Библиографическое описание:

Уразалиев М. К. Криминологическая характеристика проституции как одной из форм торговли людьми // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 469-473.

В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, возникшие в ходе обсуждения законопроектов, посвященных правовому институту торговля людьми. Также в статье на основе анализа различных правовых источников, в том числе международного законодательства, изучены криминологические признаки проституции в качестве одной из форм торговли людьми. Показано, что положения правового акта, регулирующего этой проблемы, в недостаточной мере осуществляют нормативно-правовое регулирование такого сложного явления как проституция. Автор показывает, что сформировано законодательство по противодействию торговле людьми и оказанию помощи жертвам этого преступления, разработана программа по повышению эффективности деятельности государственных органов и неправительственных организаций и их взаимодействия в данной сфере.В статье с точки зрения криминологической науки и уголовного права дан анализ особенностей юридической ответственности за проституцию. Анализ современного состояния борьбы с торговлей людьми в Узбекистане показывает, что сформировано законодательство по противодействию торговле людьми и оказанию помощи жертвам этого преступления, разработана программа по повышению эффективности деятельности государственных органов и неправительственных организаций и их взаимодействия в данной сфере.

Ключевые слова: торговля людьми, проституция, уголовный закон, безнравственность, ответственность.

 

Торговля людьми в транснациональном масштабе — проблема колоссальная, так как в данном случае речь идет об организованной преступности, связанной с огромными масштабами деятельности, мощными средствами поддержки, в том числе и в правительственных кругах, достаточно большими объёмами прибылей. В этой связи, нам хотелось бы коротко остановиться на понятии организованной преступности, связанной с торговлей людьми.

В поисках лучшей жизни в других странах обездоленные люди часто оказываются под контролем преступников, которые могут воспользоваться положением этих людей и эксплуатировать их. Экономические трудности, конфликты, преступность и насилие в обществе, стихийные бедствия и другие аналогичные неблагоприятные факторы ставят в отчаянное положение миллионы людей и делают их уязвимыми в отношении различных форм эксплуатации и порабощения. Во многих обществах девочки ценятся меньше, чем мальчики, им положено жертвовать своим образованием и брать на себя домашние обязанности, такие как уход за родителями и младшими братьями и сестрами. В силу этой гендерной дискриминации женщины и девочки оказываются несоразмерно уязвимыми в отношении торговли людьми.

Другими факторами, облегчающими торговлю людьми, являются слабая охрана границ, коррумпированные государственные чиновники, участие международных организованных преступных групп или сетей, ограниченные возможности или недостаточная добросовестность сотрудников иммиграционных и правоохранительных органов в отношении пограничного контроля, отсутствие надлежащего законодательства и политической воли, а также стремления обеспечить исполнение существующего законодательства или реализацию полномочий.

Иным обстоятельством, повлекшим появление в современном обществе рассматриваемого нами преступного феномена, стал кризис в сфере общественной нравственности, который по настоящее время продолжает претерпевать большинство развитых стран мира. Так, в частности, легализация проституции (а значит и сутенерства) и ярко выраженный «сексизм», которым пропитаны многие зарубежные СМИ, привели к высокому спросу на сексуальные услуги, а последнее, в свою очередь, — к увеличению случаев сексуальной эксплуатации.

Тенденция роста числа преступлений, связанных с торговлей людьми, очевидно прослеживаемая в последние годы, также имеет свое объяснение. Если в борьбе за незаконную торговлю оружием или наркотиками транснациональная организованная преступность имеет сильное противостояние со стороны всей мировой общественности, то в случае с торговлей людьми такая единая консолидированная борьба не всегда возможна. Связано это с нежеланием жертв торговли людьми сообщать о совершенном в отношении них преступлении и тем более сотрудничать с правоохранительными органами в целях поимки и наказания преступников. Причиной такого поведения потерпевших является, во-первых, страх быть привлеченными к ответственности либо за совершенные под гнетом эксплуататоров правонарушения, либо за нарушение миграционного законодательства страны пребывания, во-вторых, опасение мести со стороны преступных элементов, а, в-третьих, недоверие к правоохранительным органам и как следствие — боязнь вновь попасть в руки торговцев людьми. Все это, безусловно, делает рассматриваемый криминальный бизнес более менее безопасным и стимулирует его участников на совершение все новых и новых преступлений, связанных с торговлей «живым товаром». [1]

Политическая нестабильность, коррупция, процветающая на правительственном уровне — все эти явления в странах, для которых они характерны, также стали неким катализатором развития организованной преступности, промышляющей в том числе торговлей людьми.

Таким образом, возникновение и широкое развитие такого преступного феномена, как торговля людьми не обусловлена каким-то единичным фактором, а вызвана целой чередой процессов, происходящих в мире.

К слову, стоит отметить и о другой первопричине торговли людьми — морально-нравственном упадке в обществе. «Жрицы любви» поневоле начинают свою транснациональную карьеру, хотя не всегда речь идет об их доброй воле. Между двумя «вечными» для человеческого общества явлениями — нарушениями каких-то правил поведения и проституцией — можно провести некоторую аналогию. Эти негативные социальные явления, к сожалению, всегда были, есть и будут. Вопрос только в их качестве и количестве, на которые правоохранительные органы могут влиять. В нашей стране проституции практически регулярно «объявляется война».

Что представляет собой проституция? Словарь иностранных слов трактует это понятие как (от лат.prostitutio — осквернение, обесчещение) — «продажа женщинами своего тела с целью добыть средства к существованию, а также с целью личного обогащения». Приведенное определение предполагает систематическое вступление женщины в половую связь с мужчиной за материальное вознаграждение. По мнению Л.Соловьевой, под систематичностью следует понимать неоднократное (более двух раз в течение года) вступление в половую связь с мужчинами за материальное вознаграждение [2].

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом, то есть женщина осознает противоправность своих действий и желает их совершить. Кроме того, у правонарушителя присутствует четко выраженная цель — извлечение материальной выгоды. Субъектом занятия проституцией является лицо женского пола, достигшее 16 лет.  [2]

Анализ зарубежного законодательства свидетельствует о том, что в разных странах существуют различные подходы к решению вопросов об ответственности за занятие проституцией. Так, в соответствии со ст. 6.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, занятие проституцией влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда. [3] В Германии законодательно разрешено занятие проституцией, однако проститутки не наделены статусом, позволяющим пользоваться социальными гарантиями. Кроме того, они обязаны платить налоги и становиться на учет в учреждениях здравоохранения.

В Австрии разрешено занятие проституцией в местах, определяемых мэром города. Они обязаны платить налоги, один раз в две недели отмечаться, и находится под медицинским наблюдением. В Швеции законом разрешено занятие проституцией, однако с 1999 года покупать их услуги признается незаконным. За это предусмотрено наказание в виде ареста на 6 месяцев.

В Греции также разрешено занятие проституцией при условии, что проститутки встанут на учет в учреждениях здравоохранения, полиции и местного органа самоуправления. Медицинский осмотр является обязательным и уклонение от него является основанием привлечения к уголовной ответственности [4]. Хочу отметить, что в нашей стране разработана необходимая правовая база, ратифицированы 80 международных договоров в сфере прав человека и торговли людьми, среди которых: Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (Нью-Йорк, 2 декабря 1949 г.), Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.), Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека (Москва, 25 ноября 2005 г.) и другие документы, регламентирующие взаимоотношения мирового сообщества в вопросе противодействия торговле людьми, подчеркивающие необходимость социального партнерства и согласованность действий правительств различных стран мира в этой работе. Также, принятЗакон «О противодействии торговле людьми», внесены соотвтествующие изменения в Уголовный кодекс, Постановлением Пленума Верховного суда республики Узбекистан от 24.11.2009 г. N 12 «О судебной практике по делам о торговле людьми» судам дано разъяснение по применению этих норм.

Создан Республиканский реабилитационный центрпо оказанию помощи и защите жертв торговли людьми при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, рассчитанный на 30 коек [5].

Вопросами противодействия торговле людьми уполномочена заниматься Республиканская Межведомственная комиссия, которую возглавляет Генеральный прокурор республики, а в состав вошли не только главы многих министерств и ведомств, но и представители Национального центра по правам человека, Омбудсман, Комитета женщин Узбекистана, Общественного благотворительного фонда «Махалла», ОДМ «Камолот», Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр».

Реализация вышеуказанной задачи требует установить и развивать сотрудничество правоохранительных органов с негосударственными некоммерческими организациями (ННО), которые занимаются защитой и поддержкой таких лиц. Важно и осуществление сотрудничества с неправительственными организациями, локализованными в зарубежных странах для эффективной реализации такой защиты.

В Республике Узбекистан активную деятельность по оказанию помощи жертвам торговли людьми ведет ННО «Истикболли авлод», которая тесно осуществляет сотрудничество с правоохранительными органами, консульствами и дипломатическими представительствами Узбекистана в этой сфере. ННО «Истикболли авлод» представляет информационно-консультационные услуги лицам, выезжающим за границу, содействует возвращению граждан, пострадавших от торговли людьми, а также занимается вопросами их реабилитации.

Вместе с этим эффективное осуществление положений о защите жертв торговли людьми и оказание им помощи требует пересмотра некоторых положений уголовно-процессуального законодательства Узбекистана, касающихся обеспечения безопасности потерпевших.

В настоящее время по вопросам ответственности за занятие проституцией в юридической литературе имеют место мнения отдельных ученых, обосновывающих легализацию проституции на законных основаниях. Необходимость законодательного разрешения на занятие проституцией они аргументируют тем, что это позволит:

— несколько повысить культурный уровень проституток и обеспечит их переход к здоровому образу жизни;

— облегчит контроль за их деятельностью;

— усилит контроль за деятельностью проституток со стороны органов здравоохранения и вместе с этим будет способствовать предотвращению распространения венерических и других заболеваний, передающихся половым путем.

На наш взгляд, приведенные мнения и аргументы нельзя признать абсолютно верными. В первую очередь легализация такого рода деятельности в корне противоречит морально-нравственным устоям нашего общества. Более того, наличие ответственности за занятие проституцией обусловлено следующими факторами:

Во-первых, наличие ответственности за занятие проституцией в полной мере обеспечивает соблюдение гарантий чести, достоинства и других неприкосновенных прав и свобод женщин, а также предупредит использование женщины в качестве «вещи».

Во-вторых, отсутствие ответственности за занятие проституцией в конечном итоге приведет к высшей степени аморализации общества, в частности для привлечения клиентуры будут применяться различные противоестественные формы удовлетворения половых потребностей.

В-третьих, законодательное разрешение на занятие проституцией приведет к росту количества проституток, нарушению здорового образа жизни общества. Например, разрешение занятия проституцией на законодательной основе в Голландии привело к значительному росту количества проституток [6];

В-четвертых, законное разрешение занятия проституцией явится своеобразным «подарком» для торговцев женщинами и интим индустрии. Потому что, это приведет к превращению публичных домов, интим-клубов, массажных салонов и других подобных мест в объекты законной коммерции;

В-пятых, легализация проституции явится благоприятной почвой для торговли людьми, поскольку проституция представляет собой одну из ее основ;

В-шестых, разрешение занятия проституцией не сможет обеспечить защиту прав и законных интересов женщин, а напротив будет способствовать распространению применения насилия в отношении них;

В-седьмых, по результатам проведенных социологических исследований, большинство женщин, занимающихся проституцией не хотят легализации своей деятельности, мотивируя это тем, что данный факт явится предпосылкой возникновения для них новых угроз со стороны «клиентов» не пренебрегающих рукоприкладством и применением насилия.

Кроме того, легализация занятия проституцией на законодательном уровне неприемлемо к сложившимся в нашем обществе понятиям о социальных ценностях и нормах морали.

Наличие административной ответственности за занятие проституцией в той или иной степени осуществляет охрану общественных отношений, обеспечивающих соблюдение сформировавшихся в обществе взглядов, идей, а так же норм, регламентирующих правила поведения в сфере нравственности, обусловленные обычаями, национальными традициями и укладом жизни.

Так, на наш взгляд, в целях совершенствования законодательства об административной ответственности целесообразно внести в действующее законодательство об административной ответственности норму, предусматривающую ответственность за получение третьими лицами доходов от занятия проституцией (сутенерство). Данное положение аргументируется распространением в последнее время фактов принуждения лиц к систематическому вступлению в сексуальные отношения за плату, причем доход от такой деятельности получает не само лицо, вступающее в сексуальные отношения, а организатор получения такого дохода.

 

Литература / использованные источники

 

1.      М. Х. Рустамбаев. Торговля людьми. Т., изд..ТГЮИ. 2009. С.73.

2.      Комментарий к Кодексу Республики Узбекистан об административной ответственности Т.: Издательство «Адолат», 1997. — С. 151.

3.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: официальный текст, действующая редакция. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — С. 64.

4.      Проститутки в законе // http://www. crime.

5.      http://www.norma.uz/nashi_obzori/obshchestvennost_uzbekistana_protiv_torgovli_lyudmi

6.      Поиск оптимальной стратегии борьбы с проституцией // http://www. ru/ist/edu_centre/success/traffic.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle