О важности внутреннего говорения для иноязычной речевой практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 26.09.2015

Статья просмотрена: 424 раза

Библиографическое описание:

Войтик, Н. В. О важности внутреннего говорения для иноязычной речевой практики / Н. В. Войтик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15.2 (95.2). — С. 18-19. — URL: https://moluch.ru/archive/95/20728/ (дата обращения: 25.04.2024).

Аннотация: В статье рассматривается роль внутренней речи при подготовке к внешней. Определяются ее главная цель и основное свойство, а также функции и характеристики; исследуется практическая значимость внутренней речи для сфер человеческой деятельности.

Ключевые слова: Внутреннее говорение, внутренняя речь, внешняя речь, критическое слушание, иноязычная речевая практика.

Говорение «про себя или для себя» или внутренняя речь (далее ВР) представляет собой безмолвный процесс мышления, присущий каждому человеку. ВР не используется для коммуникации, общения, потому что является недоступной для окружающих. Ее можно считать вербальным проявлением мыслей, планов и идей человека.

О внутренней речи писали Ананьев Б. Г. (1946г.), Выготский Л. С. (1956г.), Гальперин П. Я. (1961г.), Леонтьев А. А. (1967г.) и др. Их исследования позволили идентифицировать данный феномен, а также определить природу и происхождение, цели и атрибуты, назначение и особенности внутреннего изложения для человеческой деятельности, связанный с производством речи, в том числе на иностранном языке.

Так, главной задачей ВР с точки зрения речевой коммуникации является приготовление внешней речи, а ее основным свойством – проявление на основе мышления. Внутренняя речь имеет ряд самостоятельных функций: она дает возможность говорящему или пишущему человеку продумывать речь, не раз возвращаться к написанному или сказанному, перестраивать текст или высказывание, вдумываться в него, заменять слова на соответствующие для адекватного выражения мысли, что возможно сделать только во внутреннем повествовании. Таким образом, ВР дает возможность осмысления, понимания и усвоения знаний в любой области.

Характеристики внутренней речи или скрытого проговаривания значительно отличаются от референций внешней акустической речи («речь для других»). Более краткая и лаконичная ВР проявляется частями, отрывками.

Однако она может быть развернутой при планировании или размышлении над какой-то проблемой, решении логической или ситуативной задачи, при внимательном критическом слушании, которое предполагает резюмирование, систематизацию, анализ и оценку услышанной информации, а также при заучивании и запоминании ранее неизвестного сложного материала, например, иноязычного текста, когда необходимым является расстановка логического ударения и пауз. Затем ВР подается голосом и становится доступной другим людям с помощью звуков, переходит во внешнюю речь. Так, можно сделать вывод о том, что одной из характеристик ВР является стратегическая целенаправленность.

Следует сказать про области использования данного феномена. Внутреннее проговаривание находит применение в передаче информации и выражении собственных мыслей, эмоций и ощущений в различных сферах, таких как управление, образование, юриспруденция, искусство, в средствах массовой информации. Этот список можно продолжать и дальше.

Далее внутренняя речь развивается на основе мышления. О ее роли, звене в речеобразовании говорили Жинкин Н. И. (1964г.), Ушакова Т. Н. (1979, 1985, 1995гг.) и др. Соколов А. Н. (1960г., 1968г.) писал о внутренней речи при изучении иностранных языков. Следовательно, в иноязычной речевой практике ВР занимает важное и примерно одинаковое место по своей значимости с внешней устной и письменной речью, так как в условиях речевой коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Так, например, внешняя устная или письменная речь может быть подготовлена, спланирована, отличаться взвешенностью и обоснованностью, более четкой структурной организацией благодаря внутренней речи.

Таким образом, ВР интерпретируется как необходимый атрибут человеческой жизни, имеет свои характеристики и особенности, является не материальной формой внешней речи. С ее помощью происходит развитие каждой личности, так как внутренняя речь позволяет человеку рефлексировать, осмысливать свои собственные действия, а также преодолевать трудности и регулировать поведение, например, при продуцировании публичной речи на иностранном языке.

Литература:

1.                  Верани А. Роль внутренней речи в высших психических процессах // Культурно-историческая психология. – 2010. – №1. – C. 7-17.

2.                  Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин, 2009. – 448 с.

3.                  Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 237.

4.                  Психолингвистика. Учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 416 с.

5.                  Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. Издательство: ЛКИ, 2007. – 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренняя речь, внешняя речь, иностранный язык, иноязычная речевая практика, основа мышления, основное свойство, письменная речь, речевая коммуникация, человеческая деятельность.


Ключевые слова

Внутреннее говорение, внутренняя речь, внешняя речь, критическое слушание, иноязычная речевая практика

Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Для реализации практических целей обучения иностранным языкам, состоящих в формировании навыков и развитии умений устно-речевого иноязычного общения, прежде всего...

Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности

Так, по характеру речевого общения, речевая деятельность дифференцируется на виды

Таких форм речи три: две — внешние (устная и письменная), третья — внутренняя.

Последовательность развития разных видов иноязычной речевой деятельности.

Психологические и психолингвистические особенности устной...

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, психологические особенности, процесс коммуникации, лингвистические особенности, иноязычное высказывание. Одну из ключевых позиций в методике преподавания иностранного языка занимают вопросы обучения...

Значение теории речевой деятельности | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): речевая деятельность, русский язык, развитие речи, речь, общение, развитие мышления, обучение речи, культура речи, русская речевая среда, коммуникативная задача.

Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной...

В современной методике преподавания английского языка проблема обучения рецептивной устной речи (аудированию) является одним из самых важных пунктов, так как без этого вида речевой деятельности невозможен сам акт речевого общения.

Порождение речи в русле предикационной концепции языка

Процесс порождения иноязычной речи начинается с мотива коммуникантов, затем возникает замысел речевого высказывания. С. И. Лебединский, Л. Ф. Гербик отмечают, что в процессе порождения высказывания реализуются семантические правила...

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

В данной статье идет речь о взаимосвязи и мышления иностранного языка, речи и его формирования.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, мышление, язык, слово, взаимосвязь языка, иноязычное слово, код смысла, установление...

Последовательность развития разных видов иноязычной...

Основные термины (генерируются автоматически): речевая деятельность, иностранный язык, смысловая обработка информации, умение, вид, чтение, положительное влияние, научная тематика, смысловое восприятие, иноязычная речевая деятельность.

Обучение диалогической речи в контексте...

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Для реализации практических целей обучения иностранным языкам, состоящих в формировании навыков и развитии умений устно-речевого иноязычного общения, прежде всего...

Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности

Так, по характеру речевого общения, речевая деятельность дифференцируется на виды

Таких форм речи три: две — внешние (устная и письменная), третья — внутренняя.

Последовательность развития разных видов иноязычной речевой деятельности.

Психологические и психолингвистические особенности устной...

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, психологические особенности, процесс коммуникации, лингвистические особенности, иноязычное высказывание. Одну из ключевых позиций в методике преподавания иностранного языка занимают вопросы обучения...

Значение теории речевой деятельности | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): речевая деятельность, русский язык, развитие речи, речь, общение, развитие мышления, обучение речи, культура речи, русская речевая среда, коммуникативная задача.

Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной...

В современной методике преподавания английского языка проблема обучения рецептивной устной речи (аудированию) является одним из самых важных пунктов, так как без этого вида речевой деятельности невозможен сам акт речевого общения.

Порождение речи в русле предикационной концепции языка

Процесс порождения иноязычной речи начинается с мотива коммуникантов, затем возникает замысел речевого высказывания. С. И. Лебединский, Л. Ф. Гербик отмечают, что в процессе порождения высказывания реализуются семантические правила...

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

В данной статье идет речь о взаимосвязи и мышления иностранного языка, речи и его формирования.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, мышление, язык, слово, взаимосвязь языка, иноязычное слово, код смысла, установление...

Последовательность развития разных видов иноязычной...

Основные термины (генерируются автоматически): речевая деятельность, иностранный язык, смысловая обработка информации, умение, вид, чтение, положительное влияние, научная тематика, смысловое восприятие, иноязычная речевая деятельность.

Обучение диалогической речи в контексте...

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Для реализации практических целей обучения иностранным языкам, состоящих в формировании навыков и развитии умений устно-речевого иноязычного общения, прежде всего...

Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности

Так, по характеру речевого общения, речевая деятельность дифференцируется на виды

Таких форм речи три: две — внешние (устная и письменная), третья — внутренняя.

Последовательность развития разных видов иноязычной речевой деятельности.

Психологические и психолингвистические особенности устной...

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, психологические особенности, процесс коммуникации, лингвистические особенности, иноязычное высказывание. Одну из ключевых позиций в методике преподавания иностранного языка занимают вопросы обучения...

Значение теории речевой деятельности | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): речевая деятельность, русский язык, развитие речи, речь, общение, развитие мышления, обучение речи, культура речи, русская речевая среда, коммуникативная задача.

Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной...

В современной методике преподавания английского языка проблема обучения рецептивной устной речи (аудированию) является одним из самых важных пунктов, так как без этого вида речевой деятельности невозможен сам акт речевого общения.

Порождение речи в русле предикационной концепции языка

Процесс порождения иноязычной речи начинается с мотива коммуникантов, затем возникает замысел речевого высказывания. С. И. Лебединский, Л. Ф. Гербик отмечают, что в процессе порождения высказывания реализуются семантические правила...

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

В данной статье идет речь о взаимосвязи и мышления иностранного языка, речи и его формирования.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, мышление, язык, слово, взаимосвязь языка, иноязычное слово, код смысла, установление...

Последовательность развития разных видов иноязычной...

Основные термины (генерируются автоматически): речевая деятельность, иностранный язык, смысловая обработка информации, умение, вид, чтение, положительное влияние, научная тематика, смысловое восприятие, иноязычная речевая деятельность.

Обучение диалогической речи в контексте...

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Для реализации практических целей обучения иностранным языкам, состоящих в формировании навыков и развитии умений устно-речевого иноязычного общения, прежде всего...

Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности

Так, по характеру речевого общения, речевая деятельность дифференцируется на виды

Таких форм речи три: две — внешние (устная и письменная), третья — внутренняя.

Последовательность развития разных видов иноязычной речевой деятельности.

Психологические и психолингвистические особенности устной...

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, психологические особенности, процесс коммуникации, лингвистические особенности, иноязычное высказывание. Одну из ключевых позиций в методике преподавания иностранного языка занимают вопросы обучения...

Значение теории речевой деятельности | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): речевая деятельность, русский язык, развитие речи, речь, общение, развитие мышления, обучение речи, культура речи, русская речевая среда, коммуникативная задача.

Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной...

В современной методике преподавания английского языка проблема обучения рецептивной устной речи (аудированию) является одним из самых важных пунктов, так как без этого вида речевой деятельности невозможен сам акт речевого общения.

Порождение речи в русле предикационной концепции языка

Процесс порождения иноязычной речи начинается с мотива коммуникантов, затем возникает замысел речевого высказывания. С. И. Лебединский, Л. Ф. Гербик отмечают, что в процессе порождения высказывания реализуются семантические правила...

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

В данной статье идет речь о взаимосвязи и мышления иностранного языка, речи и его формирования.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, мышление, язык, слово, взаимосвязь языка, иноязычное слово, код смысла, установление...

Последовательность развития разных видов иноязычной...

Основные термины (генерируются автоматически): речевая деятельность, иностранный язык, смысловая обработка информации, умение, вид, чтение, положительное влияние, научная тематика, смысловое восприятие, иноязычная речевая деятельность.

Обучение диалогической речи в контексте...

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Задать вопрос