Библиографическое описание:

Ражникова Т. Н. Влияние качества проведения урока физкультуры на здоровье студентов // Молодой ученый. — 2015. — №15.1. — С. 26-27.

Как известно, здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития, функционирования органов и систем студентов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Растущий поток информации, потребность более глубоких знаний от специалистов требует и будет требовать все больше усилий от студентов. В связи с этим перед высшей школой возникает ряд задач по решению вопросов рационального сочетания труда и отдыха студентов, необходимости совершенствования методики преподавания и т. д. Исследования показали, что с улучшением антропометрических показателей физического развития, роста физической и умственной работоспособности у многих школьников и студентов отмечается различные отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, сколиозы, близорукость(миопия слабой, средней степени),нервно-психическая неустойчивость, снижение функциональной возможности кардио-респираторной системы, лабильность регуляции деятельности сердца и сосудов с преобладанием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, снижение сопротивляемости организма, которое играет значительную роль в высокой заболеваемости ОРВИ. О том, что современная молодежь становится все слабее, что ее представители хуже прыгают, медленнее бегают, меньшее число раз отжимаются, можно прочесть во многих научных и популярных изданиях.

В нашей стране это обычно объясняется гиподинамией, недостаточным вниманием к физкультуре в школе и детском саду, нарушением режима дня и питания. Зарубежные исследователи связывают это с хроническим недосыпанием, снижением интереса к активным занятиям спортом и туризмом. Особенно отрицательно сказываются на физическое развитие такие заболевания как пневмония, болезни уха, болезни зубов и полости рта. Большой интерес представляет вопрос соотношении физического развития и успеваемости.

Однако, ясности в этом вопросе до сих пор нет. Многие авторы находят связь между нарушением геодинамики студентов и ухудшением успеваемости. На успеваемость могут сказываться и другие недостатки физического развития. Показали, что психические особенности неуспевающих студентов возникают на фоне нарушений центральной нервной системы и ослабленного соматического статуса. Также успеваемость студентов связана в основном с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности студентов.

Теоретически любой из морфофункциональных показателей жизнедеятельности человека может быть использован в качестве показателя его физического развития. Чем больше количество признаков положено в оценку физического развития, тем точнее будет сама оценка.

В настоящее время общепризнано, что физическое развитие является одним из ведущих показателей здоровья.

Физическое развитие понимается, как сложный процесс различных изменений морфофункциональных особенностей организма человека на протяжении всего его жизненного цикла. Физическое развитие подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Показатели физического развития различаются в зависимости от пола.

У студентов с различными вариантами роста неодинаковы также функциональные показатели системы кровообращения. Высокорослые имеют более высокие показатели систолического давления, а низких студентов и низкого соматического развития этот показатель меньше, чем у исследуемых среднего роста и соматического развития. Однако влияние роста на данный показатель менее значительно, чем степень зрелости. Известно, что физическое развитие при разных условиях определяет уровень физической работоспособности.

Соблюдение правильного гигиенического режима дня, тесно коррелирует с показателями физической работоспособности и состоянием здоровья студентов. На здоровье студентов существенное влияние оказывает состояние пониженной двигательной активности, прогулки на свежем воздухе, правильный режим питания.

Изменчивость функциональных систем растущего организма способствует быстрой адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий внешней среды.

Для оценки состояния здоровья немаловажную роль играет физическое развитие. Отклонение в его уровне могут скрывать под собой различного рода заболевания. Недооценка этих отклонений может сказаться в последующие годы при будущей профессиональной деятельности и трудовой деятельности. Современное выявление отклонений в физическом развитии и их корреляции повышают уровень здоровья студентов.

Состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность студентов пока еще не достигли желаемого уровня. В вузе увеличивается число студентов с ослабленным здоровьем.

Наиболее часто встречаются заболевания: миопия, заболевания эндокринной системы, аллергические заболевания. Почти каждый из обследуемых студентов подвержен острым респираторным заболеваниям, 20 % болеют чаще 4х раз в год. Таким образом состояние здоровья обследуемых студентов-первокурсников можно считать лишь удовлетворительны. У студентов учащаются болезни органов пищеварения, системы кровообращения, нарушение рефракции зрения (миопия), снижается двигательная активность, зрительно падает работоспособность. Современный специалист должен отмечаться не только высоким уровнем профессиональной подготовки, но и хорошим здоровьем. В свете современных представлений о здоровье человека возрастает значение рационального организованного физического воспитания в ВУЗе, которое становиться важнейшим фактором обеспечения высокого функционального состояния организма и оптимальной умственной работоспособности студентов. Основным занятием школьников и студентов является умственный труд. Знание того, как влияет он на физическое развитие юношей и девушек, имеет большое значение для предупреждения возможных отклонений физического развития, для повышения работоспособности студентов.

Умственный труд влияет на сердечно-сосудистую систему, что выражается в учащении сердечного ритма и повышении артериального давления, а умственные перегрузки вызывают неблагоприятные сдвиги в работе сердца и гемодинамике и могут оказывать отрицательное влияние на здоровье студентов, этот вывод подтверждается тем фактором, что артериальная гипертония широко распространена среди студентов вузов (от 5 % до 10 %) и может достигать к концу учебного года до 25 %.

В тоже время, при отсутствии перегрузки неблагоприятные функциональные изменения не превышают 2 %. Иная картина наблюдается в период экзаменов. Большое влияние на работоспособность и деятельность всех органов и систем организма оказывает мышечная активность. Однако в связи с интенсификацией учебной работы студентов, усложнением учебного процесса в режиме современных студентов преобладают статистические виды деятельности-до 83 % суточного времени. Поэтому для поддержания здоровья и высокой работоспособности каждый студент должен за сутки делать 21–30 тыс. шагов или заниматься физкультурой в среднем от 1 до 1,5 часов в день. Систематически проводимые комплексные занятия физическими упражнениями оказывают благоприятное влияние на гормональное развитие и обеспечивают высокое функциональное состояние студентов в течение всего учебного года. У студентов сочетание умственной работы с физическими упражнениями на воздухе повышает эффективность усвоения учебного материала. Существенным в улучшении здоровья студентов является оптимизация свободного времени путем совершенствования структуры, материальной базы и организационных форм его проведения. Отсюда ясно, насколько важно знать динамику состояния здоровья и уровня физического развития студентов различных возрастных групп для нормирования учебной деятельности.

Было установлено, что учебная нагрузка на младших курсах составляет 42–45 часов в неделю. С увеличением срока обучения, число студентов затрачивающих на подготовку к занятиям время более нормируется: с 10 % на 1 до 17 % на 3 курс. Продолжительность сна от 1 до 5 курса увеличивается.

Режим питания у студентов с увеличением продолжительности обучения в ВУЗе упорядочивается: начиная с 3 курса, только 4–6 % студентов получают 1 раз в день горячую пищу. Двигательная активность студентов ниже физической потребности и составляет 11–12 тыс. шагов в сутки. Существующие формы физического воспитания не способствуют улучшению морфофункциональных показателей физического развития. Отмечается не достаточная пропорциональность и гармоничность физического развития. Дисгармония у мужчин обусловлена отставанием окружности грудной клетки, у женщин — повышением массы тела. В процессе обучения в ВУЗе постепенно снижаются показатели внешнего дыхания.

Показателем физического развития и функциональных проб лучше у студентов, дополнительно занимающихся спортом (Н. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, А. Г. Глущенко и соавт.). Как показали итоги врачебного контроля 1996г уровень соматического здоровья студента специальности «Физическая культура и спорт» — средний, морфофункциональные показатели следующие: длина тела юношей — первокурсников в среднем составила 175,6 + 0,5 см, масса тела 67,8 + 0,6 кг. Кистевая сила правой руки 45,2 + 0,7 кг, левой 42,3 + 0,8 кг, сила мышц разгибателей спины 138 + 12,2 кг, ЖЕЛ 3996,8 + 280 лл. Студенты второкурсники имеют несколько лучшие показатели физического развития.

Их параметры соответственно равнялись: 176 + 0,4 см, 69+ 0,8 кг, 46,6 + 0,4 кг, 45,4 + 0,6 кг (Е. Г. Штода, П. А. Орлов). Охрана здоровья должна рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в ВУЗе. Учебно-воспитательную работу, осуществляемую деканатами и кафедрами, следует планировать с учетом охраны здоровья студентов.

 

Литература:

 

1.                  «Физическая культура: основы занятий»: учебное пособие / Лукьяненко В. П. — 3-е издание, перераб. и дополнено. — М.: Советский спорт, 2007.- 228с.

2.                  Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. — М.: Альфа-М, 2003. — 418 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle