Библиографическое описание:

Чажаев М. И., Эскиев М. А., Ялмаев Р. А. Проблемы информационно-коммуникационного потенциала современного государственного управления // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 301-304.

На сегодняшний день, наиболее активно и динамично происходит развитие технологий управления налоговой, бюджетной систем и технологий государственно-информационных порталов, которые реализуют взаимодействие органов управления и граждан посредством использования компьютерных сетей, электронного документооборота, технологий накопления информации в единую государственную базу данных, технологий информационных муниципальных систем, а также информационных систем коммунальной и жилищной сферы (в направлении внедрения единого расчетно-кассового центра), гео-информационных систем (основное направление — образование городских и земельных кадастров).

Разработка и внедрение ИТ-технологий в государственные и муниципальные сферы управления — стратегически важная задача.

Специалистами отмечены такие проблемы, существующие в современном российском информационном обществе:

-        полное отсутствие какой-либо ориентации создаваемых государственными органами информационных ресурсов на массовое обслуживание населения информацией, касающейся вопросов, связанных с деятельностью данных органов;

-        полное отсутствие законодательного механизма по регулированию правовых отношений в сфере государственно-информационных ресурсов;

-        полное отсутствие координации образования федеральными и региональными государственными органами власти информационных фондов, а также баз данных о юридических и физических лицах, а также о правовых отношениях между данными лицами. Это негативно сказывается на актуальности и полноте данных ресурсов, приводя существенному дублированию работ, касающихся их разработки и внедрения;

-        недооценка экономической значимости образованных информационных государственных ресурсов. Как следствие этого — неполнота, а чаще всего и полное отсутствие надлежащего бухгалтерского учета данных ресурсов на предприятиях и в учреждениях. Полного реестра внедренных и действующих в государстве информационных государственных ресурсов пока не существует.

Решение вышеперечисленных проблем требует разработки согласованных общегосударственных решений в сфере управления информационными государственными ресурсами на основании четко сформулированной информационной государственной политики.

Ниже приведены все государственные функции в сфере управления информационными государственными ресурсами:

-        разработка производных и первичных информационных продуктов и массивов, требуемых для выполнения всего перечня задач, касающихся государственного управления и воплощения конституционных гражданских прав для доступа к информации;

-        защита и надежная охрана информационных государственных ресурсов;

-        эффективное применение информационных ресурсов в рабочей деятельности, проводимой государственными учреждениями и органами власти;

-        обеспечение гражданам и организациям свободного доступа к необходимым информационным ресурсам в согласии с содержанием Конституции и действующего законодательства РФ.

В согласии с общей структурой управления государством, можно отметить такие уровни управления государственными ИТ- ресурсами:

-        региональный уровень;

-        федеральный уровень;

-        локальный уровень.

Системы ИТ-обеспечения государственных органов власти и управления можно разделить на такие основные виды:

-        федеральная система ИТ-обеспечения;

-        система ИТ-обеспечения, которая находится в совместном владении Российской Федерации, местных органов и субъектов РФ;

-        система ИТ-обеспечения субъектов РФ;

-        негосударственная система, используемая с целью предоставления информационных услуг государственным органам управления и власти.

Создаются они на федеральном уровне для решению федеральных государственных органов управления и власти. Системы совместного владения — по решению органов управления и власти субъектов РФ, систем информационного обеспечения субъектов РФ — на основании принятых решений органами управления и власти данных субъектов.

Самые актуальные направления информатизации государственных органов управления и власти:

1.      Внедрение технологии «электронного правительства»

«Электронное правительство» — принципиально новая система внешних и внутренних отношений государственных учреждений на основании применения возможностей, которые предоставляет сеть Интернет, телекоммуникационных и информационных технологий с целью максимальной оптимизации предоставляемых услуг, а также повышения степени участия населения в различных вопросах, касающихся государственного управления и усовершенствования различных процессов внутреннего характера.

В инфраструктуру электронного правительства входят интегрированные информационные государственные ресурсы в комплексе с развитой системой информационных служб, которые обеспечивают гражданам полностью регламентируемый доступ к данным ресурсам.

Внедрение концепции электронного правительства подразумевает решение задач следующего характера.

1.      Разработка и внедрение официальных интернет-сайтов, а также наполнение их официальной актуальной информацией. К обязательной информации следует относить (исходя из содержания аналогичных сайтов других государств) справочная, контактная и общая информация государственных учреждений, статистические данные, сообщения о важных событиях в государстве, нормативные акты и законы, правительственные отчеты, не засекреченное содержимое, находящееся в государственных архивах.

2.      Разработка интерактивных служб, которые дают возможность упростить различные процедуры взаимодействия государственных органов с населением, а также обеспечить максимально удобные и комфортные условия для обращения в госучреждения. В числе таких служб, которые развиваются во многих государствах, можно выделить оплату счетов, разработку и подачу налоговых деклараций, подачу заявлений, торговые электронные площадки для осуществления государственных закупок.

3.      Разработка эффективной системы обратной связи с населением. Сюда можно включить электронные почтовые ящики, созданные с целью принятия обращений от населения, а также закрытые и открытые форумы, системы соцопросов и голосования.

Наиболее первоочередной задачей в сфере информатизации госуправления является создание межведомственной структуры взаимодействия. С этой связью, исходя из содержания ФЦП «Электронной России» и проводится разработка и внедрение единой государственной системы передачи данных и управления (ЕГСУПД). Данная аббревиатура ЕГСУПД подразумевает межведомственную систему по сбору, хранению, анализу и распространению экономической, финансовой, хозяйственной и иной социально-значимой информации на основе проведения единой технической политики и достаточно строго регламентированного информационного взаимодействия. Она выступает в роли ключевого элемента электронного правительства в РФ.

Федеральные ведомства выстраивают свои информационные системы изолированно и независимо друг от друга, ориентируясь, прежде всего, на личные потребности (так наз. вертикальная интеграция). Данный подход обеспечивает защищенность всех данных систем, но, в свою очередь, делает проблематичным образование межведомственного взаимодействия (горизонтального) на любых уровнях административно-территориального государственного устройства (округ, федерация, район, регион). При этом происходит некоторое распыление большого размера материально-финансовых средств, проводится многократный ввод и процессы обработки дублирующейся информации.

Все ведомственные ИС являются изолированными от сетей общественных связей и не предусматривают конкретного информационного взаимодействия с организациями, населением и государством. К тому же, ведомства не обладают достаточным количеством ресурсов для надлежащего технического сопровождения и полноценного развития собственных ИС. Существующий недостаток финансирования заставляет разработчиков региональных ИС применять простейшие технологии, что негативно сказывается на их производительности, защищенности и масштабах.

Содержание ЕГСУПД и его техническое обслуживание должно проводиться централизованно с использованием финансирования из федерального бюджета. В таком случае, для ведомств и министерств, как и для территориальных администраций отпадет необходимость выстраивать собственные сети телекоммуникационного назначения, поддерживать их в работоспособном состоянии, отрабатывать различные вопросы, касающиеся информационного обмена с аналогичными структурами, что способно существенно сэкономить время, деньги и иные ресурсы.

ЕГСУПД, являясь единой информационно-коммуникационной инфраструктурой, предоставляет абсолютно для каждого участника взаимодействия перечень стандартных, типичных сетевых сервисов и услуг. Среди них такие: частные виртуальные сети для возможности безопасной передачи данных, услуги электронной почты, межведомственная и внутренняя телефонная и факсимильная связь, потоковые аудио и видеовещание, и иные мультимедийные услуги, которые обеспечивают работу современных инновационных приложений, к примеру таких, как телемедицина и дистанционное обучение.

2.      Информатизация регионов страны. В данном случае, заключаются соглашения, касающиеся сотрудничества Минтранса и связи РФ с региональными администрациями и подключение администраций МО к компьютерным сетям.

Самыми популярными и востребованными направлениями автоматизации в регионах выступают такие:

-        внедрение БД по земельным ресурсам;

-        образование БД по недвижимым объектам;

-        разработка БД различной документации.

Достаточно активно в регионах действует процесс по перемещению всей тяжести деятельности, связанной с информатизацией с региональных уровней на муниципальные. Данные процесс вполне объясним, так как практически все ИТ-ресурсы разрабатываются именно на муниципальных уровнях и только после разработки применяются и на федеральных и на региональных уровнях.

Самыми острыми проблемами в региональной информатизации являются:

-        полное либо частичное отсутствие единого государственного подхода при использовании ИТ-ресурсов государственными органами управления и власти любого уровня;

-        полное отсутствие единой системы регистров, классификаторови кадастров;

-        неоправданно повышенные требования, касающиеся закрытия информации;

-        присутствие несовместимости информационных ресурсов;

-        повышенная стоимость программных и технических средств, а также доступа к ИТ-системам;

-        недостаточность методического и правового обеспечения информатизации регионов;

-        наличие проблем и нерешенных вопросов, касающихся информационного взаимодействия между населением, хозяйствующими субъектами и государственными и муниципальными органами власти.

3.      Разработка автоматизированной системы «Государственного регистра населения» (сокр. АС ГРН) Полное отсутствие единой эффективной базы данных по населению, как правило приводит к сложностям в сборе налогов и к необоснованным выплатам разного рода пособий, затратам на социальные и демографические исследования, а также к неоправданным трудностям в процессе обслуживании граждан в учреждениях госвласти и в органах местного самоуправления.

4.      Внедрение эффективной электронной системы государственных закупок на основании технологий электронно-цифровой подписи. Повышение размера информационных потоков между поставщиками и государственными заказчиками приводит, как правило, к необходимости образования электронной системы для обеспечения государственных закупок. В нынешних условиях применение традиционных способов взаимодействия участников чаще всего приводит к потере информации, что негативно отображается на сроках и качестве выполнения государственного заказа.

5.      Разработка ИТ-систем для возможности предоставления гарантированного пакета электронных услуг населению и деловым кругам. Проводится развитие ИТ-поддержки бизнеса и предпринимателей.

 

Литература:

 

1.                  Эскиев М. А. Уянаева Х. Б. Гиш Б. А. Формирование институциональных условий конкурентоспособности регионов как основа социально-экономического развития субъекта РФ. ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова» Актуальные проблемы региона на современном этапе развития г. Нальчик

2.                  Ялмаев Р. А. Федеральные целевые программы в стратегии развития регионов. Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 17–23 апреля, 2006 г. — Вып. 4: Мировая экономика и финансы/ВолГУ; редкол.: Б. Н. Сипливый (отв. ред) и др. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. -390с.

3.                  Ялмаев Р. А. Саидов З. А. Динамика и специфика развития торговли и сферы услуг в ЧР. Научный журнал факультета госуправления «ФГУ Science» № 3, 2014

4.                  Эскиев М. А. Социально-Экономическое развития Чеченской Республики ГГНТУ, Грозный, 2014

5.                  Эскиев М. А. Чажаев М. И. Проблемы в сфере развития инновационной деятельности регионов России. Экономика и предпринимательство № 6 (ч.2) (59–2) 2015 г.

6.                  Чажаев М. И. Эскиев М. А. Современные проблемы государственного управления. Современные проблемы науки и образования

7.                  Эскиев М. А. Чажаев М. И. Приоритеты социально-экономического развития горных территорий Чеченской Республики. Современные проблемы науки и образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle