Библиографическое описание:

Попова О. А. О методах и технологиях интенсивного обучения иностранному языку как средству мотивации и оптимизации учебного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 62-65.

Аннотация: Автор статьи обобщает опыт своих коллег в преподавании иностранных языков, подчеркивая при этом роль активных методов обучения, позволяющих интенсифицировать процесс обучения для более качественного достижения личностно-образовательных целей при оптимальных затратах ресурсов.

Ключевые слова: Инновационные технологии, традиционные и интенсивные методы обучения, личностно-ориентированное обучение, средство мотивации, оптимизация учебного процесса.

Инновационные технологии преподавания иностранных языков в неязыковом вузе заключаются в сочетании традиционных и интенсивных методов обучения, основанных на функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка, и разработке целостной системы обучения студентов речевому общению на профессиональные темы.

Рассмотрев в нашем исследовании отечественные и зарубежные методы и технологии интенсивного обучения, мы пришли к выводу о том, что наиболее перспективными являются такие подходы к интенсификации высшего образования, которые подчинены задачам и содержанию личностно-ориентированного обучения, позволяют максимально вовлекать личностный и психофизиологический потенциал обучаемых, развивать творческую активность учащихся [1].

Под интенсивным образованием мы понимаем такое построение образовательного процесса, которое дает возможность использовать этот личностный и психофизиологический потенциал обучаемых, направлять его для более качественного достижения личностно-образовательных целей при оптимальных затратах ресурсов.

 Мы полагаем, что интенсивному образованию более всего адекватны активные методы обучения [2]. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. В этой группе методов социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий интенсифицировать процесс обучения, то есть значительно повысить его развивающий потенциал, углубить и расширить осваиваемое содержание образования.

 Вопросы интенсивного обучения иностранным языкам нашли отражение в работах Л.Ш. Гегечкори, И.А. Зимней, В.А. Вотинова, Г.А. Китайгородской, А.А. Леонтьева, С.И. Мельник, Е.И. Пассова, И.Ю. Шехтера и многих других ученых. Ряд принципиальных предпосылок для построения систем интенсивного обучения создает психофизиологический подход. На его основе возник новый метод обучения суггестопедия Георгия Лозанова. Многие видные теоретики и практики суггестологии справедливо указывают на ту исключительную роль, которую могут играть элементы суггестии в учебном и воспитательном процессах (С.В. Киселев, С.С. Либих, К.К. Платонов, Э.Г. Рейдер, В.Е. Рожнов, А.П. Слободяник, Д.Н. Узнадзе, Б.И. Хачапуридзе). При этом вскрыты и описаны общепсихологические механизмы инициации активности личности в процессе образования Г.А. Китайгородская и Н. В. Смирнова (метод активизации резервных возможностей, И. Ю. Шехтер (эмоционально-смысловой метод), Л. Ш. Гегечкори, В.В. Петрусинский (суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых), А. С. Плесневич (метод погружения), А. А. Акишина (курс речевого поведения), Г. М. Бурденюк (ритмопедия) и др. Идеи Лозанова стали отправным моментом для построения ряда методических систем интенсивного обучения иностранным языкам, каждая из которых выявляет дальнейшие резервы повышения эффективности обучения.

Как известно, методы обучения иностранным языкам изменяются под воздействием исследований в базисных для методики науках, одной из которых является психология. Влияние исследований в области психологии, оказывали и продолжают оказывать влияние на развитие лингводидактики, ставшей в последнее время синонимом «методики».

Развитие связей между психологией, психотерапией и лингводидактикой сделало возможным привлечение достижений в одних науках использовать в других. Интенсивные методы, на наш взгляд, внесли значительную энергию в методику обучения иностранным языкам в целом.

Мои коллеги кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации гуманитарных направлений Института истории и политических наук, педагоги-практики и педагоги-исследователи, активно применяют этот опыт в своей работе [3] и находят новые приемы обучения. Опыт коллег показывает, что организация успешного взаимодействия со студентами строится на основе активизации, стимуляции процессов осмысленного обучения, на развитии мотивации, на создании и поддержании в процессе обучения атмосферы свободы выбора и самовыражения.

Сопоставление продуктивности различных методов интенсивного обучения на примере обучения иностранным языкам позволяет сделать выводы о том, что применение методов, опирающихся на неосознаваемые компоненты психической деятельности, повышает продуктивность усвоения информации. Организованное и научное внедрение внушения в различные виды человеческой деятельности (обучение, спорт, искусство и пр.) способствует дальнейшему прогрессу в понимании сущности суггестивных явлений для активизации различных сторон психической деятельности.

 Проведенный нами сравнительный анализ методов и технологий интенсивного обучения иностранным языкам, отечественного и зарубежного опыта их применения на практике с позиций личностно-ориентированного образования гуманистического типа позволяет сделать вывод о том, что для интенсификации высшего образования необходимо применять методы, базирующиеся на теоретических и экспериментальных психологических исследованиях, повышающие развивающий потенциал процесса обучения. Для обеспечения оптимальных условий для развития личностных качеств обучающихся и создания интегративной предметно-ориентированной среды актуально использование элементов альтернативно-интенсивных методов, личностно-ориентированных интегративных технологий, в которых ведущую роль выполняют игровые, проектные, проблемно-эвристические технологии, а также диалогово-дискуссионные технологии сотрудничества [4].

 

Литература:

1.      Логинова Е.А. Выстраивание индивидуальной стратегии при обучении одаренных школьников (на примере иностранного языка) // Современные наукоемкие технологии: Материалы Всероссийской конференции 15-20 марта 2007. – Москва: Изд-во ИД «Академия естествознания», 2007. – № 8. – С. 61-62; Обучение одаренных школьников на основе реализации интегрированного подхода // Современные проблемы науки и образования. – Москва: Изд-во ИД «Академия естествознания», 2007. – № 3. – С. 11-16; Давыдова И.В. Методический аспект развития иноязычного творческого мышления студентов в процессе изучения темы «Law and order in the USA» // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. – 2012. – № 18. – С. 32-37; Мастерских С.В. Пути повышения мотивации студентов при изучении иностранного языка (на примере песен) // Формирование коммуникативной иноязычной компетенции в свете социального заказа. Тезисы Международной конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2001. – С. 102-103; Развитие индивидуальных способностей студентов в процессе обучения иностранному языку // Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам в школе и вузе в свете современной образовательной парадигмы. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – С. 68-69.

2.      Попова О.А. Эффективные приемы и методы при обучении чтению и переводу в техническом вузе // Проблемы прикладной лингвистики. – 1994. – С. 53-54; Гавриличева Г.П. Кластер как эффективный метод в обучении иностранным языкам // Инновации в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования: сборник статей международной научно-методической конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – С. 19-22; Михнина Н.В. Педагогические возможности образовательного процесса колледжа по развитию внимания студентов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Омский государственный педагогический университет. – Омск, 2008; Меньш Е.А. Симулятивные методы активного обучения как средство формирования иноязычной профессиональной компетенции в вузе // Инновации в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования: сборник статей международной научно-методической конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – С. 90-95.

3.      Попова О.А. Суггестопедия как один эффективных методов обучения иностранному языку // Активные формы обучения иностранным языкам на современном этапе: тезисы Международной областной межвузовской научно-практической методической конференции. – 1997. – С. 61-63; Гавриличева Г.П. К вопросу о суггестивном воздействии оценочных прилагательных в рекламном дискурсе // 10 лет после миллениума: новое в гуманитарном знании (история, политика, когнитивные практики) к 65-летию Института истории и политических наук ТюмГУ: сборник статей Всероссийской научной конференции. – 2010. – С. 120-124; Фетисова Л.Ю. Драматизация как один из эффективных способов повышения мотивации изучения иностранного языка // Иностранные языки: сопоставительное изучение и вопросы преподавания. – Тюмень, 2013. – С. 226-230; Мотивация – ключ к успеху в процессе обучения иностранному языку // Инновации в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования: сборник статей международной научно-методической конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – С. 150-153.

4.      Кукарская Г.Н., Пахомова В.М. Применение видео в процессе обучения иностранному языку // Активные формы обучения иностранным языкам на современном этапе тезисы Международной областной межвузовской научно-практической методической конференции. – 1997. – С. 54-57; Применение видео в процессе обучения иностранному языку // Проблемы прикладной лингвистики. – 1995. – С. 102-103; Деловая игра как средство профессионального общения // Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам в школе и вузе в свете современной образовательной парадигмы: Материалы международной конференции. – 2004. – С. 61-62; Профессиональное общение студентов с помощью деловых игр (специальность «Жуналистика») // Инновации в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования: сборник статей международной научно-методической конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – С. 60-62; «Newsroom» - деловая игра на отделении журналистики (на материале английского языка) // Роль профессиональной компетенции при обучении межкультурной коммуникации в условиях современной образовательной парадигмы: материалы Международной научно-методической конференции. – 2009. С. 60-64; Пахомова В.М. Использование творческих проектов при обучении иностранному языку неязыковых факультетов // Современные методы и технологии обучения иностранным языкам в свете современной образовательной парадигмы: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2008. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. – С. 100-102; Художественный текст как средство обучения иностранному языку // Русский мир в духовном сознании народов России Материалы 30-й научно-практической конференции. – 2008. – С. 152-154; Шатохина С.А. Проектная методика как дидактическое средство активизации познавательной деятельности студента // Инновации в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования: сборник статей международной научно-методической конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – С. 168-172; Развитие речевого творчества на основе обучения аудированию // Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам в школе и вузе в свете современной образовательной парадигмы: – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – С. 132-135; Шилова Л.В. Творческие задания как основа мотивации изучения иностранных языков // Образование в XXI веке: Новые формы преподавания современных языков: Материалы Международной научно-практической конференции европейской образовательной программы TEMPUS/TACIS COMPACT D_CP 20607-1999. – 2001. – С. 94-96; Использование функциональных опор и речевых функций при подготовке к ролевой игре // Активные формы обучения иностранным языкам на современном этапе: тезисы Международной областной межвузовской научно-практической методической конференции. – Тюмень, 1997. – С. 89-91; Жеглова О.А. Межпредметная интеграция как педагогическое условие развития гуманитарной культуры студентов вуза // Образование и наука. – 2011. – № 10. – С. 111-122; Муравьева Н.Г. Опыт формирования социокультурной компетенции студентов вуза в проектной деятельности (на примере иностранного языка) // Вестник Тюменского государственного университета. – 2013. – № 9. – С. 82-92; Развивающие возможности современных Интернет-технологий в образовательном процессе (на примере сервисов WEB 2.0) // Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования: региональный аспект материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Тюмень, 2011. – С. 159-165; Меньш Е.А. Организация ролевой игры на уроке иностранного языка на основе телевизионных передач // Современные методы и технологии обучения иностранным языкам в свете современной образовательной парадигмы: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2008. – С. 82-86; Фетисова Л.Ю. Использование ролевой игры как одного из эффективных способов обучения иноязычной культуре // Искусство и образование в современном мире: сборник статей международной научно-практической конференции. – Тюмень, 2012. – С. 109-111; Жеглова О.А., Чувильская Е.А. Формирование иноязычной компетенции студентов вуза на основе технологии «Edutainment» // Инновации в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования: сборник статей международной научно-методической конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – С. 35-42; Кропчева Т.В. Учебное пособие как средство формирования языковой компетенции // Роль профессиональной компетенции при обучении межкультурной коммуникации в условиях современной образовательной парадигмы: Материалы Международной научно-методической конференции. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. – С. 48-53.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle