

939146

1071020

1617980

678834

Оборотные активы

4641461

4917198

5283354

641893

Среднесписочная численность

4103

4110

4267

164

Источник: Данные бухгалтерской отчетности ОАО «ВМП «АВИТЕК» [7]

 

Данные таблицы 1 указывают на увеличение внеоборотных активов. Разница отчетного периода по сравнению с 2012 годом составила 678 834 тыс. Увеличение данного показателя может происходить из-за приобретения имущества или осуществления инвестиций в строительство. Наблюдаем увеличение и прочих показателей, что является большим плюсом для развития предприятия.

Численность штата сотрудников в 2014 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 164 человека. Увеличение численности персонала, непосредственно занятого в производстве, привело к увеличению заинтересованности работников в делах предприятия и в достигнутых результатах.

Таблица 2

Состав и динамика источников формирования имущества ОАО «ВМП «АВИТЕК» в 2012–2014 гг.

Показатели

Годы, тыс. руб.

Изменение 2014 г. к 2012 г.

2012

2013

2014

Тыс. руб.

%

Собственные средства

2925263

2955137

3526085

600822

20,53

Уставный капитал

2249756

2249756

2629756

380000

16,89

Переоценка внеоборотных активов

-

-

-

-

-

Резервный капитал

42785

51188

60664

17879

41,79

Нераспределенная прибыль

632722

654193

835665

202943

32,07

Долгосрочные обязательства

-

-

-

-

-

Отложенные налоговые обязательства

-

-

-

-

-

Краткосрочные обязательства

2529000

2737607

3036193

507193

20,06

Займы и кредиты

171237

575203

980613

809376

472,66

Кредиторская задолженность

2317910

2121397

2000111

-317799

-13,71

Доходы будущих периодов

39

36

33

-6

-15,38

Оценочные обязательства

39814

40971

55436

15622

39,24

Всего источников финансирования

5454263

5692744

6562278

1108015

20,31

Источник: Данные бухгалтерской отчетности ОАО «ВМП «АВИТЕК» [7]

 

По итогам 2014 года величина собственного капитала и резервов составила 3 526 085 тыс. руб. Увеличение к 2014 году на 600822 тыс. руб. обусловлено увеличением по пункту «нераспределенная прибыль» на 202943 тыс. руб., и увеличением резервного капитала на 17879 тыс.руб. Долгосрочные обязательства. ОАО «ВМП «АВИТЕК» не имеет долгосрочных обязательств по кредитам и займам. Краткосрочные обязательства ОАО «ВМП «АВИТЕК» увеличились к уровню 2014 года на 20,06 % (или на 507 193 тыс. руб.). Изменение обусловлено следующими причинами:

1)        Увеличение заемных средств на 809 376 тыс.руб. обусловлено получением займа ОАО «Концерн «ПВО «Алмаз-Антей» (на пополнение оборотных средств и на приобретение оборудования) со сроком погашения 31.12.2014г., на сумму 500 000 тыс. руб. при снижении объема привлеченных кредитов коммерческих банков.

2)        Кредиторская задолженность снизилась на 317 799 тыс.руб. (или 13,71 %) за счет сокращения величины полученных авансов от покупателей и заказчиков на 729 803 тыс. руб. и задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 288 257 тыс. руб. при одновременном росте задолженности перед прочими кредиторами на 36 622 тыс. руб. и перед бюджетом по налогам на 75 550 тыс. руб. Вся задолженность по налоговым платежам не является просроченной, срок ее погашения — первый квартал 2015 года.

Таким образом, для того чтобы обеспечить успешную деятельность предприятия и увеличить реализацию продукции через каналы сбыта, а также для того чтобы улучшить оценку финансового состояния, руководству ОАО «ВМП «АВИТЕК» необходимо проводить повседневную работу по изучению и прогнозированию потребительского спроса на реализуемую продукцию.

 

Литература:

 

1.         Бойко А. И. Структура системы контроллинга малых инновационных предприятий / А. И. Бойко, Л. А. Воронина, С. В. Ратнер // Управление инновациями — 2010. — 2010. -№ 1. — С. 221–225.

2.         Едисеева Т. О. Управление инновационным развитием экономики на основе контроллинга // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. — № 32. — С. 81–84.

3.         Зюкин Д. А. О значении и роли инновационной восприимчивости в развитии экономики региона / Д. А. Зюкин, О. В. Святова, Н. А. Пожидаева, В. А. Левченко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 9. С. 23–25.

4.         Зюкин Д. А. Оценка инновационной восприимчивости сельскохозяйственных организаций / Д. А. Зюкин, Н. А. Пожидаева, С. А. Быканова, С. А. Беляев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 10. С. 30–34.

5.         Куркина М. П. Бизнес как субъект региональной системы управления // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10. С. 347–351.

6.         Куркина М. П. Интеллектуальные ресурсы общества в формировании инновационной составляющей экономического роста / М. П. Куркина, Т. С. Колмыкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 1. С. 18–23.

7.         Официальный сайт ОАО «ВМП «АВИТЕК» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vmpavitec.ru

8.         Пожидаева Н. А. Методика оценки инновационной активности сельскохозяйственных организаций / Н. А. Пожидаева, Д. А. Зюкин // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 21. С. 32–39.

9.         Пожидаева Н. А. Обоснование приоритетных путей инновационного развития сельскохозяйственного производства: Монография / Н. А. Пожидаева, Д. А. Зюкин. — «Деловая полиграфия», — 2014. 188 с.

10.     Соловьева Т. Н. О некоторых проблемах развития инноваций в сельском хозяйстве / Т. Н. Соловьева, Н. А. Пожидаева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. № 2. С. 34–37.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle