Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П. Тувинские праздники как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 466-468.

Русский и тувинский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Авторитета достойно завоеванного тувинским и русским искусством, литературой, музыкой.

Мы не должны забывать о своем культурном духовном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, музыке. Мы должны обучать детей истории своей страны, города, села, обычаи, традиции, национальные колориты. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой части души ребенка, началом, порождающим личность. Но так как мы живем в Туве, то мы не должны забывать обычаи и традиции тувинского народа.

Детство — это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты величия.

Средний дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей данного возраста любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры [1].

Педагогическим коллективом МБДОУ «Хунчугеш» с. Берт-Даг Тес-Хемского района был разработан план мероприятий, который включал содержание тувинских праздников.

Для успешного выполнения намеченных мероприятий необходимо оборудование и оснащения педагогического процесса. В связи с этим педагогами и родителями ДОУ был собран большой методический материал для бесед с детьми среднего дошкольного возраста и проведения занятий по патриотическому воспитанию. Приобретены видеокассеты, буклеты, книге о Туве, изготовлены альбомы «История Тувы», «Животный мир и растения Тувы», «Обычаи построения юрты» о быте и устройстве юрты, сделана картотека тувинских и русских игр, оформлены папки — передвижки на темы «Малая Родина, в которой я живу».

Силами педагогов, детей и родителей были организованы в каждой группе мини-музеи экспозиции, которых посвящены родному городу, быту тувинцев, истории республики и России. На базе мини — музеев проводятся занятия, беседы с детьми данной группы. Дошкольники имеют возможность заниматься в них самостоятельной исследовательски-поисковой деятельностью и игровой. Все это делает мини — музеи важным средством воспитания будущих патриотов.

Постоянными в ДОУ стали панорамы открытых мероприятий «Растим патриотов», выставки творческих работ детей и их родителей среднего дошкольного возраста «Расцветай, Тува родная!». Фестиваль русских и тувинских народных игр, театрализованный фестиваль «Что за представление — всем на удивление», с использованием произведений устного тувинского народного творчества, тематические развлечения и праздники «День пожилых людей», «День города», «День Победы», «Шагаа», «Наадым» и т. д.

Приобщения дошкольников к тувинским праздникам мы строили на основании следующих подходов: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевые и театрализованные игры). Интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного). При опоре на фольклор; использование взаимодействия в системе «воспитатель — ребенок — родитель», так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к тувинским праздникам.

В ходе исследования были выявлены критерии и показатели сформированности патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в определенной логической последовательности, предусматривающей природу и закономерности патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Цель исследования — опытно-экспериментальным путем определить эффективность ознакомления детей среднего дошкольного возраста с тувинскими праздниками. В исследовании приняли участие 40 детей среднего дошкольного возраста.

Для оценки знаний детей среднего дошкольного возрастать о тувинских праздниках мы составили 20 вопросов, которые задавались детям во время проведения бесед.

Выявив первоначальный уровень, мы проанализировали результаты и пришли к следующему выводу, что дети в обеих группах находятся на среднем уровне и низком уровнях знаниях о патриотическом воспитании.

На основе проведенной диагностики мы составили план, включающий тувинские праздники, с целью повышения знаний детей патриотического воспитания.

Приведем пример некоторых из них:

Праздник Наадым имеет тысячелетнюю историю. Самый ранний период Наадыма — родовое жертвоприношение в честь духа-хозяина местности и предков рода, которое устраивалось в середине лета, когда уже имелось определенное обилие молочных продуктов, сопровождавшееся праздничным гулянием, играми, состязаниями. Функциональная направленность Наадыма на данном этапе сводилась к демонстрации единения членов рода друг с другом, а также с охраняющими родовую территорию духами умерших предков и духами-хозяевами местности. В праздники дети узнают об истории самого праздника, с какой целью проводится этот праздник. Основная цель праздника Наадым — это чествование передовиков производства, обмен опытом, воспитание у детей любви к народным традициям и уважения к нелегкому труду животноводов.

Шагаа — праздник встречи Нового года по восточно-лунному календарю, который празднуется в конце января или в начале февраля, т. е. в начале белого месяца. Это очень глубокий праздник тувинцев, связанный с мировоззрением и духовной жизнью народа. Новый год обязательно встречают с восходом солнца, символизирующим всегда начало, рассвет, обновление в первый новогодний день. Вы обязательно по своим наблюдениям отметите то, что тувинцы, особенно взрослые, чтобы не пропустить момент наступления нового года — восход, не будут ложиться спать. Скорее всего, многие из них ночь проведут в буддийском монастыре, в котором монахи будут вести особую службу и читать мантры. Почему же? — спросите вы. Это связано с поверьем, которое все тувинцы знают, от мала до велика. Считается, что в эту ночь Будда объезжает на своей колеснице всю землю, а спящих людей он принимает за мертвых и не благословляет их. С восходом солнца все мужчины проводят особый сокровенный обряд — «сан салыры» на вершинах священных гор. Это очень древний обряд, несущий в себе информацию о жизни предков тувинцев, их образе мышления, духовной жизни [2, c. 45–51].

Празднование национального праздника Шагаа в детском саду «Хунчугеш» с. Берт-Даг стало приоритетным направлением работы, которого является сохранение и развитие традиционной тувинской культуры, формирование патриотического воспитания считается самым масштабным и красочным событием. Этот год не стал исключением — празднование длилось целую неделю, в течение которой дети соревновались в знании тувинских национальных традиций, обычаев, устного народного творчества.

Ежегодно в детском саду проходит конкурс на самый красивый, оригинальный и традиционный тувинский национальный костюм, приуроченный празднику Шагаа, в котором дети и их родители принимают активное участие. И в этом году воспитанники детсада пришли в очень красивых национальных костюмах самого разного дизайна.

Помимо конкурса национальной одежды проходит также конкурс национальных блюд, где традиционно представлены тувинские деликатесы из мяса, молочных продуктов. Среди представленных в этом году блюд выделялись барашки слепленные из талгана, лепешки в виде букв «Ш», «А», «Г», «А», «А», выглядевшие очень оригинально.

Среди воспитанников детского сада также был объявлен конкурс стенгазет на тему «Как празднуют Шагаа в Туве», работы конкурсантов украсили стены актового зала учреждения. Всю неделю в детском саду проходил показ фильмов о Туве, шли беседы-занятия, где детям рассказывали о традициях празднования светлого праздника Шагаа. Кроме того, дети учили скороговорки, загадки и песни о Туве, делали ручные поделки в виде национальной посуды и частей юрты. В рамках празднования недели Шагаа в садик были приглашены работники Дома культуры с. Берт-Даг, которые показали театрализованное представление «Шагаа-найырчалап туру, чолукшуулу» и сказку по мотивам тувинского фольклора.

Все познавательные и развлекательные мероприятия были направлены на то, чтобы детям было комфортно и интересно знакомиться с тувинской культурой, изучать ее, узнавать свою малую Родине, ее традиции и обычаи.

Оваадагыыры

Обряды и традиции тувинцев, функционировавшие до конца 30-х годов XX века, представляли сложную систему, в которой наряду с древнейшими обрядами существовали обряды и праздники, заимствованные у других народов, впитавшие, однако в себя элементы древних действ тувинцев. Практически все обряды приходились на весенне-летний период.

Составной их частью являлись коллективные моления, проводившиеся с целью освящения объектов природы и жертвоприношения «хозяевам» мест. Все коллективные моления связывает общее название дагылга, дагыыры (ср. монг. тахих, тахилга жертвоприношение, приносить в жертву). У тувинцев дагыыры означает освящение, так, летний обряд Оваадагыыры освещение (оваа культового сооружения из камней и веток, вид древнего жертвенника). Существуют также обряды освящения родовой горы (даг), Вселенной (Оран танды или Оран делегей), Неба (дээр), перевала (арт), тайги, деревьев: лиственницы и березы, растущих из одного места, или ели и березы (тельыяш), дерево-шамана (хам ыяш), начала реки (сугбажы), начала оросительного канала (бугабажы), источник целебной воды (аржаан), семейного очага (от).

Все они тесно связаны с традиционной хозяйственной деятельностью тувинцев, кочевым образом жизни. От того, насколько благосклонны были «хозяева» мест, духи к людям, зависело, по представлению древних тувинцев, благополучие рода, скота, удача на охоте, урожайность и т. д.

Однако, несмотря на общность названия, и главной цели, они во многом разнятся. Так, различны места их проведения вершина родовой горы, вершина священной, общей для нескольких фамилий горы, на которой возвышается большой оваа, трудный перевал, место у дерева шамана, начало оросительного канала и т. д. Неодинаков и состав участников: от членов одной семьи (от дагыыры), до представителей нескольких родов (оранделегейдагыыры) [31, c. 28–30].

Праздник оваа-дагыыры считается интереснейшим для детей. Увиденные на этом празднике действа, моления, различные национальные игры, которые проводятся во время освящения, способствуют узнаванию своих традиций, обычаев и святых мест.

По окончанию проведенной работы, провели контрольный срез, чтобы подтвердить эффективность опытно-экспериментальной работы.

Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях при использовании плана в усвоении детьми экспериментальной группы представлений тувинских праздников и умении использовать их в самостоятельной деятельности. В контрольной группе, где план не использовался, результаты изменились, но незначительно.

Таким образом, содержание всех проведенных мероприятий способствовало расширению знаний о тувинских праздниках: дети познакомились с семейными традициями, узнали о тувинских народных промыслах, об особенностях тувинских праздников, народных игр, познакомились с особенностями тувинского характера; узнали пословицы и поговорки, характеризующие национальную культуру тувинцев.

 

Литература:

 

1.      Майны, Ш. Б. Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ: диссертация... кандидата: 24.00.01 / Майны Ш. Б. — Кемерово, 2014.– 186 с.

2.      Кужугет, А. К. Шагаа / А. К. Кужугет // Круг знания. — Вып. 1. — Кызыл, 1998. –С. 44–51.

3.      Кыргыс, З. К. Тувинские праздники / З. К. Кыргыс // Музыка и время, 2005. — № 9. — С. 28–30.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle