Библиографическое описание:

Булыгина Ю. В. Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 12-15.

            Аннотация: В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование иноязычной коммуникативной компетенции и повышение мотивации обучающихся.

Ключевые слова: педагогические технологии, коммуникативная компетенция, мотивация, успех.

            Профессия «учитель» – нелегкая, но вместе с тем очень интересная. Сам себе режиссер, сценарист, артист. Очень многогранная профессия. … Ведь от того, как будет спланирован урок, зависит вся система обучения в целом. Сегодня мы понимаем, что на уроке недостаточно тетрадки, ручки и метода фронтального опроса. Нужно творить, создавать и, самое главное, заинтересовывать…! Чтобы ребенок умел общаться на языке, нужно, чтобы он захотел это делать, мотивировать его, что является главной целью учителя на сегодняшний день. Для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у школьников необходимо использовать современные методы и технологии.

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым. С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

            Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий.

            Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса [3, с. 75].

            Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса [1, с. 58].

            Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос – как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом.

            Принципы современной педагогической технологии:

-Принцип свободы выбора – необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

-Принцип открытости – не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

-Принцип деятельности – освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.

-Принцип обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

-Принцип эффективности – максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и воспитания [4, с. 28].

Существуют различные классификации педагогических технологий. Рассмотрим одну из классификаций, которую предлагает Н.Н. Суртаева:

1.      На основе активизации и интенсификации деятельности.

2.      На основе эффективности управления и организации учебного процесса.

3.      НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА!

4.      На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

5.      На основе информационно-коммуникационных средств.

6.      Авторские педагогические технологии [5, с. 45].

Мы рассмотрим классификацию педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса. Здесь выделяется 4 типа педагогических технологий:

1. Педагогика сотрудничества. 2. Индивидуально-ориентированное обучение. 3. Технологии опережающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. 4. Игровые технологии [4, с. 41].

Рассмотрим каждый из них.

1.      Основные идеи педагогики сотрудничества:

- Обучение ребенка в зоне ближайшего развития; - учение без

принуждения; - идея опережения; - идея свободы выбора; - идея совместной деятельности учеников и учителя; - идея вариативности обучения; - идея самоуважения школьника [4, с. 39].

Педагогика сотрудничества реализует равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

Например, задание по английскому языку: написать рецепт блюда. Желательно дать ребенку свободу выбора и предложить варианты: -написать рецепт и сдать на проверку; -составить рецепт с презентацией, картинками и т.д; -устроить кулинарное шоу; -записать на видео (приготовление блюда).

Реализация идей педагогики сотрудничества: - учение без принуждения; -идея свободы выбора; -идея вариативности обучения; -идея самоуважения школьника.

2.      Индивидуально – ориентированное обучение.

Целью данного типа педагогических технологий является развитие

учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии.

            Учитель является организатором учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Центральная фигура – ученик. Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет [4, с. 38].

ПРИМЕР: Исходя из английского определения, установить разницу между глаголами make и do, затем составить словосочетания. Как можно дифференцировать это задание? Разбить класс на 2 группы. Первая группа составляет словосочетания со словами, которые имеются на доске; вторая группа берёт словари и составляет дополнительные словосочетания, в результате чего ребята делятся приобретенными знаниями.

3.      Технология опережающего обучения с направленностью на развитие

творческих качеств личности.

Классическая дидактика ориентирована на обучение от известного к неизвестному: иди, так сказать, вперед, глядя назад. Новая дидактика обосновывает принцип перекрестной деятельности учителя, на линии которой располагаются опережающие задания [5, с. 54].

Сегодня на уроках учитель не выводит тему урока, а дает задания, направляет. К примеру, ребятам нужно отчитать пословицы, ответить на наводящие вопросы. Учитель показывает картинки, наталкивает на тему урока.

            Для успешного усвоения материала, объяснение темы у доски также неприемлемо. Например, цель урока: дать грамматический материал «Продолженное время». Традиционно это выглядело бы следующим образом: объяснение у доски, запись. С учетом современных педагогических технологий, в том числе опережающего обучения, изучить грамматический материал можно посредством аудирования, восприятия речи на слух. Учащиеся прослушивают текст, определяют, кто изображен на картинках и сами выводят формулу настоящего продолженного времени. При этом дети мотивированы на результат.

4.      Игровые технологии.

      Игра в современной школе используется: - в качестве самостоятельных

технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; -как элемент более общей технологии; -в качестве урока или его части [4, с. 46].

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает четкими целями и соответствующими результатами, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

            Большое внимание на уроках я уделяю играм на современном оборудовании с помощью программ Mimio и Ebeam. Дети с большим удовольствием усваивают темы с помощью игр. К примеру, посчитать разноцветные шарики (рис.1: тренировка тем «Цвета», «Числительные»), или найти, где спряталась мышка (рис.2: тренировка темы «Предлоги места»).

Рис.1. Игра «Посчитай разноцветные шары»Рис.2.Игра «Найди мышку»

            Несомненно, с использованием таких игр, интерес к изучению английского языка повышается, а значит, повышается и мотивация ребят.

            Понятие «педагогическая ситуация» также популярно сегодня. Педагогическая ситуация – составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Очевидно, если сегодня ребята – моряки, которые ищут послание, а завтра к ним приходит послание из Америки, учебный процесс становится интереснее, и ребята охотно выполняют задания.

            Таким образом, эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции во многом зависит от того, каким образом будет организован учебный процесс занятий по иностранному языку. Применение современных моделей построения урока английского языка значительно способствует оптимизации учебного процесса и его переходу на качественно новый уровень развития.

В заключение, хотелось бы привести слова великого Я.А.Коменского, которые заставляют задуматься каждого учителя о технологиях, методах и формах проведения своего урока: «…Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать – еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики – знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень, не сдвинуть, воду, не открыть…» [2, с. 132].

 

Литература:

1.          Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 336 с.

2.          Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М.: Педагогика. 1982. 156 с.

3.          Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М.: Юрайт, 1998. 464 с.

4.          Специфика педагогического образования в регионах России: материалы второй Всероссийской научно-практической конференции с участием ближнего и дальнего зарубежья. Тюмень, Спб. 2009. 56 с.

5.          Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии. Новокузнецк: ИПК, 2003. 72 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle