Библиографическое описание:

Фетисова Л. Ю. Ролевая игра как существенное дидактическое средство обучения иностранным языкам // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 74-75.

Аннотация: В данной статье рассматривается важность и возможность использования одного из эффективных методов по обучению иностранному языку в условиях современных требований – ролевой игры.

Ключевые слова: методика преподавания иностранного языка, ролевая игра, коммуникативные умения, межкультурная коммуникация.

Изучение иностранного языка в современном обществе становится неотделимой составляющей подготовки студентов – будущих специалистов самого разного профиля и от качества их языковой подготовки во многом зависит успешное решение вопросов профессионального роста и расширение контактов с зарубежными партнерами.

Успех обучения во многом зависит от методики работы педагога, от его умения пользоваться различными эффективными методами в контексте решения конкретных образовательных задач. Приобщение учащихся к участию в межкультурном диалоге делает возможной практическую реализацию их интеллектуального и личностного потенциала. Это требует высокого уровня коммуникативной культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения, в том числе и на иностранном языке.

Не будет преувеличением утверждать, что усилия большинства методистов направлены на то, чтобы учащиеся на занятии пользовались иностранным языком в речевом общении, близком к реальной коммуникации.

Ролевая игра при условии реального общения, мотивирует речевую деятельность, т.к. учащийся оказывается в ситуации, когда активируется потребность что-либо сказать, спросить, доказать, поделиться с собеседником.

Если рассматривать ролевую игру в контексте коммуникативного метода обучения иностранному языку, можно сказать, что она полностью отвечает главной идее метода коммуникативности и основным принципам этого метода (речевой активности, личностной индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизне).

Ролевая игра – это модель коммуникации в конкретной ситуации, где решаются конкретные коммуникативные задачи. Наличие ролей уже предполагает общение, коммуникацию. Как в любой модели, процесс коммуникации по сравнению с реальным процессом, конечно, упрощен.

Принципу речевой активности ролевая игра отвечает наиболее полно. Без проигрывания ролей, без проговаривания содержания роли не состоится игра, не будет общения. В игре учащийся поставлен перед необходимостью не просто воспроизводить речевые единицы – высказывания, а совершать речевые действия, языковые средства для которых он может заимствовать из опорного материала, реплик преподавателя, конструировать сам. При этом его речемыслительная деятельность служит выполнению конкретных речевых задач. Именно при наличии речевых задач, которые определяются содержанием ролей и правилами игры, у говорящего проявляются речемыслительная и речевая активность. В условиях решения коммуникативных задач игры развивают речевые умения, на основе которых и возможен перенос в реальное общение.

В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра – это и учебная, и речевая и игровая деятельность одновременно. Основными характерными чертами всех ролевых игр является наличие проблемы, лежащей в основе игры и наличие определенных ролей (персонажей), имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме.

Следует остановиться на основных требованиях к ролевым играм. Эффективность обучения обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Поэтому игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать интерес и желание хорошо выполнить то или иное упражнение.

Ролевую игру нужно подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить предложенную им роль. Только в этом случае их речь будет естественной и убедительной. Ролевую игру следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения. Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность на занятии к реальной коммуникации.

Ролевая игра должна быть принята всей группой и проводиться в доброжелательной, творческой атмосфере. Следует отметить, что, чем свободнее чувствует себя «персонаж» в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появиться чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.

Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать обрабатываемый языковой материал.

Правильно организованная ролевая игра всегда учитывает принцип личностной индивидуализации. Учащийся и преподаватель,  учащиеся, выступающие в роли речевых партнеров, находятся в определенных отношениях друг с другом. Жизнь каждого из них соткана из субъективных взглядов, оценок, установок, определяемых индивидуальными личностными особенностями.

Чтобы игра действительно способствовала повышению эффективности обучения иностранному языку, нужно учитывать индивидные (темперамент, задатки, физические особенности), субъектные (умение трудиться, природные способности), личностные свойства учащегося (интересы, склонности, мировоззрение,  жизненный опыт, эмоционально- чувственная сфера, статус личности в группе и т.п.). При общем доброжелательном фоне, опираясь на заданные правила игры, можно создать ситуацию успеха для любого учащегося, имеющего слабую языковую подготовку, пассивного, с задатками лидера и т. д., что, конечно же, способствует повышению мотивации обучения.

Наряду с коммуникативной, игра несет в себе развивающую функцию. Ролевая игра дает учащимся возможность выйти за рамки присущей им деятельности, расширить ее. Ситуативность обеспечивает при этом соотнесенность высказываний говорящих с системой взаимоотношений, отраженной в их сознании. Ситуативный характер речевого действия фиксируется мозгом, и вероятность переноса в реальное общение повышается.

Таким образом, рассматривая ролевую игру в контексте способа обучения иноязычной культуре, можно утверждать, что использование ролевой игры помогает создать атмосферу свободного общения, снимает психологический барьер в общении и повышает у учащихся уважение и интерес к иноязычной культуре. При этом совсем не исключается значимость других приемов и средств развития речевой деятельности. Напротив, только разумное, целенаправленное и целесообразное использование ролевой игры на занятиях по иностранному языку с учетом соизмеримости функций и возможностей игры, целей и задач обучения, а также индивидуально-личностных особенностей обучающих и обучаемых может способствовать формированию и развитию осознанной речевой деятельности на иностранном языке.

 

Литература:

1.      Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности ролевой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: Методология и практика. - Новосибирск, 1989.- С.78-99

2.      Китайгородская, Г.А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам./Г.А Китайгородская // Иностранные языки в школе. – 1988. - №6. – С. 3-8.

3.      Сластенин В.А. Человек творческий как цель воспитания / В.А. Сластенин, Л. С. Подымова //  Ученые записки Курского гос. ун-та. – 2004. - № 1. – С. 148-155.

4.      Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем //Л. И. Федорова. – М.: Форум, 2009.- 176с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle