Библиографическое описание:

Чугунова Н. А., Карапец О. В. Деятельностный подход в биологическом образовании студентов и его сопровождение // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 624-627.

Статья посвящена реализации деятельностного подхода и его тьюторского сопровождения в образовательной среде профессионального учреждения, способствующему формированию биологической грамотности студентов медицинского колледжа.

Ключевые слова: деятельностный подход, биологическое образование, тьюторское сопровождение, образовательный процесс, студенты.

 

Развитие биологического образования специалистов среднего звена актуальный вопрос сегодняшнего дня. При этом важно, чтобы в процессе модернизации профессиональной подготовки у будущего специалиста были сформированы умения и навыки безопасности жизнедеятельности, культуры здоровья, он мог пропагандировать здоровый образ жизни среди окружающих. В этой связи важную роль в обучении студентов медицинского колледжа играют дисциплины медико-биологического цикла, экологии, безопасности жизнедеятельности, охраны труда, знания которых способствуют эффективному осуществлению трудовой деятельности будущих специалистов [4].

Новые Государственные образовательные стандарты ориентируют образовательные учреждения России на гуманистический, методологический и компетентностный подходы в обучении. В соответствии с этим, образование в современной школе реализует важнейшие актуальные задачи: развитие познавательной активности, самостоятельности и ответственности обучающихся; формирование у них ключевых компетенций и умений работать с различными видами информации.

Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания организации образования и направлена на поиск новых способов структурирования его системы. В центре образовательного процесса стоит современный преподаватель, создающий условия, позволяющие обучающимся максимально самореализоваться в окружающей среде [7].

По мнению Л. А. Колывановой, Т. М. Носовой, развитие человека происходит на основе природных, социальных и личностных факторов. Адаптация системы человек-общество-природа возможна лишь в том случае, если в образовательном биологическом процессе важную роль играет формирование рационального, ответственного отношения у подрастающего поколения к обществу, природе, социально-природной среде и к самому себе [5].

Поиск средств для решения проблемы адаптации привел нас к созданию новой образовательной среды, новому типу программы и новому типу урока, основанных на организации деятельностного подхода и интеграции биологии и экологии в преподавании курса медико-биологических дисциплин в медицинском колледже.

В связи с этим учебный материал становится не предметом усвоения, а образовательной средой для самостоятельной деятельности студентов, основными задачами которой выступают: влияние деятельностного подхода с тьюторским сопровождением на образовательную деятельность обучающихся в курсе биологии; эффективность обучения тьюторских групп студентов по сравнению с обычными группами.

Именно компетентностный подход, по утверждению Л. А. Колывановой, дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки студентов к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни [3].

Поэтому, при реализации деятельностного подхода мы использовали кейс-технологию с кластерным подходом. Систематизация материала кейса, использование его для решения, как личных образовательных проблем, так и биологических, невозможно без тьюторского сопровождения. Учитель, как тьютор, вступая в диалог с учеником, выстраивает его следующим образом: проблемная ситуация ® проблема ® поиск способов ее решения ® решение проблемы [1].

Мы предлагаем два вида кейсов: образовательный (разработка методик обработки материала и методик освоения новых образовательных технологий); тематический (работа в рамках изучения темы). Каждому студенту после освоения кейс-технологии присуждается звание в зависимости от уровня усвоения и овладения приемами проблемно-диалогического метода: искатель, знаток, создатель, созидатель. Таким образом, учащийся не только научается методикам решения проблемных ситуаций, но и видит перспективу своего продуктивного роста в рамках профильного предмета. Заменяя рабочую тетрадь по предмету, образовательные и тематические кейсы позволяют не только систематизировать материал, наработанный в рамках индивидуального образовательного маршрута, но и освоить основные компетентности: информационную, коммуникативную и компетенцию решения проблем [2].

Разработка модели тьюторского сопровождения деятельностного подхода обучающихся в нашей стране представляет определенный интерес, что и является содержанием нашего исследования на базе экспериментальной площадки — Кинель-Черкасский филиал ГБПОУ «Тольяттинский медколледж».

Колледж осуществляет свою деятельность в системе здравоохранения РФ с целью подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Основные профессиональные образовательные программы разработаны на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Медицинский массаж».

Образовательный процесс колледжа включает в себя теоретическое и производственное обучение, учебную, производственную (профессиональную), преддипломную практику и воспитательную работу со студентами. Основными задачами профессиональной подготовки в колледже выступают: удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и духовно-нравственном развитии посредством получения профессионального образования; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со среднем профессиональным образованием; формирование гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности; сохранение и приумножение духовно-нравственных и культурных ценностей общества [3].

В связи с этим, цель нашего исследования заключалась в повышении уровня освоения материала студентами при проектировании образовательного процесса, деятельностном подходе и его тьюторском сопровождении. Реализация цели осуществлялась посредством следующих задач: выделение биологического компонента в профильной программе по биологии; разработка элементов деятельностного подхода; сопоставление и анализ успешности освоения биологического обучения без тьюторского сопровождения и с таковым на основании деятельностного подхода.

Оценка эффективности проводилась при помощи педагогического инструментария, который включал в себя соотношение результата и затрат. Использовались следующие средства проведения эксперимента: контрольные тестовые задания различного формата; рабочие, опросные и оценочные листы для студентов (диагностические листы); авторская модифицированная программа с биологическим компонентом, деятельностным подходом и структурой тьюторского сопровождения.

В эксперименте приняли участие студенты I и II курсов обучения специальности «Сестринское дело». Количество респондентов контрольных и экспериментальных групп было одинаковым; количество часов, отведенных на освоение профильной программы по биологии, был одинаковым; реализация программы в контрольных и экспериментальных группах осуществлялась авторами исследования. На первом этапе эксперимента нами были получены следующие результаты: в обеих группах он был приблизительно одинаков.

В контрольной группе 90 % студентов смогли воспроизвести учебный материал, 17 % — выполнили лабораторные и практические работы, 13 % — решили ситуационные задачи, а в экспериментальной — 91 %, 15 % и 12 % обучающихся, соответственно. При проектировании, с использованием деятельностного подхода в экспериментальной группе 100 % студентов смогли репродуктивно воспроизвести учебный материал, 75 % — внесли в него свои коррективы и дополнительные сведения, а 85 % — успешно провели исследования и решили не только ситуационные, но и ТРИЗовские задачи, что говорит об успешности проведенного эксперимента.

В ходе эксперимента студентам контрольных и экспериментальных групп были предложены зачетные листы по основным направлениям профильной программы. Каждый лист включал вопросы биологической направленности. По формулам оценки эффективности обучения были рассчитаны коэффициенты результативности (Кр) и эффективности (Кэ) в контрольной и экспериментальной группах. Кр = а: А, где Кр — коэффициент результативности; а — точность обучения, определяемая количеством правильно выполненных операций контрольного задания; А — общее число операций в задании. Кэ = Q: Qu; Q= a:t, где Кэ — эффективности, t –индивидуальное время выполнения задания, Q — эффективность обучения; Qu — идеальная эффективность. Qu = A:tu, где tu — наименьшее идеальное время, необходимое на выполнение контрольного задания, определяемое преподавателем по лучшей работе обучающихся или независимыми экспертами (таб.1–2) [6].

Таблица 1

Результативность и эффективность экспериментального изучения влияния деятельностного подхода с тьюторским сопровождением на образовательную деятельность студентов в урочной системе.

Тип группы

Кр

Кэ

Контрольная

0,602

0,401

Экспериментальная

0,956

0,819

 

Было проведено исследование успешности студентов во внеаудиторной деятельности: участие в олимпиадах, акциях и конференциях различного уровня.

Таблица 2

Результативность и эффективность экспериментального изучения влияния деятельностного подхода с тьюторским сопровождением на образовательную деятельность студентов во внеаудиторное время.

Тип группы

Олимпиады

Конференции

 

Кол-во участников

Кол-во призовых мест

Кол-во участников

Кол-во призовых мест

Контрольная

16,6 %

6,67 %

50 %

7 %

Экспериментальная

70 %

63,3 %

100 %

83 %

 

Анализ показывает преимущество модифицированной программы с деятельностным подходом и тьюторским сопровождением, как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности. Экспериментальное изучение влияния деятельностного подхода с тьюторским сопровождения на образовательную деятельность студентов в курсе биологии показало рост эффективности обучения тьюторских групп по сравнению с обычными группами. Для проверки успешности использования представленной технологии мы измеряли уровень мотивации (модификация М. Ш. Магомед–Эминова теста-опросника А. Мехрабиана для диагностики мотивации достижения) на биологическую деятельность студентов, находящихся, в образовательной среде с деятельностным подходом и тьюторским сопровождением (экспериментальная группа) и без такового (контрольная группа).

В ходе эксперимента предполагалось, что разрабатываемая методика обучения будет эффективной и позволит изменить мотивацию обучаемых с «избежания наказания» на «достижение успеха». В экспериментальных группах изменение мотивации имели среднюю величину — с 23 % до 38 %, а избегание наказания — 77 % — 62 %.

Выводы:

1.      Введение новых образовательных стандартов выявило необходимость внедрения в образовательную программу деятельностного подхода (задачи преподавателя и студентов) с тьюторским сопровождением, что способствовало повышению эффективности аудиторной и внеаудиторной деятельности.

2.      Особое значение деятельностный подход с тьюторским сопровождением приобрел при изучении медико-биологических дисциплин.

3.      Реализация тьюторского сопровождения образовательной программы по биологии на основе деятельностного подхода с тьюторским сопровождением способствовала повышению уровня мотивации и эффективности обучения студентов.

Формирование биологических компетентностей в системе профессионального образования студентов целесообразно рассматривать как форму образовательной деятельности, способствующей повышению активности познавательных интересов, развитие творческих способностей обучающихся, их социализации.

 

Литература:

 

1.       Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение формирования готовности к самообразованию. Электронный ресурс. Режим доступа: http://lerner.edu3000.ru/Moskva-2007/bespalova.htm

2.       Бобиенко О. М. Ключевые компетентности личности как образовательный результат системы профессионального образования: дис…канд. пед. наук.– Казань, 2005–186 с.

3.       Колыванова Л. А. Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. С. 1326–1331.

4.       Колыванова Л. А., Носова Т. М. Инклюзивное биоэкологическое образование в аспекте модернизации профессиональной подготовки студентов колледжа. В сборнике: Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение сборник статей IV Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА. Самара, 2014. С. 98–104.

5.       Колыванова Л. А., Носова Т. М. Адаптация в социальной среде как результат профессиональной подготовки специалистов с нарушением зрения. Образование и саморазвитие. 2012. Т. 3. № 31. С. 153–158.

6.       Шмырева Н. А., Губанова М. И., Крецан З. В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. — Кемерово, 2002. С. 99.

7.       Якушева С. Д. Профессионально-педагогический инжиниринг в инновационной деятельности образовательного учреждения: теория и практика: Монография. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АПКиППРО, 2012. — 308 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle