Библиографическое описание:

Мастерских С. В. Активные методы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 48-50.

Аннотация: В данной статье автор рассматривает современные методы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных направлений в процессе обучения иностранному языку. Автор полагает, что активные формы повышения мотивации способствуют совместному сотрудничеству преподавателя и студентов.

Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, профессиональная коммуникативная компетенция, совместное обучение.

На неязыковых направлениях в вузе формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции является целью обучения иностранному языку. Потребность в специалистах, владеющих иноязычной профессиональной лексикой, способствует практическому усвоению иностранному языку, где ведущим подходом стал коммуникативный подход.

Предметом изучения многих исследователей становится гармонично развитая личность, обладающая иноязычной профессиональной коммуникативной компетенцией. Речь идет о необходимости приобретения не только знаний и умений по специальности, но и особых навыков и качеств, необходимых в реальном деловом общении в условиях жесткой кадровой конкуренции и способствующих личностному и профессиональному росту.

Используемые на занятиях учебные пособия должны соответствовать следующим характеристикам: профессиональная направленность, доступность, аутентичность, культурологическая насыщенность, проблемность, ситуативность [6, с. 136].

 Главной целью системы обучения иностранным языкам является достижение оптимального общего развития каждого обучаемого: его интеллектуальной, эмоциональной активности и нравственных представлений. Именно на этой базе решаются задачи успешного овладения знаниями, умениями и навыками. Мотивационная система – это стержень личности, к которому крепятся такие свойства личности, как направленность, ценностные установки, социальные ожидания, притязания и другие социально-психологические характеристики [7, с. 462].

 Формирование мотивации к обучению иностранному языку является одной из центральных проблем современного образования, т.к. мотивация является одним из главных условий успешности обучаемых. Одаренных студентов отличает исключительная успешность обучения, связанная с высокой скоростью усвоения материала [4, с. 109].

 Эффективность обучения иностранным языкам зависит также от индивидуальных способностей студентов. Б.В. Беляев отмечал, что в результате сопоставления индивидуальных характеристик выделяются два основных психологических типа владения иностранным языком: интуитивно-чувственный (преобладание чувства языка) и рационально-логический (сознательное использование знаний на языке) [1, с. 17].

По мнению Е.И. Пассова, преподаватель должен стремиться сделать процесс выполнения упражнений доступным, соответствующим интересам учащихся, что положительно воздействует на их мотивацию: сначала студенты просто будут с увлечением выполнять упражнения, а затем уже говорить [8, с. 14].

На занятиях предлагается активная работа студентов в парах или группах при выполнении лексико-грамматического перефразирования, построении вопросов, отбора ключевых слов, проведении дискуссий и конференций.

На завершающем этапе предполагается выполнение упражнений на развитие естественной ситуации. Это использование материала в реальных условиях: беседа после прослушанного доклада; подготовка собственного доклада; проведение научной конференции. Одним из эффективных форм коммуникативных упражнений профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам является презентация [3, с. 143]. Взаимодействие учителя и обучаемых как «равнопартнерское учебное сотрудничество» направлено на совместное решение учебных коммуникативно-познавательных задач [2, с. 5]. Таким является совместная исследовательская работа с преподавателем на английском языке. По итогам ежегодной студенческой научной конференции совместные с преподавателем статьи публикуются в сборнике лучших студенческих работ, например на такие темы, как «Доминирующий тип поведения у студентов-психологов», «Оксфордские методы обучения английскому языку», «Нравственное воспитание в современной школе» и др. [10, c. 113-125].

Использование различных видов телекоммуникаций и информационных ресурсов позволяет развивать будущих специалистов гуманитарного профиля. Это может быть электронная почта, блоги, телеконференции, чаты, форумы, Skype при помощи электронных учебников, веб-квестов, каталогов, телекоммуникационных образовательных проектов, экскурсий и викторин.

Одним из популярных личностно-ориентированных подходов в обучении иностранным языкам, как отмечалось выше, является методика обучения в сотрудничестве, так называемый метод проектов. Проектная деятельность – одна из эффективных технологий обучения [9, с.8]. Именно активные формы и методы обучения способствуют формированию у студентов информационной базы, способностей к творчеству и формированию практических навыков.  

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности и является менее стрессовым для его выполнения.

Формы проектов могут быть разнообразными: монопроект, коллективный проект, устно- речевой, письменный, Интернет проект. Проектная деятельность может быть представлена в виде репортажей, экскурсий  с рекламами, анкеты, фотогазет, исследовательских работ, докладов. Тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории, и жизни людей разных стран, их традициями и обычаями.

Для студентов первого курса предлагаются монопроекты. Цель проектов – обеспечить взаимосвязь различных видов речевой деятельности, повторить и совершенствовать грамматические навыки, активизировать лексический материал по темам «Семья», «Друг», «Квартира». При подготовке проектов студенты работают с пословицами такими  как:   Мой дом – моя крепость,   Друг познается в беде и др.

 На старших курсах применяется технология «коллективного проекта». При работе с темой «Моя учеба и университет» используется рекламный проект. Предлагается провести экскурсию, рассказать о профессиях, по которым ведется подготовка в университете. Уроки-рекламы стимулируют творческий подход со стороны студентов, демонстрацию оригинальности оформления своих работ. В подготовленных группах этот проект можно усложнить – предложить провести презентацию профессии в рамках города.

После того, как пройдена тема по страноведению, разрабатывается проект «Английский язык и я». В рамках этого проекта затрагиваются проблемы, связанные с музыкой, спортом, информационными технологиями и компьютером, а также историей языка. Проект завершается графическим изображением всех этих направлений. Данный проект пробуждает интерес к английской литературе, музыке, ко всему, что касается Англии и дает возможность высказать свое мнение, свое отношение к другой культуре. По теме «Система образования» студентам предлагается работа по теме «Сходство и отличия систем образования таких стран как Россия, Великобритания и США» [5, с. 41].

Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объемы письменных проектных заданий варьируются в зависимости от типа проекта, времени его выполнения и подготовленности группы. Этот вид работы отличается от других методов прежде всего тем, что студенты могут выбирать тему обсуждения, интегрировать работу с другими предметами, осуществлять межпредметные связи и получить знания не только по английскому языку, но и по другим дисциплинам. Преподаватель помогает поставить цели, подбирает источники информации, определяет сроки и объем.

     Таким образом, процесс изучения иностранного языка для специальных целей рассматривается как актуальная и действенная основа для дальнейшего иноязычного профессионально-ориентированного общения выпускника гуманитарных направлений.

 

Литература:

1.      Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 227 c.

2.      Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 c.

3.      Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб: БЛИЦ, Cambridge University Press. 2001. 224 с.

4.      Ломакин А.В. Из опыта работы с одаренными детьми // Одаренный ребенок. № 6. 2009. С. 109-114.

5.      Мастерских С.В. Английский язык. «EDUCATION IN BRITAIN, THE USA AND RUSSIA»: Учебно-методический комплекс. Методические указания по развитию навыков чтения и устной речи для студентов гуманитарных специальностей неязыковых факультетов. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010, 45 стр.

6.      Мастерских С.В. Эффективные формы профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография [под ред. И.В. Андулян]. – Уфа: Аэтерна, 2014. С. 135-146.

7.      Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. М.: ВЛАДОС. 2003. 688с.

8.      Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988.223 с.

9.      Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. 272 с.

10.  Сборник лучших докладов 65-ой студенческой научной конференции. Тюмень, Печатник, 2014. 126 с.

Основные термины (генерируются автоматически): обучения иностранным языкам, профессиональной коммуникативной компетенции, иностранному языку, обучения иностранному языку, коммуникативной компетенции студентов, профессиональной коммуникативной компетенцией, студенческой научной конференции, формирования профессиональной коммуникативной, методы обучения, Эффективность обучения иностранным, обучении иностранным языкам, системы обучения иностранным, студентов гуманитарных, целью обучения иностранному, процессе обучения иностранному, Психология обучения иностранным, Мастерских С.В, усвоению иностранному языку, обучению иностранному языку, методы обучения английскому.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle