Библиографическое описание:

Лапшина И. Н. Судьба Людвига Ван Бетховена // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 654-657.

Людвиг Ван Бетховен — (1770–1827) — немецкий композитор, дирижёр, пианист, органист, скрипач, педагог. Его творчество затронуло период классицизма и романтизма. Бетховен пронёсся «бурей и натиском» по всем базовым устоям музыки того времени.

Наиболее ёмко Людвига Ван Бетховена характеризуют его слова, обращённые к одному из венских аристократов: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же — один».

Судьба нанесла Бетховену жестокий удар, лишив его слуха, но благодаря сильному характеру, закалённому в тяжёлых испытаниях и неутомимой воли, он сумел выйти победителем из этой неравной схватки.

Будущий великий композитор часто терпел побои от своего жестокого, склонного к алкоголизму отца, который рассматривал Бетховена в качестве потенциального источника дохода для семьи. И только наибольшее влияние на мальчика оказал Кристиан Готлиб Нефе — придворный органист и композитор, давший Бетховену понимание величия и глубины музыки. Возможно, именно в этот период будущий композитор стал осознавать, что музыка — нечто большее, чем просто источник средств к существованию — это настоящий смысл жизни.

Слава пришла к Бетховену вместе с личной трагедией. Вспыльчивый, раздражительный гений, для которого музыка была всем, начал терять слух. Композитору тогда было 28 лет. Всю свою жизнь он продолжал бороться, не желая сдаваться постигшей его горькой судьбе.

Болезнь Бетховена объясняет причину его нелюдимости, замкнутости. Но композитор не сдавался, и вопреки болезни и предсказуемому исходу (полной глухоте) он продолжал работу над своими произведениями.

Глухота для Бетховена, чья слава начала распространяться по всей Европе, стала сокрушительным ударом. В 1808 году он оказался на грани отчаяния от перспективы полной потери слуха. Самочувствие его не улучшалось, он начал понимать, что глухота неизлечима. Бетховен не отчаивался, и продолжал сочинять музыку.

Последняя «Симфония № 9» стала жемчужиной в творчестве Бетховена, утвердив новую музыкальную концепцию — использование хора и солистов в симфонической палитре. На премьере публика устроила овацию тогда уже совсем глухому композитору.

Девятая симфония является завершающей вершиной симфония завершающей вершиной симфонического творчества Бетховена. Замысел вынашивался композитором более десяти лет.

«Апассионата» — соната для фортепиано № 23.Название сонаты произошло от итальянского apassionare, что означает «возбуждать страсть». Сам композитор не давал объяснений по поводу музыкальной темы, однако указывал на «Бурю» Шекспира как на источник вдохновения.

«Апассионата» была закончена в то время, когда композитор находился в рассвете творческих сил, но глухота уже неотвратимо преследовала его.

Рис. 1. Бетховен за работой дома

 

Во всём мире известна «Симфония № 5». Она посвящена судьбе Земли, судьбе человечества. В годы написания этой симфонии частичная потеря слуха композитора завершилась полной глухотой, но Бетховен преодолевает удары судьбы, он не сломлен. В ответ на вызов судьбы композитор со всей силой своего могучего духа и, по его собственному выражению, берёт «судьбу за глотку». Он не отчаивается и продолжает создавать одно за другим произведения, полные жизненной радости, воли и веры в светлые идеалы. «Почему я пишу? То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому — то я и пишу»,- говорил Людвиг Ван Бетховен. Пятая симфония Бетховена была закончена в 1808 году. Сам композитор сказал о ней: «Так судьба стучится в дверь».

 Симфония судьбы. Фрагмент партитуры Пятой симфонии Людвиг ван Бетховена

 

Соната для фортепиано № 14 до — диез минор opus 27, № 2, «Лунная». Сочинена тридцатилетним Бетховеном. Композитор посвятил сонату Джульетте Гвиччарди. Джульетте, когда Бетховен с ней познакомился и давал ей уроки музыки, было чуть больше шестнадцати лет. Композитор был влюблён в столь юное создание, но любовь оказалась неразделённой, она вышла замуж за другого. Это был ещё один удар судьбы. Немецкий поэт Л. Рельштаб впоследствии назвал сонату «Лунной».

Рис. 2. Джульетта Гвиччарди

 

Богатель № 59, ля минор «К Элизе» — фортепианная миниатюра. Последняя и самая сильная любовь композитора — к Терезе Брунсвик, отвечавшей ему взаимностью,- ознаменовалась созданием фортепианной пьесы «К Элизе». Эта женщина была музой Бетховена и невенчанной супругой композитора в последние годы его жизни. Ей посвятил он своё знаменитое послание, зашифровав его чужим именем. Только после смерти композитора стало известно, как звали «Элизу» на самом деле.

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине. Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»

Хотя Людвиг Ван Бетховен едва ли мог слышать свою музыку в концертном исполнении, она по — прежнему звучала внутри него и, вопреки терзающему его недугу. из — под пера композитора выходили всё новые и новые гениальные творения. Лишившись в расцвете лет слуха, драгоценного для любого человека и бесценного для музыканта, он смог преодолеть отчаяние и обрести истинное величие.

В жизни Бетховена было много испытаний: тяжелое детство, раннее сиротство, годы мучительной борьбы с болезнью, разочарования в любви и предательство близких. Но чистая радость творчества и уверенность в собственном высоком предназначении помогли гениальному композитору выстоять в борьбе с судьбой. С осени 1815 года Бетховен перестает вообще что-либо слышать, и друзья общаются с ним с помощью разговорных тетрадей, которые композитор всегда носит с собой. Стоит ли говорить, насколько неполноценным было это общение! Бетховен замыкается в себе, все больше пьет, все меньше общается с людьми. Горести и заботы сказались не только на его душе, по и на внешности: уже к 50 годам он выглядел как глубокий старик и вызывал чувство жалости. Но только не в моменты творчества!

Этот одинокий, абсолютно глухой человек подарил миру множество прекрасных мелодий. Потеряв надежду на личное счастье, Бетховен возносится духом к новым вершинам. Глухота оказалась не только трагедией, но и бесценным даром: отрезанный от внешнего мира, композитор развивает в себе невероятный внутренний слух, и из-под его пера выходят все новые и новые шедевры. Только публика не готова их оценить: слишком нова, смела, трудна эта музыка. «Я готов заплатить, чтобы это занудство поскорее кончилось», — громко, на весь зал, воскликнул во время первого исполнения «Героической симфонии» один из «знатоков». Одобрительным смехом поддержала толпа эти слова...

В последние годы жизни сочинения Бетховена критикуют не только дилетанты, но и профессионалы. «Так мог написать только глухой», — поговаривали циники и завистники. К счастью, композитор не слышал шепота и насмешек за спиной...

26 марта 1827 года, Бетховена не стало. Рассказывают, что в тот день над Веной бушевала снежная буря и сверкала молния. Умирающий внезапно выпрямился и в исступлении погрозил кулаком небесам, как будто не соглашаясь смириться с неумолимой судьбой. И судьба, наконец, отступила, признав его победителем. Признали и люди: в день похорон за гробом великого гения шло более 20 тысяч человек. Так началось его бессмертие. Судьба взяла его за руку и развернула лицом к залу. Бетховен увидел просветленные лица, сотни рук, которые двигались в едином порыве восторга, и его самого охватило чувство радости, очищающей душу от уныния и темных мыслей. А душа заполнилась божественной музыкой.

 

Литература:

 

1.      Шедевры классической музыки. «Бетховен. Дух свободы» под редакцией Л. Юсеевой http://bookre.org/reader?file=1214609&pg=4

2.      «Дыхание музыки» В.Янке http://www.retroportal.ru/vladimir_yanke/kniga_dyhanie_muzyki_183_189.shtml

3.      Википедия — Бетховен, Людвиг ван https://ru.wikipedia.org/wiki

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle