Формирование ценностного отношения к людям и истории родного края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 19.08.2015

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Лапина, Н. А. Формирование ценностного отношения к людям и истории родного края / Н. А. Лапина, Ю. А. Четова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 420-423. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21329/ (дата обращения: 19.04.2024).

Формирование патриотизма через работу клуба интересных встреч «Юниор».

Ключевые слова:патриотическое воспитание, любовь к Родине, «патриот», знание истории, живой свидетель, узник концлагеря, духовно-нравственные и социальные ценности

 

Воспитание имеет существенное значение для социального становления человека. Общество характеризовало эту суть, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом чаще оно заботилось о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических условий, возникшие в результате крушения тоталитаризма в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и сферы образования, требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в образовательных учреждениях. В связи с отрицанием идеологической доминанты все меньше стало проводиться исследований, посвященных патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Рассматривая различные трактовки понятия «воспитание», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки М. И. Рожков обобщил и определил наиболее общие признаки этого феномена, которые выделяются большинством исследователей: целенаправленность воздействий на воспитанника; социальная направленность этих воздействий; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком комплекса социальных ролей.

Следует разграничивать два различных понимания термина воспитание: воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил то или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в ходе воспитательного процесса. Но, как мы полагаем, в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач педагога, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите.

Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У учащегося должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль педагога в воспитание этих качеств очень велика. Результатом воспитательной работы должно стать поколение людей, обладающих убеждениями, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Происшедшие перемены, смена прежних идеологических ориентиров на не совсем ясные новые ориентиры побуждает переосмыслить сущность патриотического воспитания, его место в общественной жизни.

Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в учащихся граждански активных, социально значимых качеств.

Проблемам патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста посвящены научные исследования С. Т. Алиевой, Е. С. Ананьевой, А. А. Аронова, В. И. Баева, А. Р. Балагланова, А. Н. Вырщикова, З. Т. Гасанова, О. К. Гусейнова, А. Р. Жумакова, Д. П. Ильченко, А. П. Кабаченко, В. А. Караковского, А. Е. Кондратенкова, Н. М. Конжиева, Г. А. Коноваловой, И. В. Кострулевой, В. В. Макарова, А. С. Миловидова, К. В. Назаренко, Л. Е.Никоновой, В. В. Пионтковского, Г. И.Рогачева, Г. В. Рудаковой, А. Х. Халикова, Т. М. Шашло и др.

В исследованиях этих педагогов освещены средства, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста и даны научно-практические рекомендации по организации работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях. Эти педагоги подчеркивают необходимость воспитания у детей с раннего возраста патриотических чувств (любви к Родине, уважительного отношения к культуре, языку, традициям, обычаям и истории своего народа).

Учёные, исследователи коллективного сознания, говорят о том, что память нашего поколения — это сито, через которое проходят события, исторические факты, конкретные судьбы людей, связанные с самой страшной войной 20 века — Великой Отечественной. Всё чаще они доходят до нас в искаженном виде. С экранов телевизора, в социальных сетях, мы часто получаем неверную информацию о роли Советского Союза во Второй мировой войне. Ложными заявлениями, политики разных стран пытаются приуменьшить потери, лишения, постигшие наш народ, а также его героизм в этой жестокой войне.

Поэтому на базе нашего детского эколого-биологического центра был создан клуб интересных встреч «Юниор». Стало традицией приглашать на встречи с детьми героев Великой Отечественной войны, ветеранов, блокадников. Живые свидетели и участники тех событий рассказывают учащимся о тяготах и героизме совестких людей в этой войне, и эти рассказы вызывают эмоционально-личностное отношение каждого учащегося к историческому прошлому.

Долгое время мы не уделяли должного внимания «восточным рабочим» и советским военнопленным фашистских концлагерей. Не собраны, хотя пока ещё это возможно свидетельства тех, кто пережил эти годы. Надо спешить. Люди уходят. Умирают те, кто был свидетелем тех страшных событий.

Уходит целое поколение — огромный пласт памяти. Воспоминания детей, угнанных в годы войны с окупационных территорий для работы в Германию, вызывают боль,сопереживание, чувство страха перед это страницей нашей истории. Поэтому в рамках клуба была организована встреча с бывшим узником концентрационного лагеря Михаилом Николаевичем Рябцевым.

«Девочки, мне очень, страшно». Эти слова, мы, педагоги дополнительного образования детского эколого-биологического центра, услышали от учащейся студии «Природа и фантазия» во время этой встречи. Хочется рассказать о человеке такой непростой судьбы.

Он прожил большую и сложную жизнь, но никогда не роптал на судьбу. И сейчас, спустя 70 лет, Михаил Николаевич удивляется, как он, 14-летний щупленнький паренёк, выдержил все издевательства фашистов.

В его рассказе не было ужасных подробностей, он сразу предупредил нас о том, что не будет рассказывать детям все ужасы неволи.

Его судьба созвучна с судьбами тысяч наших соотечественников. Поэтому так важно донести до сознания наших детей весь трагизм юнного поколения военного времени и привить дань уважения к ним.

Из интервью с Михаилом Николаевичем Рябцевым мы узнали о том, что до войны их семья жила дружно и счастливо в городе Старый Оскол, в слободе Ямской. Все планы спутала война. Месяцы окупации для местного населения стали временем слёз и унижений, молодёжь угоняли в Германию на работу. 12 октября 1942 года его вместе с другими подростками загнали в товарный вагон и повезли на чужбину. По дороге парни, девчата умерали от голода и болезней. Когда приехали в Германию, были так измождены, что не могли идти.

—«Но я не собирался сдаваться, понимал, чтобы выжить — надо быть сильным»,- расказывал Михаил Николаевич.

Малолетних узников провели через камеры дезактивации, присвоили лагерный номер и прикрепили к одежде знак «Ost». Так Рябцев стал "216-м». Жили узники в холодном бараке, работали по 12 часов, штамповали какие-то детали на заводе у границы с Францией.

— «В лагере я решил, если умру, то — на родной земле. За саботаж меня часто били. Мы всегда были голодные. Однажды я у немца украл картофелину, которую он пек для себя в духовке. Он это заметил и избил меня. С тех пор каждый день бил, издевался, плевался на меня».

Не выдержав бесконечных унижений, Михаил Николаевич решил бежать. Хотел уехать на восток, но заблудился в лесу и набрёл на сторожку лесника. Немец посоветовал вернуться обратно в лагерь, так как шансы спастись очень малы. Он так и поступил. Его жестоко избили надзиратели. Был ещё случай, когда его жизни угрожала смертельная опасность.

—«Я застудил ноги и наутро не смог встать и идти на работу. Понимал, что если об этом узнают надзиратели, то застрелят. Спас меня мой земляк Гончаров Володя, который кинулся в ноги немцу и сказал,что будет носить меня на своих плечах на работу». Так он и делал. После войны мы встретились, долгое время дружили, работали на одном заводе, но сейчас его уже нет в живых».

На чужбине Михаил Николаевич провел около 3-х лет, мечтая вернуться на свою Родину, в родной Старый Оскол. Пленников освободили 22 марта 1945 года. Более полугода проходил Рябцев проверку и вернулся домой только в ноябре. Устроился работать слесарем на завод, стал одним из лучших специалистов. Какое-то время работал художником-оформителем, но интерес к слесарному делу оказался сильнее.

На танцах в городском Доме культуры познакомился с будущей женой. Вместе прожили всю жизнь. Вырастили двух замечательных дочерей. Супруги Рябцевы гордятся своими детьми и внуками. Но очень переживают за них, так как они живут на Украине.

— «Власть на Украине, не принимаю. Страшно осознавать, что фашизм, который победили в Великую Отечественную войну, снова поднял голову».

Учащиеся центра с большим вниманием и трепетом слушали рассказ очевидца, задавали вопросы, на которые Михаил Николаевич старался ответить с присущим ему тактом и даже юмором. От него, человека 87-лет, прошедшего такие страшные жизненнные испытания, исходит такое тепло, искренность, доброта, интерес к жизни, к людям, что это нам позволяет выразить такое же искреннее восхищение им, а также открывает ещё одну страницу нашей истории перед подрастающим поколением.-

Мы не случайно в своей статье описываем жизненный путь узника концлагеря. Хотелось бы отметить, что его рассказ и встреча с ним по силе воздействия на детей превосходит любые наши теоретические выкладки.

Таким образом, результатом таких встреч и планомерной воспитательной работы должно стать поколение людей обладающих убеждениями, знающими свою историю, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот».

 

 

Литература:

 

1.      Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М.:Просвещение, 2011

2.      Микрюков В. Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе./ М.:ВАКО,2009

3.      Пашкович А. П. Как воспитать патриота / А. П. Пашкович. –: СПб: КАРО, 2009

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, воспитание, подрастающее поколение, Великая Отечественная война, воспитательный процесс, детский эколого-биологический центр, долгое время, патриотическое воспитание детей, Украина, школьный возраст.


Ключевые слова

патриотическое воспитание, любовь к Родине, «патриот», знание истории, живой свидетель, узник концлагеря, духовно-нравственные и социальные ценности

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общественного развития.

- экологобиологическое; - спортивно–оздоровительное

Патриотическое воспитание младших школьников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

3. Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание детей и молодёжи: от образа Победы к духовной идентичности с поколением Победителей: монография. — Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2013.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Ведущей целью данного проекта является патриотическое воспитание посредством знакомства детей со страшными событиями Великой Отечественной войны путем приобщения детей к истории их родного города-героя Волгограда.

Патриотическое воспитание современной молодежи

патриотическое воспитание, подрастающее поколение, малая Родина, молодое поколение, учащаяся молодежь, история России, Россия, национальная безопасность, Российская Федерация, Родина.

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая...

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования.

Педагог Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию — это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Воспитание патриотических чувств у детей мы осуществляем не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, что способствует обогащению детского развития...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.

Совершенствование военно-патриотического воспитания...

военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями; развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общественного развития.

- экологобиологическое; - спортивно–оздоровительное

Патриотическое воспитание младших школьников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

3. Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание детей и молодёжи: от образа Победы к духовной идентичности с поколением Победителей: монография. — Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2013.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Ведущей целью данного проекта является патриотическое воспитание посредством знакомства детей со страшными событиями Великой Отечественной войны путем приобщения детей к истории их родного города-героя Волгограда.

Патриотическое воспитание современной молодежи

патриотическое воспитание, подрастающее поколение, малая Родина, молодое поколение, учащаяся молодежь, история России, Россия, национальная безопасность, Российская Федерация, Родина.

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая...

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования.

Педагог Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию — это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры...

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Воспитание патриотических чувств у детей мы осуществляем не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, что способствует обогащению детского развития...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.

Совершенствование военно-патриотического воспитания...

военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями; развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи

Задать вопрос