Библиографическое описание:

Глазунова И. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 21-23.

Аннотация: Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Ключевые слова: Компетенция, компетентность, компетентностный подход, интерактивные методы обучения.

Развитие и укрепление международных связей во всех сферах человеческой деятельности, вовлеченность в них все большего числа людей привели к росту роли и значения иноязычного общения. Изменилось и само понимание этого общения в образовании.

Формирование ключевых компетенций обучающихся является одной из важнейших задач, стоящих перед образованием. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода.

«Компетенция» – это обладание определенными знаниями, умениями, навыками и готовность к эффективной деятельности в конкретной ситуации.

«Компетентность» – это обладание обучаемыми определенной компетенцией и личностное отношение к данной компетенции и предмету деятельности.

Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской), ключевыми образовательными компетенциями являются:

1. Ценностно-смысловая.

2. Общекультурная.

3. Учебно-познавательная.

4. Информационная.

5. Коммуникативная.

6. Социально-трудовая.

7. Личностного совершенствования.

Необходимо отметить, что в основе обучения иностранному языку в большей степени находятся не предметные (хотя они имеют отражение в государственных стандартах), а ключевые компетенции, как более универсальные. Именно они дают возможность для формирования обучаемого как субъекта учебной деятельности и воспитания его как личности.

Данная классификация оказалась наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода, так как составлена на основе главных целей образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучаемого.

Кроме того необходимо отметить, что изучение иностранных языков должно быть направлено на развитие

- коммуникативной компетенции, включающей речевую компетенцию, т.е. способность эффективно использовать изучаемый язык как средства общения и познавательной деятельности;

- языковую/лингвистическую компетенцию, т.е. овладение языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения и умение оперировать ими в коммуникативных целях;

- социокультурную компетенцию (включающую социолингвистическую), т.е. знания о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, умения строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;

- компенсаторную компетенцию, т.е. умения выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения;

- учебно-познавательную компетенцию – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать владение иностранным языком и использовать его для продолжения образования и самообразования.

Без сомнения коммуникативная компетенция в широком смысле лежит в основе всей человеческой деятельности. На нынешнем этапе развития информационного общества, с возникновением новых средств коммуникации мы способны по-новому оценить роль и значение коммуникативной компетенции, которая все более становится основой социально-экономического развития общества и интеллектуального развития индивида.

Поэтому в наши дни наряду с целью овладения коммуникативной компетенцией ставится и другая цель, а именно: развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; формирование активной жизненной позиция гражданина, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.

В условиях перехода от знаниевого подхода в обучении к компетентностному, смены ценностных ориентаций преподавателю необходимы новые методы и технологии позволяющие выявить имеющиеся у обучаемого знания, актуализировать их, структурировать учебный материал, учить не просто запоминать и воспроизводить, а применять их на практике.

Следовательно, возникает необходимость соединения процесса овладения прочными основами современных наук с процессом воспитания специалиста готового к познанию и самообразованию. Данные требования к профессиональной подготовке специалиста обусловили поиск наиболее эффективных подходов и методов обучении иностранному языку. Ими являются интерактивные методы, к которым относятся: метод проблемного изложения, дискуссии, метод критического мышления, викторины, деловые и ролевые игры, метод блиц-опроса, анкетирования и другие.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (inter – «взаимный» и «act» – «действовать»). Одной из задач данного метода является создание комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, что делает продуктивным и сам процесс обучения. Учебный процесс, построенный на использовании интерактивных методов обучения, обеспечивает участие в процессе познания всех студентов группы без исключения. В таких условиях каждый вносит в работу свой индивидуальный вклад.

Интерактивные методы характеризуются активным взаимодействием равных по значимости участников группы, получением и оценкой совместного знания, обязательной обратной связью. Одним из наиболее рассматриваемых в соответствующей литературе является метод проектов.

Основная цель метода проектов – предоставление обучаемым возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Кроме того, они должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. Преподавателю в проекте отводится роль координатора действий, эксперта, источника дополнительной информации.

Таким образом, практика показывает, что обучение по методу проектов позволяет: повысить мотивацию к изучению иностранного языка, опираясь на профессиональное обучение, творчески, осмысленно и критично использовать и углублять знания и навыки, приобретенные в процессе обучения иностранному языку.

Поэтому данный метод широко применяется на практике преподавателями иностранного языка, ведущими занятия у студентов изучающих естественные науки, в том числе и в качестве итоговой работы по языку на втором курсе. Работа над проектом начинается с подготовительного этапа еще в начале учебного года, когда студенты подбирают интересующий их материал профессиональной направленности на иностранном языке. В дальнейшем они занимаются переводом с иностранного языка на русский и написанием аннотации и реферата (чему студенты обучаются дополнительно). Работа сопровождается анализом и отбором информации, возможно, выдвижением гипотез и формулированием выводов. На определенном этапе к работе студента может подключиться и специалист по предмету (генетике, ихтиологии и пр.). Далее преподаватели знакомят студентов с основными требованиями к презентации и готовят их к публичному выступлению. Заключительным этапом работы является выступление студента с презентацией в группе или же на секции иностранного языка ежегодной студенческой научно-практической конференции, на которой обычно присутствуют и специалисты по предметам. Студент учится отбирать, выделять основную информацию, анализировать её, делать выводы и заключения, публично выступать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Таким образом, необходимо отметить, что при работе по методу проектов достигаются следующие практические цели: студенты обучаются профессиональному иноязычному общению; образовательные цели: расширяется кругозор студентов, повышается их общая культура и культура образования, культура мышления и общения. Метод проектов формирует инициативность, умение взвешивать все обстоятельства, рассчитывать силы, вырабатывать наблюдательность, настойчивость, самостоятельность. Метод проектов влияет на личностное развитие обучающегося.

И, наконец, данный метод позволяет решить основную задачу преподавания иностранного языка в вузе – создание условий, стимулирующих самостоятельную, поисково-творческую деятельность студентов.

 

Литература:

1.      Байдурова Л.А, Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным зыкам // Иностранные языки в школе. – 2002. – №1.

2.      Зинченко Ю.П., Володарская И.А. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ/ Ю.П. Зинченко, И.А. Володарская. – М.: Изд-во МГУ, 2007.

3.      Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. – № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle