Библиографическое описание:

Коненко Е. А., Михайлова Н. Н., Артемова С. И. Особенности содержания страхов у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 547-549.

Страх — одна из сильнейших и древнейших человеческих эмоций (К. Изард, А. И. Захаров, М. И. Чистякова, П. Дако, Л. С. Выготский). Если давать обобщенное определение данной эмоции, то она возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительности или воображаемой опасности. Важность данной эмоции подкрепляется её биологической основой, то есть подкорковыми слоями мозга, при помощи которых происходит регуляция, осуществляемая независимо от контроля сознания.

В самом общем виде эмоция страха имеет защитный характер и основывается на инстинкте самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия.

Подавляющее большинство исследователей отмечают негативное воздействие страха на личность человека.

Согласно З. Фрейду, страх — состояние аффекта, объединение определенных ощущений ряда удовольствие-неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, и отражение определенного значимого события. В состоянии страха, главным образом невротического, может усматриваться репродукция травмы рождения.

К. Е. Изард утверждает, что страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций. Страх оказывает сильное влияние на сознание и поведение субъекта.

А. И. Захаров определяет страх как аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека.

В психологическом словаре следующее определение: страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник опасности.

Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакций с легким торможением коры больших полушарий. Страх, согласно его исследованиям, основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физическими изменениями в высшей нервной деятельности. Это выражается в частоте пульса, дыхании, показателях артериального давления, интенсивности выделения желчного сока.

Другие исследователи выделяют общие проявления страха, которые подразделяют на физические и психологические. К физическим относят: расстройство желез внутренней секреции, покраснение или бледность лица, сильное расстройство речи и дыхания, судороги грудной клетки, напряженность голосовых связок, мускулатуры.

К психологическим проявлениям страха относят: снижение ясности восприятия, поля сознания, заторможенность мышления.

Существует и полярно противоположная точка зрения на проблему страха. Так, В. И. Орлов, Е. И. Рогов, И. Н. Степанова отмечают позитивные функции страха. Например, В. И. Орлов утверждает, что страх имеет как охранительную, так и регуляторную функцию [14]. Подобного мнения придерживается и Е. И. Рогов. Согласно его исследованиям, страх, как и другие неприятные переживания, не является однозначно вредным для человека. Страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность и поведение, уводит человека от опасности, возможности получить травму.

И. Н. Степанова отмечает, что страх — одно из средств познания окружающей действительности, ведущих к более избирательному и критическому отношению к ней. Страх, по ее мнению, выполняет определенную социализирующую и обучающую роль в процессе формирования личности.

Есть ученые, которые относятся к страху как к полярному явлению. Так, И. Шевелев утверждает, что в малых дозах страх стимулирует, в больших — парализует.

А. И. Захаров отмечает, что страхи можно разделить на:

-                   естественные (возрастные) — кратковременные, исчезающие со временем, существенно не влияющие на характер поведения и взаимоотношения с окружающими людьми;

-                   патологические — характеризующиеся затяжным течением, непроизвольностью, неблагоприятным воздействием на характер, межличностные отношения. Именно в этих условиях заостряются возрастные страхи.

-                   ситуационные, возникающие в опасной ситуации;

-                   личностные — предопределяются характером человека, его тревожной мнительностью;

-                   реальные — вызваны предметами, явлениями реальной действительности;

-                   воображаемые — основаны на вымышленной ситуации или объекте;

-                   острые страхи — возникают непосредственно в момент опасности, переживаются бурно, могут вызвать серьезные изменения в поведении человека.

-                   хронические страхи — могут переживаться в течение многих лет. Проявления данного вида страха не острые, сильных изменений в поведении не вызывают.

Таким образом, реальные и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемые и хронические — особенности личности человека. Следовательно, в зависимости от генезиса можно говорить о страхе биологическом, социальном, моральном и дезинтеграционном.

В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы, интенсивность и специфика переживания, страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).

В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность человека к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно. Сформировавшиеся реакции страха являются сравнительно стойкими и способны сохраниться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции страха наблюдаются при различных психических заболеваниях.

Таким образом, эмоция страха может носить как обоснованный характер и в этом случае служить биологическому выживанию индивида, так и принимать патологические формы, требующие вмешательства психолога или психотерапевта.

Современная психология делит страхи на следующие виды: навязчивые страхи, бредовые страхи, сверхценные страхи.

Навязчивые страхи к ним относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т. д. Навязчивых страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи человек испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике человека, могут служить началом развития аутизма.

Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом человек думать уже не может.

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Д. Грэй разделил все причины страха на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно-выработанные сигналы опасности, причины, возникающие в социальном воздействии. Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны. Д. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени, как определённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности.

Причины страха можно разделить на 4 класса: внешние события или процессы, влечения и потребности, эмоции, когнитивные процессы субъекта. Причины, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные).

Причины страха также включают некоторые потребностные состояния, например, боль, и другие эмоции. Страх в результате научения может вызвать любая эмоция. Страх может вызываться когнитивными процессами, когнитивные конструкции представляют собой один из источников беспредметного страха.

Порог возникновения страха, так же как и пороги возникновения других фундаментальных эмоций, находится под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего.

Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса. При страхе человек чувствует неуверенность, незащищенность и нависшую угрозу. Взаимодействие страха с другими эмоциями может также оказывать большое влияние на личность и поведение. Взаимодействие между страхом и страданием может усилить проблемы, возникающие при формировании личности, и затормозить её развитие. Сильная связь между страхом и страданием может снизить способность человека сочувствовать страданию других людей. Взаимодействие страха и презрения может привести к неверию в себя и даже боязни себя. Сильная связь между страхом и стыдом может привести к параноидальной шизофрении.

Таким образом, страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения большинства психологов считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

 

Литература:

 

1.                  Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Е. Алексеева. — СПб.: Речь, 2006. — 224 с.

2.                  Алексеева, Е. Е. Страхи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 2. — с. 58–61.

3.                  Барташева, Н. Не надо бояться Бармалея! [Текст] / Н. Барташева // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 9. — с. 66–68.

4.                  Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью [Текст] / Н. Г. Вологодина. — М.: Феникс, 2006. — 106 с.

5.                  Ермолаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учебное пособие [Текст] / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 336 с.

6.                  Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А. В. Запорожец. — М., 1985.

7.                  Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров. — СПб.: Речь, 2005. — 320 с.

8.                  Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: книга для воспитателей детского сада [Текст] / А. И. Захаров. — М.: Просвещение, 1986. — 128

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle