Библиографическое описание:

Громова С. В. Сущность, понятие и виды контроля // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 281-283.

Какая бы то ни было предпринимательская деятельность преследует две цели: это приобретение доверия к имени фирмы и получения максимальной прибыли. В их основе лежит жесткая система контроля.

Контроль — одна из основных функций системы управления.

По организационным формам (по субъектам проведения) контроль подразделяется на:

-        государственный;

-        ведомственный;

-        вневедомственный;

-        аудиторский;

-        внутрихозяйственный.

Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти, обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение обязательств физических и юридических лиц перед государством и соблюдение законности.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль проводится министерствами, комитетами, департаментами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Обычно такой контроль реализуется путем проведения ревизий и тематических проверок.

Вневедомственный контроль осуществляется в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности Департаментом государственного финансового контроля МФ РФ в отношении различных предприятий и организаций (аудит также является формой вневедомственного контроля, одновременно являясь независимым контролем).

Аудиторский контроль за деятельностью организаций проводится аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований обеспечивает повышение эффективности, защищает интересы предприятия от хищения и бесхозяйственности. Ведется данный контроль на предприятиях их руководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами).

По времени проведения контроль подразделяется на:

-        предварительный контроль (носит профилактический, упреждающий характер и проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, необходим на всех уровнях управления);

-        текущий (оперативный) (осуществляется в процессе совершения различных хозяйственных операций, его целью является оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства);

-        последующий (осуществляется после совершения хозяйственных операций, применяется и при проведении ревизии, а также и при организации аудиторской проверки).

По степени охвата контроль характеризуют как общий и выборочный.

Общий — предполагает полное изучение производственно-хозяйственной деятельности.

Выборочный заключается в проверке лишь части процесса.

По частоте проведения различают:

-        систематический контроль (присущ для важных и наиболее ответственных объектов хозяйственной деятельности, проводится на постоянной основе);

-        периодический (проводится периодически, например статистическая отчетность);

-        разовый контроль (подразумевает всестороннюю полную проверку хозяйственной деятельности, проводится специализированными органами).

По уровню автоматизации существуют следующие типы контроля:

-        неавтоматизированный (осуществляется без привлечения автоматических средств);

-        не полностью автоматизированный (с частичным привлечением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и т. п.);

-        полностью автоматизированный (осуществляется в полностью автоматическом режиме, например обнаружение и исправление ошибки компьютерной программой, работа антивирусных программ, самодиагностика программных средств и т. д.).

Современные условия хозяйствования характеризуются постоянным увеличением текущей экономической информации, как на внешнем, так и на внутреннем уровнях.

Внешний контроль осуществляется специально созданными для этого (или специализированными) государственными контрольными органами.

Внутренний контроль — важнейшая часть системы управления, позволяющая предупреждать, выявлять недостатки и нарушения, а также своевременно устранять их последствия.

Объект внутреннего контроля организации — это управляемое звено системы управления организацией, которое воспринимает контрольное действие.

Субъектом внутреннего контроля организации является работник организации, совершающий контрольные действия.

Потребность во внутреннем аудите возникла на средних и крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Кроме того, в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых хозяйственных операций. А экономическому субъекту, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту — организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). «Информация» Минфина России N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» содержит рекомендации по организации и осуществлению организацией внутреннего контроля.

Обязательный контроль проводится:

1)        в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год);

2)        по решению компетентных государственных органов (например, проверки налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами (внутренний контроль), а также посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации.

Система внутреннего контроля — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности. Она включает организованные внутри организации и её силами надзор и проверку: соблюдения требований законодательства; точности и полноты документации бухучета; своевременности и подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; предотвращение ошибок и искажений; исполнения приказов и распоряжений; обеспечения сохранности имущества организации.

Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей организацией.

К процедурам контроля относятся:

-        определение подлинности и правильности оформления документов;

-        проверка отражения первичных документов в учете;

-        сопоставление документов;

-        арифметическая проверка;

-        анализ и оценка соответствия бухгалтерского учета и отчетности;

-        проверка соответствия совершаемых операций действующему законодательству;

-        контроль фактического наличия и состояния объектов и т. д.

Информация, своевременная и качественная обеспечивает достижение целей и эффективность внутреннего контроля.

Организация внутреннего контроля (обязанности и полномочия) зависят от характера, особенностей системы управления и масштабов деятельности экономического субъекта.

В случае если же организация обладает необходимыми ресурсами, создается отдельное структурное подразделение, контрольными полномочиями наделяются все службы и подразделения.

Контролеры (аудиторы) службы внутреннего контроля организации должны соответствовать высокой квалификации, а также соответствовать требованию компетентности, честности и добросовестности. Без вышеперечисленных качеств, даже идеально организованная служба внутреннего контроля, не сможет работать эффективно.

Еще одним необходимым условием является сопоставимость полезности внутреннего аудита с затратами на его осуществление.

Успех в организации и работе службы внутреннего контроля организации всецело будет зависеть от того, насколько руководство осознает значимость внутреннего контроля в управлении организацией, а позиция службы внутреннего контроля будет определяться по мере развития управления, накопления финансового и кадрового капитала.

 

Литература:

 

1.      Учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова Основы аудита — Ульяновск: УлГТУ, 2009.

2.      Б. Н. Соколов, В. В. Рукин. Системы внутреннего контроля (организация, методики, практика)— М.: ЗАО Издательство Экономика, 2007.

3.      «Информация» Минфина России N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

4.      Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle