Библиографическое описание:

Бартош А. А., Верхушина Е. Н. Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 691-693.

Статья посвящена вопросам поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и ее эффективности в Российской Федерации.

Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. На основе проведенного исследования выявлен ряд существующих проблем в данной сфере. Предложено решение этих проблем, в том числе путем структурных изменений в деятельности организаций, формирующих инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса.

Также государство может оказать положительное воздействие на малый и средний бизнес не только через поддержку кредитования, но и путем развития доступного бизнес-образования.

Ключевые слова: государственная поддержка, малый и средний бизнес, социально-экономическое развитие, регионы.

 

В связи с новыми вызовами экономика и общество России находятся на стадии новых трансформаций. Необходимость диверсификации промышленного производства, обеспечения эффективной занятости населения, повышения производительности труда, осуществления импортозамещения, ориентированного, в том числе, на экспорт, проведения модернизации и перехода к инновационному типу развития экономки обуславливают усиление роли малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии России и ее регионов.

Содействие развитию малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в России путем создания благоприятной деловой среды является в настоящее время ключевой задачей для всех регионов [5]. Актуальность этой темы в очередной раз подтверждает обсуждение проблем развития бизнеса на заседании Государственного совета от 07 апреля 2015 года. В то же время проблема поиска эффективных форм поддержки и стимулирования развития малого бизнеса в регионах России требует дополнительной научной проработки.

Эффективность мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с точки зрения социологии управления следует рассматривать в формате взаимного соответствия и увязки целей и интересов государства и бизнеса. В этой связи становится важным, насколько формулируемые и реализуемые государством направления поддержки соответствуют ожиданиям предпринимателей и современному состоянию развития данного сектора экономики.

В целом в Российской Федерации в настоящее время созданы ключевые организационные и правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [3]. Однако развитие бизнеса в стране по-прежнему осуществляется медленно.

Анализ статистических данных свидетельствует о неравномерности пространственного развития малого предпринимательства в регионах России [1]. В результате проведенного распределения субъектов Российской Федерации в зависимости от количества малых предприятий в расчете на 1000 жителей по итогам 2014 года наиболее многочисленной стала группа с результатом 7,9–13,7 единиц — 43 региона страны (в среднем по России показатель составил 14,3 ед.). Следующая по величине группа регионов (22 субъекта Российской Федерации) имеют значение показателя в диапазоне 13,7–19,3.

В группы регионов с наиболее высокими значениями показателя количества субъектов малого предпринимательства на 1000 человек населения (от 19,3 ед. до 41,9 ед.) вошли 7 субъектов Российской Федерации, при этом лидирующие позиции по данному показателю занимают г. Санкт-Петербург (41,9 ед.) и Новосибирская область (27,8 ед.)

В группу регионов, в которых число субъектов малого предпринимательства в расчете на 1000 жителей по итогам 2014 года менее 7,9 ед. вошли 11 субъектов Российской Федерации (в основном — это регионы Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов), в том числе Забайкальский край.

По данным Министерства экономического развития Забайкальского края за 2014 год количество субъектов малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия) выросло на 6,5 %. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составила 104,9 % к уровню предыдущего года, на 4,1 % вырос оборот малых и средних предприятий. Негативные тенденции сохраняются в динамике числа индивидуальных предпринимателей края. В связи с увеличением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование продолжается сокращение численности предпринимателей: в 2013 году снижение составило 14,9 %, в 2014 году — 2 %.

Кроме того, ужесточение денежно-кредитной политики в связи с падением рубля, а также ограниченный доступ крупных российских банков к иностранному финансированию стали причиной осложнения доступа малого предпринимательства к кредитным ресурсам.

В настоящее время в большинстве регионов России создана обширная инфраструктура поддержки предпринимательства. В ее составе: муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании, кредитные кооперативы, действующие преимущественно в сфере сельского малого бизнеса, фонды развития малого предпринимательства, инвестиционного развития, микрофинансовые центры, гарантийные фонды Забайкальского края, центры инжиниринга.

В соответствии с реализуемыми государственными программами субъектов Российской Федерации основными направлениями деятельности органов власти в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства, как правило, являются: развитие лизинга, социального предпринимательства, начинающего бизнеса, микрофинансирования, возмещение процентной ставки по кредитам. Реализуются меры, направленные в первую очередь на поддержку модернизации производства: компенсацию расходов на приобретение оборудования; субсидирование расходов по лизингу оборудования; возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам. Вместе с тем, отсутствует комплексный подход к развитию предпринимательской среды.

В апреле — мае 2015 года в ходе исследования был проведен опрос среди предпринимателей Забайкальского края (в том числе муниципальных районов). По результатам опроса, на первый вопрос о том, какие факторы препятствуют предпринимательской деятельности, ответы распределились следующим образом:

-        недостаток собственных средств — по мнению 57,0 % опрошенных;

-        высокий уровень налогообложения — 52,7 %;

-        рост (высокий уровень) тарифов — 46,2 %;

-        дефицит квалифицированных кадров — 33,3 %.

-        слабая информированность об оказываемой государственной поддержке — 31,2 %.

Меньшее влияние на предпринимательскую деятельность оказывает фактор «административные барьеры» (23,7 % опрошенных отдали высокий ранг, 28 % поставили низкую степень влияния).

На вопрос, что необходимо сделать для эффективного развития бизнеса:

-        72,0 % считают, что необходимо снизить налоговое бремя;

-        58,1 % — необходимо оказать финансовую поддержку со стороны государства;

-        30,1 % — предоставлять помещения в аренду;

-        23,7 % — устранить бюрократические проволочки.

Единичные ответы: «обеспечить муниципальный заказ», «решить вопросы с землей». Представители сферы торговли предложили «платить населению заработную плату», «повысить платежеспособность населения».

Среди организаций, представляющих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, наиболее часто опрошенные сотрудничали с:

-        Фондом поддержки малого предпринимательства — 24,7 %;

-        Инвестиционным фондом — 12,9 %;

-        лизинговой компанией — 9,7 %;

-        около 30 % опрошенных не сотрудничали и не знают организации инфраструктуры поддержки МСП.

Анализ ответов на данный вопрос демонстрирует низкую информированность предпринимателей, особенно муниципальных районов, о предоставляемой государственной поддержке. Кроме того, данные объекты инфраструктуры зачастую работают, конкурируя друг с другом, в то время как в регионах необходимо создание взаимоувязанной системы поддержки: от начинающих предпринимателей до бизнеса, направленного на дальнейшее развитие. На каждом этапе жизненного цикла субъекта малого предпринимательства должна быть обеспечена соответствующая поддержка предпринимателя. Организации инфраструктуры поддержки бизнеса должны последовательно и комплексно встраиваться в общую систему. Так, на сегодняшний день в большинстве регионов в соответствии с действующей нормативной правовой базой государственные бизнес-инкубаторы только предоставляют площади в аренду с минимальным набором услуг по сопровождению. При этом само понятие «инкубирование» предполагает «взращивание», создание комфортной среды и условий для начинающих, в том числе полное сопровождение до того уровня, когда предприниматель готов устойчиво и полноценно функционировать.

Особое значение для развития предпринимательства приобретает бизнес-образование. По результатам того же опроса в Забайкальском крае, о необходимости системы бизнес-образования заявили 87 % респондентов (в формате краткосрочных курсов, информационных семинаров-встреч, тренингов, обучающих бизнес-семинаров, вебинаров).

В настоящее время образовательную нагрузку несут инкубаторы при крупных образовательных организациях, а также частные инкубаторы, примеры которых в России единичны. В Забайкальском крае с 2014 года функция по обучению предпринимательству, формированию позитивного имиджа и коуч-сопровождению бизнеса возложена на региональный бизнес-инкубатор. Самостоятельно и консолидированно с другими организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства проводится ряд обучающих семинаров, интенсивов, информационные встречи, выездные мероприятия в муниципальные образования, направленные, в том числе на формирование и объединение бизнес-сообщества.

Кроме того, уже на начальном этапе, как только бизнес-идея проработана и готова к реализации, должны подключаться все механизмы поддержки МСП, как государственные, так и коммерческие и общественные (менторство). Это позволит уйти от «точечной» помощи и рассеивания поддержки, что снижает её эффективность, а также повысить жизнеспособность молодого бизнеса, тем самым, увеличивая количественные и качественные показатели, характеризующие развитие предпринимательства.

 

Литература:

 

1.         Официальный сайт Федеральной государственной статистики [электронный ресурс]. URL: http:// gks.ru (дата обращения 06.06.2015)

2.                   Постановление Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года № 220 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Экономическое развитие» [электронный ресурс]. URL: http:// минэконом.забайкальскийкрай.рф/gosprogrammy.html (дата обращения 25.06.2015)

3.                   Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544224/ (дата обращения 25.06.2015)

4.                   Распоряжение Правительства Забайкальского края от 04 марта 2015 года № 83-р «Об утверждении отчета о результатах деятельности Правительства Забайкальского края за 2014 год» [электронный ресурс]. URL: http:// правительство.забайкальскийкрай.рф/deyatelnost_pravitelstva/otchet_o_deyatelnosti.html (дата обращения 25.06.2015)

5.         Стенограмма заседания Госсовета по поддержке малого и среднего бизнеса // Интернет-портал «Российской газеты». 2015. URL: http:// www.rg.ru/2015/04/07/putin-stenogramma.html (дата обращения 25.04.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle