Библиографическое описание:

Меньш Е. А. Применение технологии Open Space при обучении иностранным языкам в вузе // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 50-52.

Аннотация: В статье обсуждается возможность повышения эффективности формирования профессиональной иноязычной компетенции в вузе путем сочетания активных методов обучения и технологии Open Space, дается краткое описание технологии Open Space и вариант ее адаптации для учебного процесса в вузе; в качестве примера анализируется занятие по английскому языку в ТюмГУ на направлении «Международные отношения», представляющее из себя дискуссию, организованную в формате Open Space.

Ключевые слова: профессиональная иноязычная компетенция, активные методы обучения, технология Open Space.

Современный этап развития российского общества характеризуется стремительными изменениями в социально-экономической и политической жизни в условиях формирования единого образовательного пространства в рамках реализации Болонского процесса и переходу на федеральный образовательный стандарт третьего поколения, что обусловливает необходимость пересмотра и обновления подходов к вопросам формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов. Обновление технологии вузовского обучения предполагает, прежде всего, переориентацию всей дидактической системы с преимущественно информативного на содержательно-процессуальное обучение, позволяющее развить познавательные, творческие, профессиональные способности выпускников вузов. В данном контексте актуальным становится практическое владение будущими специалистами иностранным языком не только как языком международного общения, но и как средством профессионально-личностного роста.

Сегодня Министерство образования РФ определяет в качестве основной задачи профессионального высшего образования подготовку «квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов». Таким образом, целью любого профессионального образования является достижение будущим специалистом высокого уровня профессиональной компетентности, в том числе иноязычной.

Профессиональная иноязычная компетенция специалиста подразумевает коммуникативную компетенцию, включающую совокупность знаний и умений речевого и делового поведения, владение стратегией и тактикой общения на иностранном языке и умение применять особые приемы эмоционального коммуникативного взаимодействия [1].

Эффективность формирования профессиональной иноязычной компетенции студента в значительной степени зависит от того, как в ней реализуется личностная индивидуализация, которая предполагает учет контекста деятельности студента, его опыта и интересов, потребностей.

Формирование профессиональной иноязычной компетенции может быть эффективным при обучении студентов иноязычному общению путём использования активных методов обучения, которые развивают в процессе обучения не память, а мышление, помогают уходить от сложившихся стереотипов, искать самостоятельные, оригинальные варианты ответов и пути решения учебных задач. Данные методы включают элементы имитационного моделирования, поиска, сравнения различных факторов, позиций, выводов с тем, чтобы яснее выбрать свою точку зрения, отработать индивидуальный стиль деятельности и диалогического общения.

Для создания творческой психологически комфортной атмосферы на занятиях видится перспективным сочетание активных методов обучения и технологии открытого пространства (Open Space Technology). Технология открытого пространства – это форма работы с группами, члены которых объединены каким-либо общим интересом. Изначально технология создана для того, чтобы дать возможность участникам обсудить насущные вопросы, дилеммы, проверить актуальность происходящего, найти решение важных задач.

Данная технология была разработана в середине 80х годов прошлого века американским консультантом по организационному развитию, социологом и антропологом Харрисоном Оуэном. Технология Open Space разработана для проведения бизнес встреч, конференций, семинаров и других деловых мероприятий. Открытое Пространство – самоорганизующийся способ проведения в жизнь действия через общение, который поддерживает творчество и лидерские качества участников. Данная технология строится на основе четырех принципов:

Присутствующие люди — это наиболее подходящие участники.

Это значит, что работать, обсуждать, думать необходимо с теми людьми, которые присутствуют, не сожалея о тех, кто не пришел или не смог прийти.

То, что происходит — это единственное, что может произойти.

Данный принцип подразумевает концентрацию внимания на том, что происходит здесь и сейчас. Все, что могло бы или должно было произойти, не имеет никакого значения.

Процесс начинается, когда приходит время.

Творчество, воодушевление, инновации, благодаря которым группа может добиться высоких результатов, не возникают по расписанию, нельзя заставить их появиться в определенный момент времени, поэтому важно спокойно ждать, когда подходящий момент появиться естественным образом.

Если конец — то конец / Если не конец — тогда не конец.

Это значит, что временем следует распоряжаться продуктивно. Если обсуждение в группе подошло к логическому завершению и/или для этого понадобилось меньше времени, чем было запланировано, то рационально посвятить себя другим делам: пойти в другую группу, поработать самостоятельно над новыми проектами, обдумать новые идеи или просто отдохнуть.

В соответствии с этими принципами люди, пришедшие на встречу, посвященную какой-то определенной теме, имеют возможность вынести на обсуждение наиболее актуальный с их точки зрения аспект в заявленной общей теме, за который они готовы взять ответственность и над которым они готовы поработать с другими.  Присоединяясь к наиболее интересной теме, участники открытого пространства создают рабочие группы, в которых происходит дальнейшее обсуждение и разработка способов решения заявленной проблемы.

В технологии открытого пространства действует один закон – это закон «двух ног»: если во время работы в малой группе вы видите, что ничему новому не учитесь и ничего не можете дать другим — действуйте сами, «голосуйте» ногами, ищите другие места и другие способы работы! Если я в группе скучаю, то я просто вытягиваю из нее энергию. В этом случае именно своим отсутствием я демонстрирую ей мое уважение.

Если закон «двух ног» соблюдается, то в «открытом пространстве» у участников появляется возможность побывать в двух ролях: «шмелей2 и «бабочек». «Шмели» являются образцом работоспособности и прилежания, разработчиками своих и предлагаемых идей. Они могут перелетать от одной группы в другую и, подобно переносу пыльцы с одного цветка на другой, переносить информацию и идеи, обогащая своим присутствием процесс групповой работы и внося в него разнообразие. «Бабочки» нерешительны и неактивны, но именно они создают вокруг себя пространство, в котором ничего не запланировано, и как раз по этой причине в нем может многое произойти. Они могут стать очень активными, если их «разогреть» и дать новые импульсы для работы [2].

Закон и четыре принципа открытого пространства позволяют создать ситуацию, в которой люди, заинтересованные каким-то общим вопросом, имеют максимальные шансы найти друг друга и обсудить его в непринужденной «открытой» атмосфере, самостоятельно выбирая собеседников и тему разговора.

 Сохраняя основные структурные элементы данной технологии, видится возможным и эффективным ее перенос в образовательное пространство. Так, одним из примеров проведения занятий по английскому языку в формате Open Space может служить обсуждение темы «Advertising: a Blessing or a Curse?» со студентами направления «Международные отношения» Тюменского государственного университета.

На подготовительном этапе студенты получают задание изучить научную и публицистическую литературу (составить глоссарий ключевых слов, выписать понятия и термины, относящиеся к теме, рассмотреть различные подходы к решению заданной проблемы и т.д.) и написать аналитическое эссе с анализом и интерпретацией основных аспектов проблемы рекламы. Далее студент выбирает для себя определенную роль, например, будет ли он экспертом по психологическому влиянию рекламы на человека, или специалистом по созданию рекламы, или создателем социальной рекламы и т.д. Выбирая для себя конкретную роль, студент сосредотачивается именно на определенном аспекте, изучает его детально, что делает обсуждение достаточно профессиональным и аргументированным. Таким образом, студенты подходят к дискуссии вооруженные своим собственным опытом и информацией, полученной из научных источников.

На следующем этапе все студенты собираются в круг, и наиболее активные (их называют «созывающими» и именно они, как правило, и являются «шмелями») выдвигают различные темы в рамках общей («Advertising: a Blessing or a Curse?»). Эти темы прикрепляются на доску, и каждый студент определяется, в решении какой проблемы он бы хотел принять участие. Таким образом, студенты собираются в группы.

Далее начинается дискуссия, во время которой работает «закон двух ног», то есть студенты имеют возможность поменять группу. Во время дискуссии преподаватель («фасилитатор») наблюдает за динамикой процесса, фиксирует речевые ошибки, отмечает достижения каждого участника и т.д., то есть готовится к обсуждению мероприятия, которое обязательно должно состояться после его завершения. По окончании дискуссии студенты суммируют результаты и, в соответствии с правилами Open Space технологии, заносят их в протокол. Протоколы заполняются в свободной форме по принципу KISS (Keep it short and simple), то есть «кратко, просто, ясно».

Наблюдения за динамикой работы групп демонстрируют высокий уровень вовлеченности студентов, даже тех, которые обычно неактивны на занятиях. Принимая участие в мероприятиях формата Open Space, они, как правило, выступают в роли «бабочек» и создают вокруг себя пространство, в котором рождаются новые идеи. Обычно студенты заполняют опросник по прошедшему мероприятию, который помогает преподавателю оценить успешность проведения дискуссии. Анализ результатов опроса и наблюдения показывает, что студентам нравится позитивная и свободная атмосфера, которая создается в процессе такой дискуссии. Возможность свободного выбора и переход участников из группы в группу позволяет многим в некоторой мере преодолеть неуверенность в себе. Учебные дискуссии в формате Open Space  способствуют формированию навыков межличностного общения на иностранном языке, умения выслушать различные точки зрения и отстоять свою, умения сотрудничать и работать в команде, а также навыков публичной речи.

Таким образом, технология Open Space с одной стороны является жесткой структурой с понятными рамками (законы, запись, протоколы и т.д.), а с другой – абсолютно открытой субъектной формой, с максимальными возможностями не только выбора, но и свободного исследования для участников. На основе теории и практики Open Space возможно создание самых разнообразных методик, объединенных едиными педагогическими принципами. Создавая новые формы в поле технологий открытого пространства, необходимо помнить, однако, что мы имеем дело со сложнейшей структурой, где любая деталь может являться важным инструментом. Соответственно, адаптируя технологию, нужно следить за тем, чтобы не нарушить структурообразующий элемент, который отвечает непосредственно за процесс.

 

Литература:

1.                  Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.

2.                  Harrison Owen. Open Space Technology. A User's Guide. Second Edition. BerrettKoehler Publishers, Inc. San Francisco, 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle