Библиографическое описание:

Демина Г. Д. Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 581-584.

А знаете ли вы, что чем больше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. А ведь этому помогает — логоритмика.

Мы знакомы с ней с детства: впервые занимается ребенок логоритмикой с бабушкой, которая поет ему «Ладушки, ладушки, где были у бабушки», «…гули полетели, на головку сели», при этом ребенок делает движения руками.

Логоритмикой каждая мама занимается с ребенком с рождения — укачивая его под колыбельную с ритмическими покачиваниями и пением.

Сегодня логоритмику называют (терапией движения) — кинезотерапией.

Таким образом, логоритмика — методика, связывающая воедино слово, музыку и движение.

Логоритмика полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления речевой функции, задержки речевого развития, заикания, нарушения звукопроизношения. Преподавание логоритмики создает положительный эмоциональный настрой к речи, к выполнению логопедических и музыкально-ритмических движений. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Все, окружающее нас живет по законам ритма.

Поэтому с самого раннего возраста рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме — ритмических упражнений и играх.

Логоритмическая ритмика — это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности.

Необходимо особо отметить значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом.

Большую роль играют логоритмические упражнения в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности.          Музыка может задавать определенный ритм перед началом логоритмики, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Именно в развитии музыкальности на раннем этапе мы закладываем основу для развития речи, моторики, а также вокально-интонационных данных, накапливаем музыкально-эстетический «багаж» наших детей и просто доставляем им удовольствие.

Включение логоритмических упражнений в музыкальное обучение, помогает легче усваивать содержание программы обучения даже детям, имеющим речевые нарушения.

У всех наблюдаются укрепление дыхания, улучшаются моторные функции, что способствует укреплению здоровья детей.

Такие упражнения имеют эмоциональный настрой и хорошее настроение.

В своей работе мы используем упражнения, представленные в программе «Ладушки» авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева. Эта программа составлена для всех возрастных групп детского сада.

Также используем голосовые игры Светланой Коротаевой на основе методики В. Емельянова. При помощи этих игр дети учатся выражать голосом свои эмоции. Очень часто в музыкальную НОД мы включаем игры Т. Тютюнниковой. Она научно доказала, что весь организм отвечает на действие музыки. Методике К. Орфа отводится ведущая роль в формировании чувства ритма, которая в своей основе имеет моторную природу, сопровождается упражнениями для развития общей и мелкой моторики.

Преподавание логоритмики проводятся не менее двух раз в неделю по 15–20 минут. Хорошо в начале его использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, листочками, цветами, шумелками.         

Перед работой над песней очень хорошо использовать пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику. После того, как дети подвигаются, прослушают музыку, пальчиковая гимнастика помогает детям расслабиться, отдохнуть. Затем работаем над артикуляцией, одновременно укрепляя мышцы пальцев, ладоней.

Разучиваем забавные стишки, считалки, прибаутки, тем самым развиваем детскую память, внимание, способствуя лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.

Задачи преподавания логоритмики:

-                   Взаимодействие слова, музыки и движения.

-                   Развитие слухового и зрительного восприятия.

-                   Увеличение объема памяти.

-                   Развитие музыкального слуха, ритма, внимания.

-                   Активизация ориентации в пространстве, координация двигательной моторики дошкольников.

Структура преподавания может включать:

-                   Логопедическую (артикуляционную) гимнастику.

-                   Чистоговорки для автоматизации звуков.

-                   Пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики.

-                   Упражнения для развития общей моторики.

-                   Песни и стихи, сопровождаемые движения рук, для развития плавности речи, памяти, слуха.

-                   Музыкально-ритмические игры, упражнения.

-                   Коммуникативные игры и танцы.

-                   Упражнения на чувство ритма и темпа.

Упражнения на развитие дыхания.

Такие упражнения помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их сочетают с движениями рук, поворотами туловища, приседаниями. Очень хорошее упражнение «подуть» на листочки, на снежинки, на капельки. (см. фото № 1)

Рис. 1.

 

Рис. 2.

 

Упражнения на развитие силы голоса.

Работа над голосом позволяет сделать его выразительным, воспитывать основные качества голоса силу и высоту. Сила голоса воспитывается при произнесении гласных звуков более громким или более тихим. Хорошее упражнение «подуть» на горячий чай, на «камин», на цветок и т. д. (см. фото № 2)

Упражнения на развитие артикуляции.

-                   Данная работа позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений А-О-У-Ы-Е и так далее. Помогают также считалки, поговорки, чистоговорки.

-                   Детский стишок, который ребенок рассказывает с движениями рук, ног, пальчиков ребенок запомнит навсегда, так, как он его почувствовал всем телом. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывать хорошую координацию движений.

Упражнения на развитие ритма и темпа.

-                   У детей необходимо воспитывать чувство ритма. Пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

-                   Игра на музыкальных инструментах помогает развивать чувство ритма.

-                   Темп музыки осваивается на простых движениях: хлопках, ударах по бубну, в оркестре, взмахах руками и так далее.

Хорошим упражнением является (отстучать ритм крышечками из — под масла, деревянными ложками, волшебными кубиками, деревянными матрешками и т. д. (см. фото № 3)

Рис. 3.

 

Рис. 4.

 

Упражнения на развитие общей моторики.

-                   Ходьба и маршировка в различных направлениях формируют четкую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве.

-                   Подражание животным способствует не только развитию речи, но и развитию мышечно-двигательного и координационного тренинга. Хорошим упражнением на развитие общей моторики являются образные движения животных.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

-                   Развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием.

-                   Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами — горохом, карандашами, прищепками, цветами.

-                   В результате работы с использованием логоритмических упражнений прослеживается положительная динамика в формировании у детей чувства ритма, внимания, координации движений в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

-                   Дети занимаются логоритмикой с удовольствием, для них это игра, а значит радость, хорошее настроение. Дошкольники становятся уверенными в себе, раскрепощенными, активными, организованными.

Практика показала, что регулярное проведение логоритмических упражнений способствует быстрому развитию речи, учит общению со сверстниками, формирует устойчивый интерес дошкольников к музыкальной деятельности.

 

Литература:

 

1.      Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Издательство «Музыкальная палитра» СП-б 2009;

2.      Воронцова А. Е. Логоритмика для детей 5–7 лет. Издательство «Сфера» 2010;

3.      Железнова Е. Веселые обучалочки. СД М: Весть ТДА,2007;

4.      Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Москва, 2009;

5.      Маслова М. Оздоровление детей через музыку, движение и речь. Издательство — торговый дом «Корифей» 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle