Библиографическое описание:

Вожигова Н. В. Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 15-18.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.

Ключевые слова: фактор мотивации, подбор учебных материалов, профессиональная терминология, профессионально-ориентированное говорение, результативное обучение.

Результативность учебно-познавательной деятельности определяется различными способами контроля, при помощи которых осуществляется обратная связь между студентом и преподавателем. Результаты, полученные при различных способах оценивания, должны быть объективными и надёжными, а именно: процедура оценивания должна быть прозрачна и доступна студентам. Надёжность оценки обеспечивается компетентностью педагога, осуществляющего контроль, чёткостью, последовательностью и однозначностью инструкций, систематичностью, использованием критериев определённых в ООП. Выбор способа контроля зависит от цели, содержания оценивания и наличия ресурсов, обеспечивающих использование данного способа.

Исходя из этапов учебной деятельности, выделяют предварительный контроль (входное отборочное тестирование); текущий (выполнение заданий на занятиях), промежуточный (тематический), итоговый (заключительный, аттестационный, контроль остаточных знаний).

Контроль можно проводить в группах фронтально или индивидуально на практических занятиях, на зачётах, экзаменах. Осуществляется контроль преподавателем, другими студентами (взаимоконтроль) или самим студентом (самоконтроль по ключам).

По способам организации оценочные средства делятся на репродуктивные, продуктивные, активные и интерактивные.

Наиболее широко используемыми являются репродуктивные оценочные средства: контрольная работа, тестирование, коллоквиум, устный экзамен, письменный экзамен.

Продуктивные оценочные средства (средства поисково-аналитического и практического характера) направлены на преобразование исходной информации и представлении её в виде: реферата, электронной презентации, рецензии, аннотации, эссе, проекта, портфолио, кластера или синквейна.

            Активные оценочные средства побуждают к размышлениям, помещая обучающихся в ситуацию действия. К активным оценочным средствам относятся: тренинги, дискуссии, развивающие игры, мозговой штурм (брейнсторминг), тесты действий, игровые имитационные ситуации.

            В настоящее время, при наличии практически у каждого студента современных гаджетов, нецелесообразно задавать переводы текстов - они всегда бывают идеальными, это во-первых. Во-вторых, студенты легко находят ответы на задания учебника в интернете. В-третьих, в группах с невысоким уровнем языка студентам затруднительно строить развёрнутые высказывания по изучаемой теме. Исходя из вышеперечисленного, мы стараемся в большей степени обращаться к таким видам оценочных средств, которые позволяют подать материал сжато, логически выстроить его, показать взаимосвязи, сделать свои выводы, раскрыть связи с будущей профессией. Мы говорим о таких оценочных средствах, как разработка кластеров, составление синквейнов, решение комплексной ситуационной задачи, оформление мини-проектов в командах и т.д., которые мы стараемся применять на занятиях иностранного языка со студентами направления "Экономика" ТюмГУ.

            Кластер – опорный конспект по изученной теме, целью которого является получение наибольшего количества взаимодействий. Кластер можно составлять по грамматическим темам, по лексическим взаимодействиям, по темам профессионального характера (см. схему 1).

Cхема 1. Кластер на тему "Employment"

 

 

 

 

 

 

            В начале изучения очередной темы курса преподаватель объясняет студентам какими компетенциями они должны овладеть в ходе работы над этой темой, какими оценочными средствами будет проверятся уровень овладения данными компетенциями и какое количество баллов можно получить при их оценке. Данную информацию можно представить студентам в виде кластера ‒ форма и графика которого может быть разнообразна (см. схему 2).

Схема 2

Topic: Factors of Production

 

Date

Activity

Points

Date

Activity

Points

*

Reading

Comprehension

*

*

Listening

Vocabulary

*

*

Making questions

*

*

Composing clasters (in pairs)

*

*

Speaking on the topic

*

*

Independent work: Writing a Business report: "..." (200-250 words)

*

Total score:                                ***

            Проверить умение студентов интегрировать и резюмировать материал можно при помощи такого оценочного средства, как синквейн. Синквейн в переводе с французского языка означает стихотворение из 5 строк:

1 строка: Тема. (Выражается одним словом существительным: Кто? /Что?);

                        Например: 1. Company

2 строка: Описание темы. (Выражается двумя словами прилагательными: Какой?);           Например: 2. Manufacturing. Profitable.

3 строка: Описание действия. (Выражается тремя словами - глаголами: Что делает?);        Например: 3. Produces. Advertises. Sells.

4 строка: Ваше отношение к данной теме. (Выражается любыми четырьмя словами);        Например: 4. Output. Labour. Productivity. Market.

5 строка: Синоним к 1-ой строке на образном или философском уровне, повторяющий суть темы. (Выражается одним словом).

                        Например: 5. Competition.

            В ходе курса "Английский язык в профессиональной сфере" широко применяется такое оценочное средство, как комплексная ситуационная задача (КСЗ). КСЗ представляет собой фрагмент действительности, который содержит профессионально значимую проблему и требования к её решению. Комплексная ситуационная задача содержит:

·         Описание ситуации: факты, обстоятельства, характеристика участников.

·         Условия – те обстоятельства, которые сопровождают ситуацию.

·         Требования – это указания на искомое. Требования формулируются в виде вопроса.

            Формы предъявления задачи: словесное описание, изображение (графики, рисунки), видеофрагмент или текст. Приведём пример комплексной ситуационной задачи.

            Ваша компания занимается продажей цветов. Вы сотрудничаете с крупной Голландской цветочной фирмой.

            Ситуация: Накануне 8 марта представитель Голландской фирмы звонит в ваш офис, чтобы узнать, почему не поступила оплата за большую партию цветов, уже готовых к отправке.

            Условия: В офисе находится только рядовой менеджер, принятый неделю назад с испытательным сроком (решение не в его компетенции). Директор фирмы в служебной командировке. Бухгалтер на больничном.

            Требование: Что должен сделать менеджер, чтобы компания не потерпела колоссальные убытки?

            Выполнение заданий со свободно конструируемым ответом, таких как: комплексная ситуационная задача, деловая игра, ролевая игра, проект, презентация, устный доклад предваряет детальная разработка критериев оценивания в форме шкалы оценивания. Шкала оценивания представляет собой письменные инструкции или разъяснения о действиях или ответах студентов и определяет важные компоненты оцениваемой работы. Студент, после прочтения задания, должен понять какую задачу ему предстоит выполнить и насколько полным должен быть его ответ, чтобы получить максимальный балл. Аналитические шкалы оценивания, (когда оцениваются отдельные части работы с последующим суммированием нескольких оценок для получения общего результата), знакомы нам и широко применяются при оценивании докладов на студенческих научных конференциях, для оценивания умения убеждать собеседника на Олимпиадах по иностранному языку, но при ответах на занятиях, развернутая шкала требований предоставляется студентам далеко не всегда, если не сказать, практически никогда. При завершении ответа студента, преподаватель просто называет количество баллов за ответ, даже порой не объясняя за что снижены баллы. Играет роль в оценивании и субъективный фактор, отношение преподавателя к тому или иному студенту (не редко можно услышать от студента, что преподаватель к нему придирается). Если же перед глазами студента заранее будет подробная шкала требований, он уже сам сможет понять насколько баллов он готов к ответу. Здесь можно практиковать выставление баллов преподавателем, другими студентами и самим отвечающим, а затем сравнивать их. И, если баллы совпадут, хотя бы в 2-3 случаях, значит ответу студента дана объективная оценка.

            В качестве примера приведём шкалу оценивания результатов участников деловой игры "Working conditions" ("Условия труда"), разработанной нами для студентов направлений "Управление персоналом" и "Менеджмент". Критерии оценки выведены из цели занятия:

            В ходе ДИ проверяются языковые (а) и профессиональные (b) умения и навыки.

            Цель занятия:

а) – Проверить степень усвоения студентами профессиональной лексики по разделу «Office»;

 – Проверить умение студентов применять разговорные фразы по теме «Negotiations» («Переговоры») в ситуации делового общения (а именно, разрешение конфликтной ситуации в профессиональной деятельности).

b) – Выявить степень сформированности у студентов умения находить возможные способы разрешения конфликтных ситуаций, умения вести переговоры с вышестоящими инстанциями, отстаивая свои требования (группа служащих).

  – Выявить степень сформированности умений убеждать, изменять свою точку зрения, умений отказывать, если того требует ситуация, соблюдая при этом правила вежливости и не нарушая норм профессиональной этики (группа топ-менеджеров).

Критерии оценки участников деловой игры:

Параметры оценки

2-4 балла

5-7 баллов

8-10 баллов

Знание языкового материала по теме: "Office", "Negotiations".

Владение правилами и стратегиями построения устного высказывания для достижения целей профессионального общения.

 

Употребляет в речи отдельные слова по заданной теме. Строит простые утвердительные предложения.

 

Говорит фразами.

Строит сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Задаёт вопросы.

Использует в речи разговорные формулы вежливости и вводные слова.

 

Оформляет логическое высказывание (монолог).

Задаёт вопросы (вступает в диалог) с целью достижения коммуникативной цели. Свободно ориентируется в рамках выбранного речевого поведения.

Умение сформулировать проблему;

Найти источники/ причины данной проблемы;

Предложить пути её решения.

 

Способен назвать проблему.

 

Способен сформулировать причины проблемы.

Знает традиционные варианты решения проблемы.

Предлагает средства и методы для решения типовых проблем.

 

Способен, исходя из проблемы, сформулировать задачу и проанализировав все плюсы и минусы, найти оригинальные, продуктивные решения проблемы, с учётом интересов вовлечённых в проблему сторон.

Умение проводить переговоры и достигать результата, устраивающего обе стороны.

 

Умеет озвучить проблему;

Согласиться или не согласиться с мнением противоположной стороны.

 

Умеет отстоять свою точку зрения по проблеме.

Пытается использовать типовые фразы, характерные для языка переговоров.

Выступает в переговорах на вторых ролях.

 

Уверенно берёт нить переговоров в свои руки.

Начинает разговор.

Умело оперирует фразами, характерными для языка переговоров.

Уверено убеждает противника в правильности своего решения.

           

            Большой популярностью у студентов пользуется работа в командах, так как каждый может выбрать себе ту часть задания, с которой может лучше справиться.

            Мини-проекты - это как раз такие задания, которые выполняются группой из 3-4 человек на одном занятии и требуют от студентов помимо знания фактического материала проявления их творческих способностей. В ходе работы преподаватель выступает модератором, который может направить рассуждения и действия команды в нужное русло, анализирует способы взаимодействия в команде и процент участия каждого её члена в создании проекта.

            Оценивается умение студентов передать материал при помощи рисунков, схем с минимальным количеством текста.

            В статье приведены примеры лишь некоторых современных оценочных средств компетенций, важнейшим условием успешной реализации которых является их комплексность и функциональность, предполагающая связь приобретаемых компетенций с конкретными видами и задачами профессиональной деятельности будущих выпускников. 

 

Литература:

1.      Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. - М.: Изд-во МГУ, 2007. 148 с.

2.      Михайлова Н.С, Муратова Е.А., Минин М.Г. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ. Учебное пособие. - Томск: Томский политехнический университет, 2010. 217 с.

3.      Переверзев В.Ю. Технология разработки тестовых заданий: справочное руководство. М.: Е-Медиа, 2005. 265 с.

4.      Сайт: http://www.devyourself.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle