Библиографическое описание:

Батаев А. В. Перспективные проблемы актуарного моделирования в пенсионном страховании // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 357-360.

Развитие пенсионной системы основывается на актуарных расчетах. Актуарное моделирование в России появилось в начале 90-х годов двадцатого века и полностью основывалось на методиках, разработанных в западных странах.

В общем виде актуарные расчеты можно представить следующим образом (рис. 1). [1], [2], [3]

В основе актуарных пенсионных моделей лежит несколько факторов, определяющих состояние пенсионной системы: демографические, социально-экономические, макроэкономические и пенсионные.

В западных странах существуют универсальные модели (модель PROST Всемирного банка и модель Международной Организации Труда). Данные модели позволяют осуществлять актуарное моделирование любых пенсионных систем, как чисто распределительных и накопительных, так и смешанных систем вне зависимости от особенностей пенсионного законодательства конкретного государства. [1], [2], [3]

Рис. 1. Общая структура актуарного моделирования

 

Для прогнозирования российской пенсионной системы была создана собственная модель актуарных расчетов, которая позволяла обеспечить большую детализацию к специфике российского пенсионного законодательства.

В 2002 году на основе актуарной модели был дан прогноз развития пенсионной системы России до 2050 года (таблица 1). [3]

Таблица 1

Основные показатели прогноза Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003–2050 г.

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Средний размер трудовой пенсии, долларов

53,66

61,49

68,1

74,21

80,24

86,81

94,04

101,29

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

52,93

59,53

65,8

70,74

75,90

81,21

86,73

92,46

Дефицит (профицит), млрд. долларов

-0,82

-3,68

-4,3

-4,51

-4,14

-3,96

-4,11

-4,14

 

Таблица 1

Продолжение

 

2011

2012

2013

2020

2025

2030

2035

Средний размер трудовой пенсии, долларов

108,93

116,28

123,77

176,7

213,5

246,23

277,1

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

98,23

104,28

110,43

154,05

185,63

219,4

254,6

Дефицит (профицит), млрд. долларов

-4,27

-5,02

-5,89

-15,26

-23,06

-27,97

-27,1

 

Таблица 1

Продолжение

 

2040

2045

2050

Средний размер трудовой пенсии, долларов

300,64

321,43

340,24

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

290,3

326,53

10858,07

Дефицит (профицит), млрд. долларов

-22,85

-13,80

22,87

 

Фактические параметры пенсионной системы России за прошедшие годы приведены в таблице 2. [5], [6]

Таблица 2

Основные показатели Пенсионного фонда России за период 2003–2013 гг.

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Средний размер трудовой пенсии, долларов

58,23

67,53

84,6

94,7

122,13

151,53

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

53,5

60,03

65,27

91,03

102,13

121,43

Дефицит, млрд. долларов

1,17

1,57

8,63

7,67

5,13

8,87

 

Таблица 2

Продолжение

 

2009

2010

2011

2012

2013

Средний размер трудовой пенсии, долларов

205,09

253,3

275,93

305,37

346,67

Прожиточный минимум пенсионера, долларов

136,67

150,7

167,73

170,77

200,7

Дефицит, млрд. долларов

31,3

46,47

31,27

35,84

40

 

При проведении сравнительного анализа между прогнозом при актуарном моделировании и фактическими показателями, полученными до 2013 года, было получено следующее отклонение (таблица 3), которое для большей наглядности представим на графике (рис.2).

Таблица 3

Отклонение основных прогнозных показателей Пенсионного фонда Российской Федерации от фактических значений, в процентах

Отклонение, %

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Средний размер трудовой пенсии

8,51

9,82

24,24

27,62

52,22

74,55

Прожиточный минимум пенсионера,

1,07

0,84

-0,81

28,70

34,57

49,53

Дефицит

41,59

-57,54

101,67

69,98

23,90

123,81

 

Таблица 3

Продолжение

Отклонение, %

2009

2010

2011

2012

2013

Средний размер трудовой пенсии

118,94

150,07

153,31

162,62

180,09

Прожиточный минимум пенсионера

57,57

62,99

70,66

63,76

81,74

Дефицит

661,93

1021,21

631,56

613,86

579,69

 

Рис. 2. Сравнение показателей прогноза и фактических данных в процентном отношении

 

Как видно из приведенных данных, отклонение между прогнозными показателями и фактическими значениями достигает значительных величин уже на четвертый год прогноза. Если учитывать, что значение средней величины пенсии и увеличение дефицита пенсионного фонда являются достаточно субъективными показателями, то величина прожиточного минимума является величиной более объективной, определяемой развитием экономики государства, но даже по этому параметру отклонение всего за десять лет дает более 80 %.

В 2010 году была проведена корректировка пенсионного законодательства с целью уменьшения дефицита пенсионного фонда. В результате трансформации была отменена базовая часть пенсии и оставлена только страховая и накопительная. Также были отменены выплаты единого социального налога на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с единой ставкой в 26 %, которые стали выплачиваться с суммы до 415 тысяч рублей, сверх этого лимита пенсионные права не распространялись. Кроме этого была проведена валоризация пенсий. [7], [8]

При актуарном моделировании соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, после проведенной корректировки распределялось следующим образом (таблица 4). [9], [10]

Таблица 4

Прогноз соотношения средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера

 

2010

2011

2012

2013

Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, %

161

170

180

190

 

Таблица 4

Продолжение

 

2015

2016

2017

2022

2050

Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, %

205

212

220

280

400

 

Фактические показатели, которые были достигнуты в ходе пенсионной корректировки за последние годы, приведены в таблице 5.

Таблица 5

Фактическое соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера

 

2010

2011

2012

2013

Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, %

168

164

178

172

 

Проведенный сравнительный анализ между прогнозными показателями и фактическими параметрами по соотношению средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера приведен на рис. 3.

Рис. 3. Отклонение между прогнозными и фактическими показателями, в процентах

 

В результате исследования видно, что отклонение уже к четвертому году прогноза по отношению к фактическим показателям достигло более 18 %. Следовательно, актуарная модель на ближайшую перспективу также дает значительные отклонения.

Проведенные корректировки пенсионной системы Российской Федерации на основе актуарной модели не привели к необходимым результатам, что привело к началу новой пенсионной реформы, которая осуществляется с 2015 года.

В заключении можно сделать следующие выводы:

-                   актуарное моделирование, основанное на показателях, заимствованных из западных моделей, даже с учетом высокой степени детализации не дают адекватного прогноза не только на длительную перспективу, но и среднесрочную;

-                   актуарные модели пенсионной системы не дают достоверных прогнозов в кризисные периоды, не учитывают специфики экономического развития Российской Федерации;

-                   прогнозирование по основным показателям входной информации имеет детерминированный характер, это обусловлено, тем, что достоверных статистических данных в России накоплено еще недостаточно.

 

Литература:

 

1.                  А. В. Батаев Оценка актуарных расчетов развития пенсионной системы. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 6 (209). С. 186–191.

2.                  А. В. Батаев Моделирование финансового состояния пенсионной системы России. В сборнике: Финансовые решения XXI века: теория и практика Сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого; Ответственные за выпуск Д. Г. Родионов, Т. Ю. Кудрявцева, Ю. Ю. Купоров. Санкт-Петербург, 2015. С. 6–14.

3.                  А. К. Соловьев. Актуарные расчеты в пенсионном страховании. Издательство: Финансы и статистика, 2006 г.

4.                  Бауэрс Н., Гербер Х., Джанс Д., Несбитт С., Хикман Дж. Актуарная математика, М., Издательство: Янус-К, 2001, с. 665

5.                  Источник: Межгосударственный статистический комитет СНГ — http://www.cisstat.com/; Содружество Независимых Государств в 2011 году. / Статистический ежегодник. М., 2012. С. 132.

6.                  А. К. Соловьев, Н. В. Мележик Актуарный анализ бюджетно-финансовой самостоятельности пенсионной системы России в условиях ее реформирования. Аналитический вестник, Совета Федерации № 26 (510), с. 28

7.                  А. В. Батаев Анализ актуарной модели пенсионной системы России, В сборнике: Финансовые проблемы и пути их решения: теория и практика Сборник научных трудов 15-й Международной научно-практической конференции «Финансы проблемы и пути их решения: теория и практика», СПб, Издательство: СПбГПУ, 2014, с. 31–37

8.                  Батаев А. В. Прогноз дефицита пенсионной системы России в зависимости от уровня собираемости налогов. Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 515–519.

9.                  А. К. Соловьев Основные параметры долгосрочного развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов, Экономический портал, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutiones.com/strategies/1506-razvitie-pensionnoj-sistemy.html

10.              Д. Ю. Федотов Актуарное моделирование развития пенсионной системы России, Известия Иркутской государственной экономической академии, № 6, 2012 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle