Библиографическое описание:

Коршунова О. С. Формирование компетенций по физическому воспитанию в вузе с учетом профессиограммы будущих специалистов // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 637-640.

В статье рассмотрены возможности оценки приобретенных компетенций по дисциплине физическая культура в высших учебных заведениях не профильного типа. А так же необходимость формирования компетенций с учетом профессиограммы будущих специалистов.

Ключевые слова:профессиограмма, учебный процесс, критерии оценки, эффективность образования, компетенции, физкультурный тезаурус

 

Выпускники вузов, как продукт системы высшего образования имеют свою стоимость у работодателя. В последнее время уровень подготовки специалистов оставляют желать лучшего по оценки представителей различных сфер бизнеса. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) нового поколения предполагают устранение этой проблемы. Приобретенные студентами компетенции могут не дать ожидаемого результата, если они будут не достаточно высокого уровня. Важно разработать механизмы оценки полученных знаний и компетенций до требуемого уровня. Для прослеживания динамики качества полученных знаний необходима оценка их качества на «входе» при поступлении в вуз, и на «выходе» по его окончанию.

Основные компетенции по физическому воспитанию, которые должны освоить студенты по дисциплине физическое воспитание ОК-8 звучит она так: «Применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования» (ОК-8) Получение первых знаний и практических навыков по данной компетенции происходит еще в период обучения в общеобразовательных учебных заведениях. Формирование вышеуказанных навыков и знаний было принято и в советской школе среднего и высшего звена, но на современном этапе была принята новая формулировка знаниево-информационной системы, появились новые термины — «компетенции», «физкультурный тезаурус» и т. п., которые активно стали использовать в образовательном пространстве. Преимущество в этом, несомненно, есть — более очерчены приобретенные компоненты профессиональных и общекультурных навыков, но по большому счету содержание полученных знаний заложенных в компетенции качественно отличается не значительно. Другим важным аспектом современного высшего образования стало качество полученных знаний. Причем решающую роль у будущего работодателя имеет не количество полученных знаний и даже не качество их, а возможность применить их для решения конкретных ситуаций и проблем возникающих в реальной профессиональной деятельности. Тенденция руководства современных бизнес компаний различного уровня иметь в своем составе не только высокопрофессиональных специалистов, но и физически привлекательных, здоровых, мотивированных на активный и здоровый образ жизни молодых людей. Задача для подготовки именно таких качеств будущих выпускников, возложена на кафедры физического воспитания и спорта вузов страны. Стержнем в структуре физической культуры студенчества является мотивационный компонент, возникающие на основе потребностей. Мотивы определяют направленность личности, стимулируют и мобилизуют еѐ на проявление активности. Потребность в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Имеющая широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках, в общении эмоциональной разрядке, самоутверждении, укреплении позиции своего «Я» в познании, улучшении качества знаний и умений [1].

Каким же образом можно оценить уровень компетенций по физическому образованию? Кафедра ФВиС Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления (НГУЭУ) в 2014–15 учебном году получила внутренний грант на научно-исследовательскую работу в этом направлении. Тема проекта: «Развитие психолого-педагогических технологий в системе физического воспитания и саморазвития студентов экономического вуза». Основной целью этого исследования ставится задача разработки совокупности средств и методов индивидуального и группового воздействия, направленного на повышение уровня знаний и формирование практических навыков по рациональному двигательному режиму, профилактике заболеваний и повышению качества жизни. По результатам полученного исследования помимо других задач, планируется разработать методику оценки полученных компетенций по физическому воспитанию.

Учитывая значимые качества выпускников для будущих работодателей можно сформировать необходимый перечень положительных и отрицательных индикаторов по любой из компетенций. Оценить способность применять полученные знания с учетом профессиограммы будущих специалистов. Рассмотрим возможный вариант оценки практических навыков и теоретических знаний по компетенции: ОК-8. Стоит уточнить, что оценка практических способностей распространяются на студентов, не освобожденных от активных занятий по физическому воспитанию, то есть студенты основной и подготовительной медицинских групп. Студенты, освобожденные от практических занятий, оцениваются по теоретическому разделу оценки компетенций, который должен быть значительно расширен. Это только примерный вариант оценки, в зависимости от результатов, проводимой в НГУЭУ научно-исследовательской работы, он может быть скорректирован.

 

В вузе лучше всего оставить пятибалльную шкалу оценивания, как раз по этим причинам: она всем «интуитивно понятна» и в дальнейшем сопоставима с результатами оценки другими способами (тест, экзамен и т. п.) Шкала оценок может выглядеть так:

0 баллов — компетенция не проявилась в процессе оценки.

1 балл — низкий уровень развития компетенции.

2 балла — уровень развития компетенции ниже среднего.

3 балла — средний достаточный уровень развития компетенции.

4 балла — уровень развития компетенции выше среднего.

5 баллов- компетенция ярко выражена, проявляется активно. [2]

Важный акцент, на что должны обращать преподаватели физического воспитания при формировании компетенций — это профессиограмма будущих выпускников. Наши студенты должны знать и понимать, каким профессиональным заболеваниям они могут быть подвержены, уметь применять физические упражнения для профилактики этих заболеваний. Для получения таких знаний, должен быт разработан соответствующий план УМР. Учебно-методические рекомендации, пособия, учебники должны быть написаны в соответствии с программой, по которой идет обучение. Теоретический раздел программы, курс лекций, на всех годах обучения должны проводить доценты кафедры, имеющие ученую степень или занимающиеся научной работой. Тематика лекций должна не только соответствовать программе, но и постоянно обновляться, быть актуальной, востребованной. [3]

Принятие активных образовательных технологий, применение инноваций в физическом воспитании, будет способствовать подготовке квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.

 

Литература:

 

1.                  Шилько В. Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: учебное пособие / В. Г. Шилько. — Томск, 2005. — 176 с.

2.                  Зеленко Н. Г. «Применение методик оценки компетенции до начало обучения и после для определения результативности работы преподавателя». Материалы международной научно-методической конференции: «Актуальные проблемы организации образовательной деятельности учреждений системы общего и профессионального образования». Братск 2014г.С. 23–29.

3.                  . Коршунова О. С. Реструктуризация физического воспитания в вузах.

4.                  Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 24. с. 125–128.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle