Библиографическое описание:

Данько Я. В. Зарубежный опыт стимулирования внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 369-372.

Исходя из мировой практики видно, что большинство стран в рамках регулирования ВЭД усовершенствуют систему взаимодействий неправительственных и правительственных организаций. Деятельность этих институтов затрагивает множество разнообразных вопросов, включая финансирование и страхование внешнеэкономических сделок, информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности, формирование отраслевых стратегий, разработку сотрудничества с зарубежными странами и др.

При этом основная роль принадлежит государству в вопросах по стимулированию внешнеэкономической деятельности.

Функции государственных органов заключаются в следующем [1, с.5]:

-                   усовершенствование систем в сфере экспортного содействия;

-                   реализация мероприятий по организации импортозамещающих производств;

-                   таможенные, налоговые и тарифные льготы;

-                   создание правовой основы ВЭД и т. д.

В основном в развитых странах при осуществлении внешнеэкономической политики пристальное внимание направлено на открытие новых рынков для реализации национальных товаров, а также на обеспечение «четных» правил игры для внутренних экспортеров и иностранных участников [3, с. 35].

Так, например, в Финляндии приоритетную поддержку оказывают предприятиям, которые заняты в сфере наукоемких технологий и осуществляют непосредственно неэкономическую деятельность.

Все внимание сосредоточено на наукотехнической сфере, где товары и услуги Финляндии претендуют на международное лидерство. Это информационные технологии, электроника, энергетика, телекоммуникации, судостроение, биотехнологии, химия, металло- и лесообработка.

Но есть два существенных момента в деятельности организаций, которые специализируются на оказании помощи финским экспортерам. Во-первых, деятельность таких организаций носит косвенный характер, а, во-вторых, в основе этой деятельности лежит принцип возвратности полученных средств.

Главным ведомством, которое непосредственно является ответственным за разработку и координацию мер по реализации государственной политики в сфере поддержки финских экспортеров, выступает Министерство торговли и промышленности Финляндии (МТП).

Министерства торговли и промышленности Финляндии имеет в своем ведении деятельность основных специализированных организаций и компаний, которым обеспечивает государственную поддержку, используя для этого широкий инструментарий, который в свою очередь включает в себя финансирование на возвратной основе (прямые паевые вложения в акции компаний, фирм и предприятий, займы и кредиты). Финляндия условно разделена на три «зоны развития», и в зависимости от того, в какой именно зоне находится то или иное предприятие, выделяется определенный объем государственной помощи.

В первый блок входят «северные территории», размер государственной помощи составляет 30 %; второй блок «восточные территории» — 24 %, третий блок «южные территории» — 30 % [1, с. 4].

Существует и другая организация «Finpro» («Финпро», до 1999 года она называлась Ассоциация внешней торговли Финляндии), которая оказывает содействия финским компаниям при выходе на мировые рынки. «Finpro» предоставляет финским организациям целый ряд услуг:

-                   осуществляет информационное обеспечение финских компаний по широкому кругу вопросов в области реализации международных операций;

-                   занимается организацией поездок и презентаций представителей компаний во многих регионах мира;

-                   выполняет всеохватывающее проектное консультирование;

-                   разрабатывает эффективные модели для выхода фирм на мировые рынки;

-                   осуществляет оптимизацию и прогнозирование рисков проектов.

Внешнюю деятельность «Finpro» осуществляет на базе интеграционной структуры, которая состоит из 51 «торгового центра (Trade Center)», находящиеся в 40 странах по всему миру [2, с.88].

Партнерские взаимоотношения «Finpro» в своей деятельности поддерживает с Национальным технологическим Агентством TEKES (ТЕКЕС), которым она предоставляет главным образом информационные услуги, с государственным специализированным фондом «Finnvera» («Финнера» — государственное экспортно-импортное агентство), который осуществляет венчурное финансирование и др.

В Администрации США большое внимание уделяют поддержке внутренних экспортеров на мировых рынках. Для того чтобы достичь расширения экспорта торговли товарами и услугами американских компаний, Комитет по координации развития торговли, который возглавляет министр торговли США, реализует разнообразные федеральные программы.

Для реализации целого ряда программ содействия развитию американского экспорта, включая стимулирование экспортеров (средний и малый бизнес), в последнее время в США пристальное внимание, оказываемое со стороны государства, уделяется увеличению объемов финансовых и информационных услуг.

На данный момент разработана и реализована информационная схема, которая позволяет выполнять взаимодействия экономических отделов посольств США с подразделениями национальных ведомств в Вашингтоне и зарубежных представительств коммерческой службы Министерства торговли США.

Одна из важнейших частей национальной безопасности США остается экономическая безопасность. Обеспечение этой безопасности реализуется, в том числе и с помощью комплекса мер в торговой сфере. В США прибегают к таким защитным мерам во внешне торговли как направленные ограничения воздействия конкуренции со стороны зарубежных поставщиков на интересы национальных производителей. Часто в США используют компенсационные и антидемпинговые пошлины [3, с. 90].

Либерализация внешнеторговой сферы ряда стран, динамично набирающая обороты, актуализировала процессы совершенствования механизмов защиты национального рынка от недобросовестной конкуренции. Этот процесс, как в развитых, так и в развивающихся странах предполагает разработку внутреннего импортного законодательства. Которое, с одной стороны, должно отвечать нормам международного права и поддерживать равновесие между свободным доступом на национальный рынок зарубежных поставщиков товаров и услуг, а с другой стороны, поддерживать на определенном уровне конкурентную среду для внутренних производителей.

Отличительной особенностью является то, что защитные меры применяются в основном к группам сырьевых полуфабрикатов и товаров, а вот играющие ключевую роль в увеличении инвестиций в национальной экономике машины и оборудование не являются предметом защитных или антидемпинговых расследований.

Показательным примером может выступать экономика Турции, в которой действуют разнонаправленное законодательство, которое в свою очередь регулирует защитные механизмы и импортные режимы.

Вводимые антидемпинговые ограничения фиксируются отдельными постановлениями в соответствии с документами «О предотвращении недобросовестной конкуренции при импорте». Защитные меры и мониторинг импорта в Турции проводится согласно пакету документов «О мониторинге и защитных мерах при экспорте».

В стране применяются различные защитные меры нетарифного характера в форме сбора в Фонд жилищного строительства. Сбор производится в отношении всех стран, в том числе и ЕС, по отдельным товарным группам.

В системе эффективных инструментов поддержки активной деятельности внутренних фирм, которые ориентированы на инвестиции на зарубежные рынки и экспорт, следует рассмотреть механизмы и меры по финансированию ВЭД. В соответствии с федеральным законом «О содействии экспорту» (AFG) в Австрии у предприятий, которые ориентированы на экспорт, помимо предоставления гарантий правительства и передачи ответственности, есть возможности выгодного финансирования экспортной активности.

На министра финансов Австрии в частности возложена ответственность, которая выражается в форме гарантий для кредитных операций Австрийского контрольного банка в связи с финансированием экспорта. В качестве ответной услуги совет директоров Австрийского контрольного банка платит соответствующую гарантийную плату.

Контрольный банк Австрии благодаря гарантиям правительства имеет следующие возможности:

-                   предлагать различного рода способы финансирования;

-                   принимать необходимые финансовые средства на выгодных условиях для целей экспортного финансирования, как на внешних, так и на внутренних финансовых рынках и др.

В Дании основным инструментом поддержки экспортируемых товаров выступает предоставление услуг по гарантированию и страхованию экспортных кредитов.

Это осуществляет Датский совет по экспортному кредитованию. В рамках общей политики ЕС осуществляется субсидирование экспорта продо-вольственных товаров и сельскохозяйственной продукции.

Важным механизмом привлечения инвестиций и государственного регулирования выступает порядок возврата некоторых «зеленых» налогов, а именно, на СО2, при условии инвестирования возвращенных средств в различных отраслях в дальнейшие природоохранные мероприятия [1, с. 5].

В целях повышения экономической безопасности по средствам содействия развитию экспорта государство в Южной Корее ввело краткосрочное экспортное кредитование.

Основой этой системы является автоматическое решение о выдачи кредита коммерческими организациями при отсрочке платежа по аккредитиву. Экспортерам также предоставляются льготные кредиты и налоговые послабления, возможность освобождения от уплаты пошли, списываются убытки и т. д.

В Китае ключевым инструментом для стимулирования экспорта является возврат НДС экспортерам. В стране действуют несколько ставок НДС:

-                   17 % — базовая ставка;

-                   13 % — льготная ставка (на определенные виды продукции);

-                   6 % — ставка при маленьких объемах производства (предназначена для мелких предприятий).

При экспорте товаров и услуг НДС со страны не взимается. Ставки возврата НДС в Китае предусматриваются довольно часто.

Также существует специализированная компания по страхованию экспортных кредитов, созданная с целью стимулирования экспорта китайских товаров.

Страхованием кредитов экспортеров занимаются Эксимбанк и Народная страховая компания. Возмещение всех выплат производятся из госбюджета.

Анализ отдельных инструментов и механизмов стимулирования ВЭД в международной практике позволяет сделать следующие выводы.

1)                 В ряде стран мира, несмотря на процессы либерализации, осуществляются программы по сокращению процедур регулирования ВЭД.

2)                 Для развивающихся стран проблемы по защите внутренних фирм на зарубежных рынках и национальной безопасности остаются приоритетными задачами.

3)                 Основными предпосылками мероприятий по защите национальных организаций, фирм, предприятий выступают стремления правительств стран ограничить воздействие конкуренции, порой недобросовестной, со стороны внешних поставщиков на интересы внутренних производителей.

 

Литература:

 

1.                  Александрова Е. Н., Прищепа М. Ю. Мировой опыт стимулирования внешнеэкономической деятельности: институциональный аспект // Экономика: теория и практика. — 2007. № 14. — С. 4–7.

2.                  Mundell, Robert A. A. International Trade and Factor Mobility, American Economic Review. 1957. Vol. 3.

3.                  Robock H. S., K. Simmonds International Business And Multinational Enterprises. Fourth Ed. IRWIN. Homewood 111. 1989.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle