Библиографическое описание:

Мастерских С. В. Активные методы формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 48-50.

Аннотация: В данной статье автор рассматривает современные методы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных направлений в процессе обучения иностранному языку. Автор полагает, что активные формы повышения мотивации способствуют совместному сотрудничеству преподавателя и студентов.

Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, профессиональная коммуникативная компетенция, совместное обучение.

На неязыковых направлениях в вузе формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции является целью обучения иностранному языку. Потребность в специалистах, владеющих иноязычной профессиональной лексикой, способствует практическому усвоению иностранному языку, где ведущим подходом стал коммуникативный подход.

Предметом изучения многих исследователей становится гармонично развитая личность, обладающая иноязычной профессиональной коммуникативной компетенцией. Речь идет о необходимости приобретения не только знаний и умений по специальности, но и особых навыков и качеств, необходимых в реальном деловом общении в условиях жесткой кадровой конкуренции и способствующих личностному и профессиональному росту.

Используемые на занятиях учебные пособия должны соответствовать следующим характеристикам: профессиональная направленность, доступность, аутентичность, культурологическая насыщенность, проблемность, ситуативность [6, с. 136].

 Главной целью системы обучения иностранным языкам является достижение оптимального общего развития каждого обучаемого: его интеллектуальной, эмоциональной активности и нравственных представлений. Именно на этой базе решаются задачи успешного овладения знаниями, умениями и навыками. Мотивационная система – это стержень личности, к которому крепятся такие свойства личности, как направленность, ценностные установки, социальные ожидания, притязания и другие социально-психологические характеристики [7, с. 462].

 Формирование мотивации к обучению иностранному языку является одной из центральных проблем современного образования, т.к. мотивация является одним из главных условий успешности обучаемых. Одаренных студентов отличает исключительная успешность обучения, связанная с высокой скоростью усвоения материала [4, с. 109].

 Эффективность обучения иностранным языкам зависит также от индивидуальных способностей студентов. Б.В. Беляев отмечал, что в результате сопоставления индивидуальных характеристик выделяются два основных психологических типа владения иностранным языком: интуитивно-чувственный (преобладание чувства языка) и рационально-логический (сознательное использование знаний на языке) [1, с. 17].

По мнению Е.И. Пассова, преподаватель должен стремиться сделать процесс выполнения упражнений доступным, соответствующим интересам учащихся, что положительно воздействует на их мотивацию: сначала студенты просто будут с увлечением выполнять упражнения, а затем уже говорить [8, с. 14].

На занятиях предлагается активная работа студентов в парах или группах при выполнении лексико-грамматического перефразирования, построении вопросов, отбора ключевых слов, проведении дискуссий и конференций.

На завершающем этапе предполагается выполнение упражнений на развитие естественной ситуации. Это использование материала в реальных условиях: беседа после прослушанного доклада; подготовка собственного доклада; проведение научной конференции. Одним из эффективных форм коммуникативных упражнений профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам является презентация [3, с. 143]. Взаимодействие учителя и обучаемых как «равнопартнерское учебное сотрудничество» направлено на совместное решение учебных коммуникативно-познавательных задач [2, с. 5]. Таким является совместная исследовательская работа с преподавателем на английском языке. По итогам ежегодной студенческой научной конференции совместные с преподавателем статьи публикуются в сборнике лучших студенческих работ, например на такие темы, как «Доминирующий тип поведения у студентов-психологов», «Оксфордские методы обучения английскому языку», «Нравственное воспитание в современной школе» и др. [10, c. 113-125].

Использование различных видов телекоммуникаций и информационных ресурсов позволяет развивать будущих специалистов гуманитарного профиля. Это может быть электронная почта, блоги, телеконференции, чаты, форумы, Skype при помощи электронных учебников, веб-квестов, каталогов, телекоммуникационных образовательных проектов, экскурсий и викторин.

Одним из популярных личностно-ориентированных подходов в обучении иностранным языкам, как отмечалось выше, является методика обучения в сотрудничестве, так называемый метод проектов. Проектная деятельность – одна из эффективных технологий обучения [9, с.8]. Именно активные формы и методы обучения способствуют формированию у студентов информационной базы, способностей к творчеству и формированию практических навыков.  

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности и является менее стрессовым для его выполнения.

Формы проектов могут быть разнообразными: монопроект, коллективный проект, устно- речевой, письменный, Интернет проект. Проектная деятельность может быть представлена в виде репортажей, экскурсий  с рекламами, анкеты, фотогазет, исследовательских работ, докладов. Тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории, и жизни людей разных стран, их традициями и обычаями.

Для студентов первого курса предлагаются монопроекты. Цель проектов – обеспечить взаимосвязь различных видов речевой деятельности, повторить и совершенствовать грамматические навыки, активизировать лексический материал по темам «Семья», «Друг», «Квартира». При подготовке проектов студенты работают с пословицами такими  как:   Мой дом – моя крепость,   Друг познается в беде и др.

 На старших курсах применяется технология «коллективного проекта». При работе с темой «Моя учеба и университет» используется рекламный проект. Предлагается провести экскурсию, рассказать о профессиях, по которым ведется подготовка в университете. Уроки-рекламы стимулируют творческий подход со стороны студентов, демонстрацию оригинальности оформления своих работ. В подготовленных группах этот проект можно усложнить – предложить провести презентацию профессии в рамках города.

После того, как пройдена тема по страноведению, разрабатывается проект «Английский язык и я». В рамках этого проекта затрагиваются проблемы, связанные с музыкой, спортом, информационными технологиями и компьютером, а также историей языка. Проект завершается графическим изображением всех этих направлений. Данный проект пробуждает интерес к английской литературе, музыке, ко всему, что касается Англии и дает возможность высказать свое мнение, свое отношение к другой культуре. По теме «Система образования» студентам предлагается работа по теме «Сходство и отличия систем образования таких стран как Россия, Великобритания и США» [5, с. 41].

Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объемы письменных проектных заданий варьируются в зависимости от типа проекта, времени его выполнения и подготовленности группы. Этот вид работы отличается от других методов прежде всего тем, что студенты могут выбирать тему обсуждения, интегрировать работу с другими предметами, осуществлять межпредметные связи и получить знания не только по английскому языку, но и по другим дисциплинам. Преподаватель помогает поставить цели, подбирает источники информации, определяет сроки и объем.

     Таким образом, процесс изучения иностранного языка для специальных целей рассматривается как актуальная и действенная основа для дальнейшего иноязычного профессионально-ориентированного общения выпускника гуманитарных направлений.

 

Литература:

1.      Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 227 c.

2.      Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 c.

3.      Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб: БЛИЦ, Cambridge University Press. 2001. 224 с.

4.      Ломакин А.В. Из опыта работы с одаренными детьми // Одаренный ребенок. № 6. 2009. С. 109-114.

5.      Мастерских С.В. Английский язык. «EDUCATION IN BRITAIN, THE USA AND RUSSIA»: Учебно-методический комплекс. Методические указания по развитию навыков чтения и устной речи для студентов гуманитарных специальностей неязыковых факультетов. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010, 45 стр.

6.      Мастерских С.В. Эффективные формы профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография [под ред. И.В. Андулян]. – Уфа: Аэтерна, 2014. С. 135-146.

7.      Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. М.: ВЛАДОС. 2003. 688с.

8.      Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988.223 с.

9.      Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. 272 с.

10.  Сборник лучших докладов 65-ой студенческой научной конференции. Тюмень, Печатник, 2014. 126 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle