Библиографическое описание:

Любимова Т. Д., Володина Е. В., Володина И. В. Формы организации учебно-воспитательного процесса и позитивные результаты внеаудиторной работы студентов // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 593-596.

В современных условиях возрастает роль внеаудиторной работы студентов, так как они активно воспринимают происходящее в мире, в стране, имеют собственное мнение, мотивированы на его выражение, его сравнение с мнениями других людей и стремятся отстаивать свою точку зрения.

На кафедре иностранных языков Московского государственного индустриального университета функционирует «Английский клуб». Цель организации клуба — формирование социокультурной компетенции, что подразумевает:

-        формирование у студентов готовности вести диалог культур;

-        использовать богатое наследие разнообразных языков и культур для предотвращения взаимного непонимания, обусловленного различием языков, превратив языковый барьер в источник обогащения культур;

-        формирование толерантности (уважение образа жизни и культурных традиций народов других стран, стиля жизни, характера мышления, национального менталитета);

-        формирование способности к коммуникативному партнерству, лексико-грамматической правильности речи, коммуникативной целесообразности лексико-грамматического оформления речи, фонетического оформления речи.

Работа клуба направлена на создание условий для активного и творческого развития студентов и стимулирование познавательной активности студентов к изучению английского языка; способности самостоятельно находить информацию, в том числе используя электронные образовательные ресурсы; формирование умений взаимодействовать в коллективе, что способствует созданию творческих групп.

На заседаниях клуба рассматриваются материалы, акцентирующие внимание на современных научных парадигмах в области филологии, лингвистики, языкознания и коммуникативистики, дающие представление о динамике развития данных отраслей науки и отражающие многообразие авторских подходов к решению многоаспектных исследовательских задач, актуализирующихся в условиях нарастающей популярности гуманитарного образования, усиления языковой и социокультурной коммуникации, позитивных трансформаций в области образования, науки и культуры.

Таким образом, учебный процесс становится более разнообразным, при этом максимально используются различные электронные образовательные ресурсы. Большую роль приобретает развитие любознательности, организация самостоятельной поисковой деятельности, формирование устойчивого профессионального интереса, создание положительного эмоционального фона, включение студентов в социальные отношения.

В качестве примера рассмотрим заседание клуба на тему «Традиции и обычаи страны изучаемого языка. Five o’clock tea». Всем известно, что изучение иностранного языка невозможно без понимания культуры и традиций страны. Великобритания — страна традиций. Ее жители глубоко уважают и чтут их. Одной из самых известных английских традиций можно по праву назвать «Five o’clock tea». Это своего рода встреча, когда друзья приходят пообщаться за чашечкой чая. Считается, что ввела традицию пить чай в пять часов Анна Рассел, герцогиня Бедфорд. В XVIII веке обед в Англии стали подавать все позже и позже, и к началу XIX время обеда приходилось на 7–8 часов вечера. Ланч, введенный между завтраком и обедом, представлял собой легкий перекус, поэтому люди испытывали чувство голода в течение дня. В 1840 году герцогиня начала ставшую популярной традицию чаепития (Five o’clock tea) в середине дня, на котором подавались легкие закуски. Она стала приглашать к себе гостей, и постепенно эта традиция распространилась среди элиты, а затем и простых англичан. Так англичане приобрели свою знаменитую традицию пятичасового чаепития, которая стала не слишком дорогим способом приятно провести время в компании друзей.

На заседании клуба присутствовали заведующая кафедрой, преподаватели и студенты. Студентами были подготовлены интересные доклады и презентации на английском языке по данной тематике.

 

Аделя М. (группа 145434) представила общие сведения о данной традиции.

Tea is the Most Popular Drink in Britain

Everyone knows that tea is the most popular drink in Britain. It's even more popular than coffee, which is favoured throughout Europe and America…

Ирина З. (группа 145434) и Нурлан М. (группа 141134) рассказали об истории возникновения данной традиции.

Afternoon tea, that most quintessential of English customs is, perhaps surprisingly, a relatively new tradition. Whilst the custom of drinking tea dates back to the third millennium BC in China and was popularised in England during the 1660s by King Charles II and his wife the Portuguese Infanta Catherine de Braganza, it was not until the mid 17th century that the concept of ‘afternoon tea’ first appeared.

Afternoon tea was introduced in England by Anna, the seventh Duchess of Bedford, in the year 1840. The Duchess would become hungry around four o'clock in the afternoon. The evening meal in her household was served fashionably late at eight o'clock, thus leaving a long period of time between lunch and dinner. The Duchess asked that a tray of tea, bread and butter (some time earlier, the Earl of Sandwich had had the idea of putting a filling between two slices of bread) and cake be brought to her room during the late afternoon. This became a habit of hers and she began inviting friends to join her…

Вика Д. (группа 135331) рассказала о различных сортах чая.

Tea falls into four main categories. The most popular is black tea, which covers a range of flavors including Assam, Ceylon and Darjeeling. In black tea, the leaves are oxidized, but in green tea, the unoxidized leaves are heated after they are picked to stop oxidation. Oolong tea is the happy medium between green tea and black tea as it is semifermented. The rarest type of tea is white tea, whose leaves can only be picked during a slim season of a few weeks. White tea grows only in China's Fujian province…

Катя М. (группа 135331) сообщила о видах закусок, которые подаются к определенному типу чаепития.

Snacks for tea. Snacks for tea are the most difficult part of the English tea ceremony to reproduce in Russian surroundings. On the one hand, English tea pastry does not constitute anything supernatural. It can be easily made at our kitchens — one just needs to get recipes. In the Internet, for example. On the other hand, all their scones, teacakes, ginger cakes, large-cell waffles, creams and jams are very unusual and beyond the bounds of our culinary discourse. Although they are very tasty sometimes — the warm teacakes with salted butter, for example. Ginger bread and cakes are good for emphasizing the taste of tea…

Даша С. (группа 135331) сделала презентацию об этикете данной традиции.

Tea drinking. The main secret of the English tea ceremony is hidden in it, of course. It is a very simple secret, though. Thus. Tea is brewed proceeding from the assumption that when in cups it will not be mixed with water anymore. That is one teaspoon of tea per person. If a teapot is big — for five-six people — one more teaspoon of tea leaves for all (for the pot) may be added. Tea is infused for 3–5 minutes (sometimes a sand glass may be used for control of time — it looks nice), and then poured out into cups. Right after it, hot water from a water-jug is added to the teapot. Teapot is covered with a tea-cozy not to get cold. When tea is brewed for the first time, the teapot does not have to be covered, although it may be…

 

После всех выступлений студенты обменялись мнениями и приступили к чаепитию.

Таким образом, проведение заседаний английского клуба имеет большое практическое значение. Обеспечивается выполнение следующих функций: познавательной, воспитательной и развивающей. Также совершенствуются фонетические навыки обучающихся, увеличивается словарный запас, развиваются коммуникативные умения и углубляются знания по английскому языку.

Проведение подобных заседаний формирует у студентов способность самостоятельной работы с различными источниками информации, систематизации собранного материала по избранной тематике, выступления перед аудиторией, четкой формулировки и отстаивания своей позиции, а также умение работать в команде. При этом, у студентов формируются имплицитные знания.

 

Литература:

 

1.      Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. 3-е изд. — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. — 238, [2] c.

2.      Володина И. В. Модель формирования толерантного поведения в процессе языковой подготовки специалистов. — Среднее профессиональное образование. 2014 г. — № 4. — с.31- 35.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle