Библиографическое описание:

Верхотурова В. В. Дидактический потенциал использования электронных и дистанционных образовательных ресурсов в обучении иностранному (английскому) языку // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 447-449.

На сегодняшний день дистанционное образование в России находится в процессе адаптации к тем изменениям, которые происходят в нашем обществе. Новые технические возможности и инструменты начинают оказывать существенное влияние на образовательную среду. Это, в свою очередь, ведет к переосмыслению социальной роли высшего образования в целом, поскольку оно становится все менее зависимым от географических границ и, одновременно, увеличивается его зависимость от интересов профессиональных сообществ. Современные электронные и дистанционные образовательные технологии ориентированы на достижение результаты и, следовательно, являются важным элементом при разработке цели-ориентированных образовательных программ. Таким образом, современное дистанционное образование предоставляет учащимся возможность автономного обучения, что ведет к серьезному изменению привычной образовательной формулы взаимоотношений между преподавателем и учащимся.

Ключевые слова: дистанционное образование, электронные образовательные ресурсы, самостоятельная работа студентов, иностранный язык

 

Дистанционное образование в системе российского высшего образования является на сегодняшний день фактором, оказывающим серьезное влияние на изменение основных методических принципов организации процесса обучения. Значимость данных изменений определяется тенденциями в использовании технологий, в пересмотре отношений между образовательными учреждениями и учащимися, в появлении новых видов деятельности внутри учебных заведений. В современной ситуации университеты имеют большие возможности для создания такой образовательной среды, где технологии будут, прежде всего, сориентированы на потребности учащихся.

Современные электронные и дистанционные образовательные технологии ориентированы на достижение результаты и, следовательно, являются важным элементом при разработке цели-ориентированных образовательных программ, в том числе по иностранным языкам. Таким образом, современное дистанционное образование предоставляет учащимся возможность автономного обучения, что ведет к серьезному изменению привычной образовательной формулы взаимоотношений между преподавателем и учащимся.

В этих условиях дистанционное обучение становится многосредовым, при этом используется все больше сред переноса учебной информации в качестве неотъемлемых способов преподавания курсов, как в рамках определенного курса, так и при межпредметных связях.

Наиболее очевидны перспективы использования электронных образовательных ресурсов и элементов дистанционного образования в организации самостоятельной работы студентов. Растущее в обществе понимание того, что подготовка квалифицированных работников, готовых к постоянному профессиональному росту, невозможна без навыков самостоятельной работы, также способствует популяризации дистанционного образования. В этой ситуации самостоятельная работа студентов (СРС), под которой понимается планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и методическому руководству, как в контакте с преподавателем, так и в его отсутствии, является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении [1].

Обучение с использованием электронных образовательных ресурсов, которое обеспечивает формирование способностей к самостоятельной, креативной деятельности и применяется для закрепления приобретенных знаний на реальных практических задачах, является эффективной формой самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку. Использование инструментов электронного обучения в полной мере отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению иностранному языку: мотивация к учению и личный интерес.

Еще одним направлением в обучении иностранным языкам, где использование электронных образовательных ресурсов предоставляет широкие возможности, является развитие системы международного лингвистического аудита. В этих условиях комплексная диагностика языковых потребностей межкультурной иноязычной профессиональной коммуникации на уровне международных стандартов может способствовать созданию валидной основы для формирования содержания обучения ИЯ, в полной мере отвечающего потребностям подготовки специалистов, способных эффективно осуществлять межкультурную иноязычную профессиональную коммуникацию [2]. При анализе зарубежного опыта организации и проведения независимого лингвистического аудита очевидна тенденция все большего привлечения дистанционных технологий к сертификационным процедурам. Так, если взять в качестве примера некоторые международные лингвистические экзаменационные агентства, успешно функционирующие в России (Cambridge ESOL, ESOL Pitman Qualifications, TOEFL) можно увидеть, что практически у всех этих агентств, наряду с традиционной версией сертификационных экзаменов по иностранному (английскому) языку существует компьютерная/дистанционная форма экзамена. Кроме самого экзамена, все эти языковые сертификационные организации практикуют дистанционные тренинги для подготовки к экзаменам, активно мотивируют кандидатов пользоваться электронными образовательными ресурсами, размещаемыми на своих официальных сайтах.

Широкие перспективы предоставляет использование электронного обучения в развитии системы дополнительного языкового образования. В рамках современной системы языкового образования развитие дополнительных образовательных программ по иностранным языкам и их интеграция в основные образовательные программы неизбежно вызывает серьезные затруднения, при одновременном понимании того факта, что уровень обучения иностранному (английскому) языку в непрофильных российских вузах, к сожалению, не соответствует требованиям международных стандартов. В качестве примера международных стандартов в области иностранного (английского) языка, на которые ориентируются много зарубежные университеты можно привести языковые стандарты Совета Европы, отраженные в «Common European Framework of Reference for Languages» [3]. Дисциплина «Иностранный язык» в рамках основной образовательной программы в российских высших учебных заведениях, особенно с учетом уровня владения иностранным языком у большинства выпускников школ, не может обеспечить языковую подготовку студентов на уровне требований зарубежных научных и образовательных учреждений. Это является одним из основных препятствий при развитии программ научной и образовательной мобильности студентов, развитии образовательных программ уровня «Double Degree».

Стремительно развивающаяся сфера дополнительного образования по иностранным языкам, включая различные языковые курсы, программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и т. д. призвана стать одним из возможных вариантов решения данной проблемы. Существующие дополнительные возможности изучения иностранных языков за рамками дисциплины «Иностранный язык» в российских вузах позволяют выпускникам вузов овладеть иностранным языком на уровне международных стандартов. Использование дистанционных технологий именно в этой сфере позволяет расширить традиционную аудиторию до, так называемой, «виртуальной». В результате, контроль за временем, местом и темпом обучения возвращается к учебному заведению, но учащиеся получают возможность общаться друг с другом. Учащиеся сами управляют временем, местом и темпом, широтой охвата и последовательностью учебного материала и, вдобавок, имеют возможность свободно общаться со сверстниками и преподавателями. Таким образом, дистанционные образовательные технологии именно в сфере дополнительного образования позволяют решить ряд проблем, обусловленных спецификой этого вида образования. В частности, одним из вариантов решения проблемы интеграции дополнительных языковых образовательных программ является переход российской системы высшего образования на модульную систему организации учебного процесса. Под модульным принципом организации учебного процесса в данной работе понимается самостоятельная, логически и структурно завершенная информационная единица [4]. Кроме того, модульный формат организации учебного процесса позволяет распределять модули в различном порядке, опираясь на необходимые узлы сопряжения.

Переход на модульную систему является продолжением реализации принципов Болонской декларации в рамках отечественной системы высшего образования, что также способствует адаптации системы к международным образовательным нормам и стандартам, в том числе в языковой подготовке. В отношении языковой подготовки основным преимуществом модульного принципа организации учебного процесса является то, что он позволяет разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, в зависимости от реальных потребностей будущих работодателей, а также «потребителей» образовательных программ, т. е. студентов. Более того, гибкая организация процесса обучения при реализации модульной стратегии, позволяет учащимся успешно сочетать обучение в российских и зарубежных образовательных учреждениях в рамках реализации совместных образовательных программ. Электронное обучение предоставляет серьезные возможности именно в части конструирования отдельных учебных языковых модулей, что может существенно повысить эффективность дополнительных языковых образовательных программ [5].

В ближайшем будущем можно ожидать появления нового типа отношений в рамках организации дистанционного образования, при котором учащиеся получают доступ к большим базам данных, гипермедийным комплексам, видео и тексту с помощью компьютерных сетей, — «сообщества молодых ученых». В заключении, можно указать несколько возможных стратегий развития дистанционного образования в целом и по иностранным языкам, в частности, [2]:

-                   Учебным заведениям следует начинать думать о ДО в терминах взаимодействия между учебными заведениями, а не в терминах конкретных программ. Это потребует новых подходов к разработке программ, поскольку ДО в состоянии распространиться за пределы различий между очным и заочным обучением и даже подготовкой и переподготовкой кадров.

-                   Учебным заведениям надо продумать организацию и управление развитием ДО с целью более гибкого использования новых технологических возможностей в соответствии с нуждами конкретных программ. Потребуются новые организационные подходы по мере развития ДО от односредового к многосредовому.

-                   Учебным заведениям необходимо определиться с целями и перспективами ДО, определить учебные, технические и административные цели ДО.

 

Литература:

 

1.      Дышлевая Ю. В. Дистанционное обучение иностранному языку в повышении коммуникативной компетентности гуманитарно-технической элиты // Проблеми та перспективи формування національної гуманітарно-техничної еліти: Збірнік ніукових праць Вип. 4(8). — Харків: НТУ «ХПІ», 2004. — 344 с.

2.      Беляева Е. Г. Теория и практика лингвистического аудита как новой технологии диагностики языковых потребностей в контексте корпоративного обучения иностранным языкам // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М. 2006. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-133453.html (дата обращения: 19.06.2014).

3.      Common European Framework of Reference for Languages -http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf

4.      Юдаев А. В. Дистанционное образование. Сборник статей. 2004. — ttp://www.sbiblio.com (дата обращения: 10.07.2015)

5.      Верхотурова В. В. Программы дополнительного образования по иностранному (английскому) языку как инструмент повышения эффективности языковой подготовки в российских вузах // Приволжский научный вестник. — 2015 — №. 3–2. — C. 38–40

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle