Библиографическое описание:

Гусейнова С. Ф. Формы и методы государственного контроля и надзора за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 453-455.

Форма государственного контроля и надзора представляет собой деятельность за соблюдением трудовых прав работников, которая в дальнейшем находит свое закрепление в качестве правоприменительного акта, обязательного для исполнения.

Трудовое законодательство РФ в Гл.57, в частности, в статьях 353–353ТК РФ устанавливает два основных вида государственного контроля и надзора — это государственный контроль (надзор) и ведомственный [1].

Некоторые ученые в области трудового права предлагают выделение видов государственного контроля и надзора в зависимости от того, какой государственный орган осуществляет контрольную и надзорную функцию: предварительный, предупредительный, текущий и последующий [2].

Рассматривая непосредственно вопрос о формах государственного контроля и надзора за соблюдением трудовых прав, необходимо отметить, что формы подразделяются на следующие виды (в зависимости от того, какой орган будет уполномочен осуществлять контрольно-надзорные функции).

В качестве высшего органа, осуществляющего государственный надзор за точным и единообразным применением норм трудового права следует рассмотреть прокуратуру.

Органы прокуратуры могут быть субъектами отношений по соблюдению норм трудового права. В соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе в пределах, имеющихся у него полномочий принести должностному лицу, принявшему правовой акт, протест о его отмене, а также внести представление об устранении нарушений трудового законодательства. Это позволяет сделать вывод о том, в качестве методов органы прокуратуры РФ используют: предписания, запреты, представление, протест [3].

Приказ Генпрокурора от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [4] установил следующие новации по сравнению с ранее действовавшим Приказом Генпрокурора от 22.06.2001 № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», [5] в частности, устанавливается положение о решительном пресечении все форм экономической эксплуатации несовершеннолетних (п.8), расширены полномочия по осуществлению надзора, за соблюдением трудовых прав граждан, а именно, устанавливается нововведение о том, что необходимо привлекать к работе по осуществлению надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи наиболее квалифицированных и опытных работников (п.14).

Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних работников может выражаться в порядке проверок (выездных, невыездных — документальных), а также проверке по жалобе (заявлению).

Надзор за соблюдением трудового законодательства со стороны прокуратуры также распространен на практике, в то же время анализ практики свидетельствует о том, что прокурор, вопреки действующему законодательству, как правило, часто подменяет инспектора труда или специальные надзорные органы. В связи с этим необходимо более детально доктринально разработать вопрос о более четком определении места прокурорского надзора в системе надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также внести соответствующие изменения в действующее законодательство. Очевидно, что случаи непосредственного надзора по обращениям работников должны сокращаться в пользу координации действий различных органов при надзоре за законностью по отдельным разделам трудового законодательства.

Следующей формой государственного контроля и надзора является деятельность Федеральной инспекции труда. Реализация трудовых прав и свобод человека осуществляется Федерльной инспекции труда посредством реализации определенных задач и выполнения функций, установленных статьей 356 ТК РФ.

К числу таких полномочий относится осуществление надзорной деятельности, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составлении протоколов; анализ обстоятельств и причин, принятие мер по восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; осуществление рассмотрения дел об административных правонарушениях; выработка заключений по проектам нормативных документов; рассмотрение обращений работников о нарушениях их трудовых прав, информирование и консультация работодателей и др. [6].

На основании ст. 356–357 ТК РФ должностные лица государственной инспекции труда могут не только выявлять нарушения трудового законодательства, но и принимать меры по их устранению. В частности, государственный инспектор труда может предъявлять работодателю и его представителю обязательные для исполнения предписания о восстановлении трудовых прав работников, которые являются правоприменительными. В соответствии со ст. 359 ТК РФ деятельность государственных инспекторов труда за соблюдением норм трудового права имеет самостоятельный характер. В силу чего деятельность органов государственной инспекции труда, оформленная правоприменительным актом об устранении нарушений норм трудового права, также должна признаваться одной из форм государственного надзора и контроля [7].

Следует отметить, что в законодательстве РФ не указан перечень вышестоящих должностных лиц государственной инспекции труда, не указан срок, в течение которого граждане могут обратиться к ним, отсутствует положение о сроке, в течение которого вышестоящие должностные лица должны принять соответствующие решения. В связи с этим, необходимо дополнить ч.2 ст. 361 ТК РФ следующим положением: Предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано руководителю государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда РФ в течение 3-х месяцев со дня вынесения, а также в судебном порядке — в течение одного месяца.

В целях повышения результативности форм государственного надзора и контроля, осуществляемый государственными инспекторами труда необходимо, корректировка ст.358 ТК РФ, в части увеличения объема их обязанностей.

Необходимо изложить ст. 358 ТК РФ в следующей редакции: «Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права обязаны: выдавать работодателям обязательные предписания в целях устранения выявленных нарушений; сообщать вышестоящему органу или должностному лицу о фактах нарушения трудового законодательства у конкретного работодателя; проводить контрольные проверки за исполнением выданных ранее предписаний». Также целесообразно дополнить содержание ст. 358 ТК РФ путем установления обязанности инспекторов труда вносить предупреждения при выявлении готовящегося или начатого, но не оконченного посягательства на трудовые права.

Еще одной из форм государственного надзора и контроля в ч. 3 ст. 353 ТК РФ назван внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый в подведомственных организациях федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Данный вид деятельности также может быть оформлен в виде приказа, обязательного для исполнения нижестоящими организациями и должностными лицами [8].

К следующим формам государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права следует отнести: деятельность федеральных органов исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности и его территориальных органов, в сфере энергетики, в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, а также в сфере ядерной и радиационной безопасности.

Характеризуя данные формы государственного контроля и надзора следует отметить, что указанные виды реализуются как правило в определённо установленной сфере деятельности.

В случае обнаружения каких-либо нарушений трудового законодательства, уполномоченные органы, в частности,- это Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др., а также должностные лица имеют право выдавать обязательные для исполнения указания (предписание) об устранении выявленных нарушений. К числу нарушений, выявляемых данными органами как правило, относятся — предписания об устранении нарушений эксплуатации указанных установок и сетей, предписания об устранении нарушений трудовых прав работников в области санитарно-эпидемиологического благополучия [9].

Предписания, выносимые вышеуказанными органами являются обязательными для исполнения, в связи с этим, их надлежит признавать правоприменительными актами. Стоит отметить, что деятельность по вынесению предписаний носит самостоятельный характер, именно поэтому деятельность вышеуказанных государственных органов является формами государственного надзора и контроля за соблюдением трудовых прав граждан.

Что касается методов, используемых при проведении государственного контроля и надзора, то необходимо отметить, что методы также подразделяются в зависимости от того, какой субъект права уполномочен осуществлять данную деятельность. Так, согласно ст. 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе в пределах, имеющихся у него полномочий принести должностному лицу, принявшему правовой акт, протест о его отмене, а также внести представление об устранении нарушений трудового законодательства. Это позволяет сделать вывод о том, в качестве методов органы прокуратуры РФ используют меры прокурорского реагирования: предписания, запреты, представление, протест. Касательно других субъектов, осуществляющих контроль и надзор, то необходимо отметить, что они имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания, составлять протоколы об административных правонарушениях в рамках своих полномочий, составлять заключения, направлять требования, запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, проводить анализ локальных актов.

 

Литература:

 

                  1.           Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ //Собрание законодательства РФ. — 2002.- 07 января.

                  2.           Трудовое право: учебник / Под ред. О. В. Смирнова, И. О. Сигаревой. М., 2011.С. 288

                  3.           О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17.01.1992 № 2202 // Российская газета.- 1995.- 25 ноября.

                  4.           Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генпрокурора от 26.11.2007 № 188 // Законность, N 2, 2008

                  5.           Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генпрокурора от 22.06.2001 № 38 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ, том 1, М., 2004.

                  6.           Гейхман, В. Л., Научно-практический комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный).М., 2012. С. 177.

                  7.           Скачкова, Г. С., Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2010.С. 134.

                  8.           Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. В. И. Шкатуллы. М., 2012.-с. 111.

                  9.                        Ершова А. А. Трудовое право в России. М., 2012.С. 388.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle