Библиографическое описание:

Абдурахимова Д. А., Тожиева Г. Ш. Роль педагога в формировании организаторских качеств у учащихся педагогических колледжей // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 398-400.

Ключевые слова: формирование, обучение, колледж, учащихся, педагогика, учитель, технологии, воспитания, качества, роль, система, организация.

 

Обучение в профессиональном колледже — один из самых серьезных моментов в жизни молодого поколения. И от того, какими будут его учителя, во многом зависит успешность и само актуализация личности в будущем.

Современный учитель должен обладать высоким профессионализмом и профессиональной компетентностью, уметь ненавязчиво раскрывать перед учащимися перспективу их роста. Без знания основ технологии проектирования учебно-воспитательного процесса современный учитель может оказаться профессионально беспомощным, неинтересным учащимся, т. е. профессионально неуспешным.

Трактовка воспитания и обучения как процесса вхождения личности обучаемого в мир культурных ценностей, развития его субъективности, постижения им личностных смыслов и воспитательной деятельности как гуманитарной практики, указывает на гуманистический, личностно-ориентированный характер теории воспитания и обучения. Перенос этой теории в практику подготовки кадров закономерно подводит к мысли о том, что центральным моментом в становлении воспитателя, его личностной профессионально-педагогической позиции является идея понимающего воспитания.

Одаренный, творческий человек — это всегда индивидуальность. Наличие индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.

Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности проявляются в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость); в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения; в подборе средств воспитания; в системе педагогического общения; в реагировании на действия и поступки учащихся; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания; в применении средств психолого-педагогического воздействия на обучаемых.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, нами имеется в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Учителя, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

Круг педагогических способностей велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные его способности. Например, в исследованиях Н. В. Кузьминой [1] раскрыты такие, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности. В работе Ф. Н. Гоноболина [2] перечислены и раскрыты способности, необходимые учителю. К ним он относит способность понимать ученика, доступно излагать материал, развивать заинтересованность учащихся, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и др.

В целом к группе педагогических способностей ученые в первую очередь относят педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность как черту характера, педагогический такт, организаторские способности, простоту, ясность, образность и убедительность речи.

Круг перечисленных педагогических способностей позволяет учителям успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности. Например, педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности. Оно выражается в «проектировании» будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики, а также в «проектировании» характера, привычек обучаемых как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.

Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне профессиональной деятельности учителя. От педагогических способностей учителя, его личностных качеств зависит достижение им высокого мастерства в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Учитель — это человек, работающий с детьми, управляющий их действиями и отношениями в учебной и во вне учебной деятельности. Поэтому каждому учителю следует развивать общие и специфические организаторские способности.

Под общими способностями нами подразумеваются практичность и глубина ума, активность и инициативность, настойчивость в достижении поставленных целей и самообладание в сложных ситуациях, организованность, наблюдательность, общительность. Отмеченные способности могут быть и у лиц, не являющихся педагогами.

Среди специфических организаторских способностей особо значимыми являются: организаторское чутье, эмоционально-волевая воздейственность, склонность к организаторской деятельности.

Становление профессионального мастерства учителя проходит как процесс формирования индивидуального стиля педагогической деятельности на основе творческого преобразования нормативной модели деятельности в соответствии с личностными характеристиками педагога и особенностями взаимодействия в социально-психологической и педагогической системе «учитель — учащиеся».

При высоком уровне профессионального мастерства в действиях учителей профессиональных колледжей, реализующих личностно-ориентированный подход в образовании, присутствует эффект самоорганизации, заключающийся в максимальном приближении к представлению о наивысшем технологическом уровне деятельности. При этом, наиболее значимыми и применяемыми технологиями являются такие как «индивидуальная работа», «диалогический контакт», «поддержка позитивного имиджа», «адекватность в различных психолого-педагогических ситуациях» и др. Чем выше уровень профессионального мастерства учителя, тем адекватнее цели и выше продуктивность его деятельности, выше удовлетворенность субъектов от взаимодействия с педагогом, и, одновременно, выше уровень самооценки учителя.

Педагогическая профессия и предъявляемые к ней требования не остаются совершенно неизменными, и человек, формирующийся в процессе разнообразной деятельности, выступает не как простой носитель определенных черт и качеств, а как целостная личность, действующая сообразно своим стремлениям, ценностям, эмоциям и установкам, своей направленности.

Каждому учителю следует иметь ясное понимание самого себя, своих индивидуальных особенностей, притязаний, возможностей, ограничений и их причин; необходимо знание особенностей педагогической профессии и условий для достижения успехов в педагогической деятельности, преимуществ и недостатков, возможностей и перспектив в различных направлениях данной деятельности.

Одним из важных условий осуществления профессиональной деятельности педагога является его духовность. Социальная значимость и профессиональная компетентность учителя обуславливаются причастностью педагога к духовным ценностям, выработанным человечеством. Духовность учителя — это не только и не столько личностное качество, сколько профессиональная характеристика. Духовная культура педагога — это тот личностный элемент, который по существу предопределяет его профессионализм.

Основным моментом духовного совершенства учителя является профессиональная деятельность, природа которой предполагает транслирование духовности от личности педагога к личности обучаемого. Следовательно, духовное развитие должно быть обусловлено самим содержанием образовательного учреждения. Организация жизнедеятельности учащихся в контексте современной общечеловеческой культуры ставит педагога в позицию осмысления ценностей мира, определения своих мировоззренческих отношений, выделения высших и наивысших духовных ценностей.

Это особенно важно в настоящее время, когда образуются новые ценности образования. И чтобы организовать взаимодействие с миром, надо уметь предъявлять этот мир, интерпретировать его через призму жизненных интересов человека. Однако мир меняется, жизнь предстает перед учителем и обучаемыми в вечном движении, и это означает невозможность незыблемых оценок, отношений и идеалов. С каждым новым поколением учитель заново вырабатывает свое вариативное видение мира и отношение к нему, т. к. чтобы представить обучаемым мир, надо самому его видеть, но каждый раз заново. А это требует от учителя постоянного духовного усилия.

Профессиональная деятельность педагога востребует от учителя знания о человеке как наивысшей ценности мира. Во взаимодействии с учащимися педагогу приходится очеловечивать окружающий мир, который для ребенка на первых порах выступает как вещно-предметное окружение.

Эффективность профессиональной деятельности педагога зависит от его профессиональной компетентности, сущность которой составляет:

1)      системное мировоззрение и модельное мышление;

2)      профессиональное творчество в педагогической деятельности;

3)      проксеологическая и рефлексивная информационная вооруженность;

4)      компетентность деятельности, общение и саморазвитие;

5)      конкретно-предметные знания.

В своей профессиональной деятельности учителю следует постоянно осуществлять поиск нового способа, приема, решения возникающих творческих специальных задач и их реализации в процессе обучения учащихся.

При осмыслении своих действий (рефлексии) ему необходимо уделять внимание на выявление внутри личностных противоречий, проблематизаций и разрешать их путем переосмысления личного опыта. Данная работа поможет само объективизации через различные знаковые средства, определению, образованию и изъявлению личностных смыслов, а также выделению адекватного «Я — образа» и его развитию, и главное, построению позиции своего жизненного пути.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в новой социальной ситуации профессиональная компетентность учителя является необходимым условием, обеспечивающим его педагогическое мастерство, высокое качество образования, следовательно, и подготовку высококвалифицированных специалистов для системы народного образования.

 

Литература:

 

1.                  Кузьмина Н. В. Психология структуры деятельности учителя. — Гомель: ГГУ, 1976. — С.16.

2.                  Гоноболин Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей. — М., 1962. — С.174.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle