Урок правовых знаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 03.08.2015

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Турусова, Н. Г. Урок правовых знаний / Н. Г. Турусова, И. Б. Фомичёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 613-616. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21427/ (дата обращения: 18.04.2024).

Школа является одним из основных институтов социализации личности и играет особую роль в процессе правового образования, формирования полноценного члена общества, который может ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Правовые знания усваиваются эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда на дорогах нашей страны гибнет очень много людей в результате ДТП, особенно важно своевременное проведение профилактики правонарушений и преступлений, воспитанию законопослушных граждан умеющих добывать правовую информацию и пользоваться ею. Используя практико-ориентированный метод обучения, основанного на расширении деятельного подхода через ситуационное моделирование, конструирование экономической, политической или любой другой жизненной ситуации, школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач. Рассмотрим урок правовых знаний. На этом уроке рассматривается жизненная ситуация, связанная с ДТП. Класс делится на группы. Каждая группа играет определённую роль:

1.                  Сотрудники ДПС.

2.                  Следователи прокуратуры.

3.                  Судьи.

4.                  Адвокаты.

Следователи прокуратуры расследуют ДТП. Установочные данные таковы: 12.09.2014 года недалеко от одной из школ г. Астрахани произошло ДТП. Автомобиль Лада — Калина гос. номер А1234ОВ сбил школьницу, переходившую дорогу. Девочка была доставлена в больницу. Пострадал и ребёнок, сидевший на заднем сидении автомобиля, он получил телесные повреждения средней тяжести. Схема ДТП, составлена инспекторами ДПС.

 

Учитель спрашивает детей, каков же главный вопрос следствия? Ученики сами приходят к правильной формулировке: «Имел ли водитель реальную возможность предотвратить столкновение? С чего начать расследование дела?» Составляется план действий:

1.                  Опросить свидетелей.

2.                  Опросить водителя.

3.                  Опросить потерпевшую.

Опросить потерпевшею невозможно, т. к. она находится в больнице и не может давать показания. Ребятам — «следователям» предлагаются выписки из допроса водителя и свидетеля.

Выписка из протокола допроса свидетельницы, Даши Ивановой, 1998 года рождения: «На большой перемене мы с Машей решили сходить в магазин, который находится через дорогу. Когда мы подошли к проезжей части и остановились возле дерева, я задержалась, так как меня окликнула одноклассница, а Маша стала переходить через дорогу. Она двигалась перпендикулярно тротуару около 4 с и успела пройти примерно 7 м, когда её сбил автомобиль Лада — Калина гос. номер А1234ОВ двигавшейся с правой стороны со скоростью 40 км/ч. Мне кажется, что авария произошла по вине водителя, который вовремя не затормозил».

Выписка из протокола допроса водителя Алексеева М. Н.: «Около 12 ч. я, управляя принадлежащим мне технически исправным автомобилем Лада — Калина гос. номер А1234ОВ, двигался в г. Астрахани по улице Н. Островского. Скорость движения моего автомобиля была 60 км/ч. неожиданно для меня с левой стороны из-за дерева выскочила школьница. Я сразу затормозил, но столкновения избежать не удалось. Девочка двигалась по проезжей части 4 с и в момент аварии была в 3 м от правого края тротуара. Я считаю, что моей вины в происшествии нет — я сделал все, что, мог, чтобы избежать столкновения». При изучении протоколов допроса обнаружены расхождения в показаниях: свидетелем и водителем названы разные скорости автомобиля. Перед учениками ставится вопрос: «Имеет ли это значение?» Выясняется, что, да, так как при различных скоростях автомобиль при торможении проходит различные расстояния до полной остановки. Учитель задаёт следующий вопрос: «Как же узнать, мог ли водитель избежать столкновения с девочкой при встречном движении?» После обсуждения, делается вывод, что следует узнать, на каком расстоянии от места столкновения была машина в тот момент, когда водитель увидел девочку. Этот путь называется остановочным. Возникает вопрос: «А как его рассчитать?» Из курса физики вспоминаем, какие виды движения следует рассмотреть. Это равномерное прямолинейное движение и равнозамедленное. Составляем формулу, по которой можно вычислить остановочной путь автомобиля. Так как время при прямолинейном равномерном движении складывается из компонентов:

1.                   время реакции водителя (1 с)

2.                   время срабатывания тормозов (0,1 с)

3.                  время нарастания замедления (0,1 с), установившееся замедление — .

Формула остановочного пути:  Расчёт остановочного пути покажет, на каком расстоянии должен быть автомобиль, чтобы избежать столкновения. По версии водителя скорость его автомобиля равна 60 км/ч, тогда его остановочный путь равен:

Из показания свидетеля скорость автомобиля равна 40 км/ч, поэтому остановочный путь равен:

 Выполнив вычисления, учащиеся делают вывод, чем больше скорость, тем больше остановочный путь. Дальше находим, на каком расстоянии был автомобиль при скорости 60 км/ч и 40 км/ч в тот момент, когда девочка вышла на проезжую часть.

60 км/ч =60

40 км/x = 40

 –расстояние, на котором был автомобиль при скорости 60 км/ч в тот момент, когда девочка вышла на проезжую часть.

 — расстояние, на котором был автомобиль при скорости 40 км/ч в тот момент, когда девочка вышла на проезжую часть. После расчётов и анализа результатов возникает конфликтная ситуация: при v = 60 км/ч столкновения избежать нельзя, а при v = 40 км/ч можно. Вся проблема в определении скорости машины. Исследуя графики зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости, делается вывод: скорость автомобиля равна 60 км/ч и столкновение было неизбежным. Работа следователей окончена. Дело передаются в суд. Судьями выступают другие ученики. В уголовном кодексе РФ (УКРФ) учащиеся находят Статью 4 ПДД, соответствующую рассматриваемому делу, и выносят обвинительное заключение:

1.                  Признать водителя транспортного средства гос. номерА1234ОВ Алексеева М. Н. невиновным.

2.                  На основании статьи 268 УКРФ признать виновной в ДТП Матвееву М. П. 1998 г. рождения, так как девочка переходила дорогу в неположенном месте, и водитель транспортного средства не смог избежать столкновения.

На защиту девочки стали адвокаты. Они старались оправдать или хотя бы смягчить вину девочки, обращая внимание судей на юный возраст обвиняемой. Но возникает вопрос о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность по данной статье. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а обвиняемая этого возраста уже достигла. Подводится итог урока:

1.                  Незнание законов не освобождает от наказания.

2.                  Необходимо соблюдать правила дорожного движения.

3.                  Рассматривая данную жизненную ситуацию, установили взаимосвязь различных учебных предметов: математики, физики, ОБЖ и права.

Развивая коммуникативные компетенций учащихся, мы вырабатываем у них умение работать с информацией, умение анализировать ситуацию на основе уже имеющегося жизненного опыта и формируем культуру мышления, столь необходимую в повседневной жизни.

 

Литература:

 

1.                  Правовое воспитание в школе. 9–11 классы: разработки организационно — деятельностных игр/ авт. — сост. В. В. Гордеева. — Волгоград: Учитель, 2007.

2.                  Уголовный кодекс РФ(УКРФ).

3.                  Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения/ Л. В. Загрекова, В. В. Николина — М.: Высш.шк., 2004.

4.                  Кульневич, С. В. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки/ С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина — Ростов н/Д: издательство “Учитель”, 2006.

5.                  Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении/ С. А. Мухина, А. А. Соловьева — Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2004.

6.                  Новые педагогические технологии. Пособие для учителя / под общей редакцией Е. С. Палат. М., 2006г.

Основные термины (генерируются автоматически): остановочный путь, проезжая часть, девочка, жизненная ситуация, какое расстояние, скорость, скорость автомобиля, столкновение, транспортное средство, уголовная ответственность.


Похожие статьи

Проблемы роста числа аварий с участием общественного...

1) водитель, который превышает скорость из-за отклонения движения по расписанию.

5) неправильное маневрирование на проезжей части: при обгоне с выездом на встречную полосу, при объезде препятствий или стоящих транспортных средств, при пересечении перекрестков...

К вопросу об осмотре места дорожно-транспортного происшествия

автомобиль (автомобили), их расположение на проезжей части дороги — для последующего восстановления движения

Конечно, возможно в транспортных средствах, участвовавших в ДТП и не будет видеорегистратора, но можно оперативно-розыскным путем установить...

Методы повышения пропускной способности дорог

Интенсивность движения транспортных средств на улицах города не соответствует их пропускной способности.

‒ назначение ширины проезжей части, позволяющей разделить поток автомобилей по составу

‒ установка знаков «Ограничение минимальной скорости»

Обоснование способа предупреждения столкновения...

При снижении скорости движения автомобиля, когда , т. е. расстояние между автомобилями перестает сокращаться

1. Елистратов В. В., Безруков С. И., Стенин П. Г., Климаков В. С. Концепция развития систем предупреждения столкновений транспортных средств...

Влияние конструкции автомобилей на безопасность пешеходов

Эта разница составляет: и зависит: от места воздействия результирующей силы, определяемой формой передней части автомобиля; от размеров пешехода; от скорости пешехода во время удара и от скорости транспортного средства во время удара.

К вопросу о применении логистических решений при устранении...

Разного рода столкновения, опрокидывания транспортных средств; наезды

Будет разумно — создать службу БПЛА, предназначенных для выявления ситуации при ДТП.

Скорость, развиваемая монорельсом, в теории может значительно превышать скорость традиционных...

Влияние психофизиологических особенностей водителей на...

С другой стороны, часть участников дорожного движения с неустойчивыми социальными

неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства. 4.

нажимает на педаль управления подачей топлива, увеличивая тем самым скорость движения автомобиля).

Некоторые вопросы совершенствования объективных признаков...

Ответственность за нарушение правил эксплуатации транспортных средств наступает по

Примером может служить следующая ситуация. Владелец автомобиля М. ремонтировал

В таком случае уголовная ответственность должна исключаться за отсутствием вины.

Об улучшении транспортной ситуации города Омска

Для улучшения транспортной ситуации улично-дорожной сети необходим комплексный подход к

длины очереди транспортных средств перед остановочным пунктом от его длины и зависимость

Для предупреждения выхода пешеходов на проезжую часть на участке, не...

Похожие статьи

Проблемы роста числа аварий с участием общественного...

1) водитель, который превышает скорость из-за отклонения движения по расписанию.

5) неправильное маневрирование на проезжей части: при обгоне с выездом на встречную полосу, при объезде препятствий или стоящих транспортных средств, при пересечении перекрестков...

К вопросу об осмотре места дорожно-транспортного происшествия

автомобиль (автомобили), их расположение на проезжей части дороги — для последующего восстановления движения

Конечно, возможно в транспортных средствах, участвовавших в ДТП и не будет видеорегистратора, но можно оперативно-розыскным путем установить...

Методы повышения пропускной способности дорог

Интенсивность движения транспортных средств на улицах города не соответствует их пропускной способности.

‒ назначение ширины проезжей части, позволяющей разделить поток автомобилей по составу

‒ установка знаков «Ограничение минимальной скорости»

Обоснование способа предупреждения столкновения...

При снижении скорости движения автомобиля, когда , т. е. расстояние между автомобилями перестает сокращаться

1. Елистратов В. В., Безруков С. И., Стенин П. Г., Климаков В. С. Концепция развития систем предупреждения столкновений транспортных средств...

Влияние конструкции автомобилей на безопасность пешеходов

Эта разница составляет: и зависит: от места воздействия результирующей силы, определяемой формой передней части автомобиля; от размеров пешехода; от скорости пешехода во время удара и от скорости транспортного средства во время удара.

К вопросу о применении логистических решений при устранении...

Разного рода столкновения, опрокидывания транспортных средств; наезды

Будет разумно — создать службу БПЛА, предназначенных для выявления ситуации при ДТП.

Скорость, развиваемая монорельсом, в теории может значительно превышать скорость традиционных...

Влияние психофизиологических особенностей водителей на...

С другой стороны, часть участников дорожного движения с неустойчивыми социальными

неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства. 4.

нажимает на педаль управления подачей топлива, увеличивая тем самым скорость движения автомобиля).

Некоторые вопросы совершенствования объективных признаков...

Ответственность за нарушение правил эксплуатации транспортных средств наступает по

Примером может служить следующая ситуация. Владелец автомобиля М. ремонтировал

В таком случае уголовная ответственность должна исключаться за отсутствием вины.

Об улучшении транспортной ситуации города Омска

Для улучшения транспортной ситуации улично-дорожной сети необходим комплексный подход к

длины очереди транспортных средств перед остановочным пунктом от его длины и зависимость

Для предупреждения выхода пешеходов на проезжую часть на участке, не...

Задать вопрос