Библиографическое описание:

Хиревич Э. Ю., Швейцер С. В. Инвестиционная безопасность регионов России как подсистема экономической безопасности страны // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 291-296.

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения инвестиционной безопасности регионов России. Она является инструментом решения таких проблем как диспропорции в региональном развитии страны и изношенность основных фондов. Факторы инвестиционной безопасности делятся на позитивные (инвестиционный потенциал и привлекательность) и деструктивные (инвестиционные риски и угрозы). При оценке уровня инвестиционной безопасности используются индикаторы инвестиционных угроз, которые помогают определить уровень инвестиционной безопасности того или иного региона. На основе рейтинга инвестиционной привлекательности регионов ЦФО была проанализирована инвестиционная политика преуспевающих областей — Воронежская и Липецкая, а также дана общая характеристика деструктивных регионов ЦФО.

Ключевые слова: национальная безопасность, инвестиционная безопасность, инвестиционный потенциал, индикаторы инвестиционных угроз, инвестиционная привлекательность, инвестиционная политика, инвестиции.

 

Обеспечение национальной безопасности страны является первоочередной задачей любого государства. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» определяет национальную безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [1]. Концепцию национальной безопасности Российской Федерации составляет Совет Безопасности, основополагающей задачей которого является формирование стратегии экономической безопасности.

Указом Президента РФ от 12.05. 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., в которой отмечено, что «успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития». Однако переход на инновационный путь развития невозможен без высокой инвестиционной активности всех хозяйствующих субъектов. Таким образом, определено, что для обеспечения национальной безопасности необходимо формировать безопасность в инвестиционной сфере.

Инвестиционная безопасность является одной из составляющих экономической безопасности и определяет способы и методы предотвращения инвестиционных рисков и формирования благоприятного инвестиционного климата. Она также решает задачи, от которых зависят преодоление территориального дисбаланса экономического развития субъектов страны и обновление основного капитала, выступающего базисом инвестирования новаций и перехода к инновационной экономике. Таким образом, факторы инвестиционной безопасности, формируя предпосылки радикальной модернизации национальной экономики, выходят на первый план в системе экономической безопасности страны, а также занимают ключевое место в формировании долговременной инвестиционной политики.

В специальной литературе отсутствует единство мнений среди ученых по вопросу о классификации факторов инвестиционной безопасности. Однако самым распространенным является подход разделения их на позитивные факторы, повышающие инвестиционную безопасность, и деструктивные факторы, снижающие уровень инвестиционной безопасности.

К первым факторам относится, в частности, инвестиционный потенциал, то есть наличие производственных, трудовых, информационных, инновационных и финансовых ресурсов регионов. За период 2011–2013 гг. наблюдается рост производственного и трудового потенциалов на 23,6 % и 0,58 % соответственно. Однако рост стоимости основных фондов связан не с их приобретением, а прежде всего с ежегодной переоценкой. Данные информационного и инновационного потенциалов показывают значительное снижение. Так, число научных организаций снизилось за исследуемый период на 5,3 %, а число персонала, занятого научными разработками, — на 2,1 %. Эти тенденции свидетельствуют о наличии проблемы в современном развитии России [2].

Ко второй группе факторов относится наличие угроз. Они возникают в сфере инвестирования заемных средств, обусловленной необходимостью воспроизводства и накопления основного капитала, где существуют специфические факторы и риски. Инвестиционные угрозы находят отражение, например, в высоких процентных ставках банковского кредита. Так, с целью снизить девальвационные и инфляционные риски в декабре 2014 года ЦБ РФ поднял ключевую ставку до 17 %, что фактически привело к росту ставок кредитов под оборотные средства до 25–30 %. Таким образом, чем меньше угроз в инвестиционной сфере, тем благоприятнее инвестиционный климат, способствующий повышению инвестиционной активности бизнеса и экономической безопасности страны.

Определение инвестиционной безопасности является очень сложной задачей, так как для предвидения, анализа и предупреждения инвестиционных угроз необходимо учесть различные факторы, а также дополнительные инвестиционные затраты. При оценке уровня инвестиционной безопасности используют индикаторы инвестиционных угроз — предельные показатели инвестиционной деятельности, отражающие воздействие экономических факторов. Как угрозу инвестиционной безопасности выделяют низкую инвестиционную активность, к индикаторам которой относят объем инвестиций в основной капитал на душу населения, руб.; отношение объема инвестиций к ВВП, %; объем инвестиций в основной капитал, % [3].

Относительно инвестиционной активности регионов необходимо отметить наличие существенных диспропорций в региональном развитии страны. На контрастность социально-политического и экономического развития субъектов РФ оказывают серьезное влияние особенности региональных политик. Даже в рамках одного федерального округа прослеживается неравномерность социально-экономического развития российских территорий, что создает серьезную проблему для обеспечения одинаково высокого уровня качества жизни населения в регионах. В частности, это касается и привлечения инвестиций в основной капитал.

Основываясь на данных анализа темпов роста инвестиций в основной капитал федеральных округов Российской Федерации за период 2002–2013 гг. [4], можно сделать следующие выводы. Наблюдается большой разрыв в уровне экономического развития между Центральным федеральным округом и другими федеральными округами. Таким образом, Центральный федеральный округ (ЦФО) является центром инвестиционной привлекательности страны и занимает первое место в России по доле инвестиций в основной капитал, которая на протяжении всего исследуемого периода составляет 24–27 %.

С момента своего образования ЦФО стал одним из наиболее благополучных, с точки зрения социально-экономического развития, макрорегионов России. Однако в рамках самого Центрального федерального округа последовательно прослеживается межрегиональная контрастность в развитии областей. По большому счету, в Центральном федеральном округе успешно развиваются только 3–4 региона. В остальных случаях прослеживаются либо разнонаправленные тренды развития, либо доминирование проблемных зон в социально-экономическом развитии регионов. В связи с этим нами был проведен анализ темпов роста инвестиций в основной капитал регионов ЦФО за период 2002–2013 гг. [4].

Аналитические данные показали, что на протяжении исследуемого периода в целом происходит увеличение объемов инвестиций в основной капитал ЦФО. Однако, существует проблема территориальных диспропорций развития регионов округа. Так, на г. Москва и Московскую область приходится около 70 % инвестиций ЦФО, в то время как Ивановская, Костромская и Орловская области характеризуются самыми низкими уровнями инвестиционной привлекательности в округе. Выделяется Воронежская область, которая с 2009 г. стабильно занимает 3 место по инвестициям в основной капитал в ЦФО. Она входит в число ведущих регионов России по темпам роста объема инвестиций. Аналогичные высокие темпы роста демонстрирует Липецкая область. Что свидетельствует о высоком уровне инвестиционной привлекательности областей и подтверждается рейтингом инвестиционной привлекательности регионов ЦФО, представленном в таблице 1.

Таблица 1

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов ЦФО в 2005, 2014 гг. [5]

2005 год

2014 год

Максимальный потенциал — минимальный риск (1А)

 

Г. Москва (1,10)

Московская область (2,6)

Средний потенциал — минимальный риск (2А)

 

Белгородская область (17,8)

Пониженный потенциал — минимальный риск (3А1)

 

Воронежская область (19,3)

Тульская область (35,12)

Курская область (36,9)

Липецкая область (40, 2)

Тамбовская область (52,7)

Незначительный потенциал — минимальный риск (3А2)

Высокий потенциал — умеренный риск (1В)

Г. Москва (1,9)*

Московская область (3,19)

 

Средний потенциал — умеренный риск (2В)

Пониженный потенциал — умеренный риск (3В1)

Белгородская область (24,4)

Воронежская область (25,42)

Тульская область (31, 48)

Липецкая область (34,2)

Курская область (36,43)

Ярославская область (37,7)

Владимирская область (40,62)

Калужская область (41,23)

Тверская область (44,31)

Брянская область (43,53)

Владимирская область (37,17)

Ивановская область (57,57)

Калужская область (31,14)

Рязанская область (51,23)

Смоленская область (46,42)

Тверская область (45,54)

Ярославская область (38,26)

Незначительный потенциал — умеренный риск (3В2)

Смоленская область (52,50)

Орловская область (58,15)

Ивановская область (65,55)

Костромская область (69,34)

Тамбовская область (57,17)

Костромская область (73,59)

Орловская область (62,52)

Максимальный потенциал — высокий риск (1С)

Средний потенциал — высокий риск (2С)

Пониженный потенциал — высокий риск (3С1)

Брянская область (47,70)

 

*В скобках указан ранг инвестиционного потенциала и ранг инвестиционного риска региона

 

Таким образом, хотелось бы выделить такие регионы, как Воронежская и Липецкая области, которые из категории 3В1 перешли в категорию 3А1. Данные регионы признаны экспертами регионального рейтингового агентства самыми инвестиционно привлекательными территориями ЦФО. Это объясняется тем, что указанные регионы улучшили свои позиции по ряду показателей, составляющих инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Согласно данным об инвестиционном потенциале за 2005–2014 гг., Воронежская область улучшила практически все показатели за исследуемый период (самое значительное улучшение — с 32 позиции на 22 по показателю финансового потенциала), поднявшись на 19 ранг инвестиционного потенциала. Что касается Липецкой области, то здесь наблюдается снижение ранга инвестиционного потенциала до 40, но при этом значительно улучшены показатели потенциала трудового (с 47 до 37), институционального (с 50 до 41), инфраструктурного (с 14 до 8) [5].

Что касается инвестиционного риска за 2005–2014 гг., Воронежская область заняла 3 место и значительно улучшила все показатели, при чем, максимальное улучшение наблюдается по позициям экономического (с 70 до 16), криминального (с 67 до 5) и управленческого (с 83 до 5) рисков. Липецкая область занимает второе место по рангу инвестиционного риска, показатели которого показывают большую стабильность относительно показателей Воронежской области. Однако нельзя не отметить, что улучшились показатели законодательного (с 38 до 12), экономического (с 23 до 12), экологического (с 71 до 35) и управленческого (с 52 до 4) рисков [5].

Таких результатов выделенные области добились благодаря грамотной политике по формированию финансовых мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности регионов, а также разработке эффективной инвестиционной стратегии.

Так, Воронеж был признан экспертами самым инвестиционно привлекательным городом среди региональных столиц Центральной России. Объем инвестиций по итогам 2013 года превысил в Воронеже 51 млрд рублей. Лидирующие позиции по инвестициям в основной капитал в разрезе видов экономической деятельности занимают воронежские предприятия транспорта и связи — 22,4 млрд рублей, что составляет 43,8 % от общего объема инвестиций. На втором месте находятся предприятия промышленного сектора экономики с показателем 9,1 млрд рублей, или 17,8 %. На данный момент в городе реализуются 42 инвестпроекта (количество инвестиционных проектов региона — 59) на сумму 37,9 млрд рублей [6].

Вложение инвестиций в основной капитал осуществляется в Воронеже в основном за счет привлеченных средств (40,4 млрд рублей), в структуре которых основную долю представляют бюджетные источники — 21 млрд рублей; в том числе из федерального бюджета — 14,3 млрд рублей. Объем банковских кредитов составил по итогам года 2,7 млрд рублей. К основным иностранным инвесторам области относятся: Германия, Кипр, Нидерланды, Италия. Количество инвестиционных проектов иностранных компаний на территории Воронежской области составляет 17. На долю собственных средств в 2013 году пришлось 20,9 %, что составило 10,7 млрд рублей.

Для большей комфортности инвесторов в регионе совершенствуется нормативно-правовая база в отношении реализации инвестпроектов. В Воронежской области действует Совет по улучшению инвестиционного климата, Специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Применительно к городу Воронежу важнейшими стратегическими документами, определяющими его развитие, являются Стратегический план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года и Программа комплексного социально-экономического развития городского округа город Воронеж на 2014–2020 годы.

На территории региона формируются промышленно-производственные площадки для реализации инвестпроектов, транспортная и бизнес инфраструктура, создано четыре индустриальных парка, что способствует развитию конкуренции и привлекательности области для инвесторов. В аспекте Воронежа необходимо отметить, что город является не только одним из крупнейших промышленных, научных и культурных центров России, но и обладает развитой инфраструктурой учреждений образования и здравоохранения.

В Липецкой области текущее состояние инвестиционного климата характеризуется позитивной динамикой инвестиций в основной капитал (среднегодовой темп роста за 2000–2013 годы составил более 116 %), которые на 2013 год составили 1010049,9 млн. руб. В 2013 году Липецкая область занимала 3 место по привлечению иностранных инвестиций среди субъектов Центрального Федерального округа. Иностранные вложения от прямых инвесторов направлены в предприятия, занимающиеся производством пищевых продуктов, включая напитки и табак — 67,4 % всех прямых инвестиций, оптовой и розничной торговлей — 20,5 %, сельским хозяйством, охотой и представлением услуг в этих областях — 7,1 %. Прочие инвестиции поступили в основном в предприятия, занимающиеся металлургическим производством и производством готовых металлических изделий — 90,4 % всех прочих вложений [7].

Рейтинговое агентство Fitch Ratings с 2009 года присваивает Липецкой области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «Стабильный». Это является показателем благополучия социально-экономической ситуации региона. Также Липецкая область первой в России получила национальный рейтинг международного агентства 5 «А+».

Это достигнуто наличием инвестиционного законодательства с широким спектром форм государственной поддержки, Нормативно-правовая база представлена государственной программой Липецкой области «Обеспечение инвестиционной привлекательности Липецкой области на 2014–2020 гг».. Стратегической целью инвестиционной политики региона в условиях низкого ресурсного потенциала является привлечение инвестиций в промышленно-технологическую сферу, в производство новых продуктов с использованием инновационных технологий, развитие агропромышленного комплекса, туризма и рекреации. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Всего расходы областного бюджета на реализацию Государственной программы составляют 1065847,4 тыс. руб.

В области создана необходимая правовая база деятельности особых экономических зон и индустриальных парков, при этом создана трехуровневая система, предлагающая инвестору выбор наилучших возможностей для размещения бизнеса: федеральная особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» (ОЭЗ ППТ «Липецк»), региональные особые экономические зоны, индустриальные парки.

Для достижения цели и решения задач Государственной программы реализуются две подпрограммы: Подпрограмма 1 «Улучшение инвестиционного климата в Липецкой области» (объем средств за счет областного бюджета 265847,4 тыс. руб.); Подпрограмма 2 «Создание условий для эффективного функционирования особых экономических зон» (объем средств за счет областного бюджета 350000 тыс. руб.). В рамках Подпрограммы 2, строятся объекты инфраструктуры для функционирования особых экономических зон с целью большего привлечения отечественных и иностранных инвестиций. Оценка расходов федерального бюджета на финансирование объектов инфраструктуры ОЭЗ ППТ «Липецк» составляет 541760 тыс. руб., объем средств внебюджетных источников на строительство инженерной инфраструктуры — 12207350 тыс. руб. [7].

В рамках Государственной программы применяются следующие меры государственного регулирования:

-        снижение налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, освобождение от уплаты налога на имущество и транспортного налога;

-        предоставление государственных гарантий Липецкой области по займам и кредитам, направляемым на реализацию инвестиционных проектов;

-        предоставление объектов залоговых фондов области и муниципальных образований для обеспечения исполнения обязательств хозяйствующих субъектов, привлекающих заемные средства для реализации инвестиционных проектов на территории области.

Также область располагает развитой транспортной инфраструктурой и включает в себя автомобильные и железные дороги, авиалинии, дополняющие друг друга и взаимодействующие в перевозке грузов и пассажиров, которые органично интегрированы в транспортную систему Российской Федерации. По насыщенности автомобильными дорогами область входит в первую десятку регионов России.

Как уже говорилось выше, ЦФО характеризуется наличием регионов с неблагоприятным инвестиционным климатом, а также деиндустриальных регионов. Особенность сложившейся системы привлечения инвестиций таких областей заключается в том, что их инвестиционная политика опирается не на отраслевые приоритеты, а на единичных ключевых инвесторов, для привлечения которых существует масса барьеров. Самый высокий барьер, по мнению экспертов — коррупционная составляющая. Также негативным аспектом является то, что поддержки для развития инновационного малого бизнеса недостаточно, а инновационные проекты, как правило, не имеют промышленного характера [9].

Следовательно, регионам с неблагоприятным инвестиционным климатом необходимо пересмотреть направления инвестиционной политики с целью развития ключевых сфер экономики и привлечения в них достаточного потока инвестиций, что определяет развитие территорий в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В связи с этим является целесообразным обратить особое внимание на опыт формирования инвестиционной политики и ее инструментов Воронежской и Липецкой областей, которые характеризуются развитой нормативно-правовой базой с широким спектром форм государственной поддержки. Благодаря этому отстающие регионы значительно улучшат свои позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности за счет наращивания инвестиционного потенциала, а также ресурсов для устранения инвестиционных рисков. Данные меры также будут способствовать преодолению межрегионального контраста в уровне социально-экономического развития в ЦФО РФ. Так, станет возможным устранение диспропорции территориального развития России, в частности, значительного разрыва в объемах инвестиций в основной капитал регионов ЦФО РФ.

 

Литература:

 

1.                  О безопасности [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru

2.                  Н. А. Сучкова, Е. Н. Грошилина. Инвестиционный потенциал России на современном этапе экономического развития [Электронный ресурс] / УДК 330.322 (470). — Режим доступа: http://orelgiet.ru/docs/pdf/68_10_12_12.pdf

3.                  Филатова А. С. Инвестиционная безопасность РФ в современных условиях [Текст] / А. С. Филатова // Молодой ученый. — 2015. — № 1. — С. 304–307.

4.                  Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru

5.                  Инвестиционная привлекательность России [Электронный ресурс] / РА Эксперт. — Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/regions/2013/att1/att1–4

6.                  Сергей Маргелов. В какие города ЦФО идут инвестиции? [Электронный ресурс] / Региональное деловое издательство Экономика и жизнь. Черноземье — Режим доступа: http://www.eizh.ru/articles/analitika/v-kakie-goroda-tsfo-idut-investitsii/

7.                  Администрация Липецкой области Постановление от 11 октября 2013 года N 458 об утверждении государственной программы Липецкой области «Обеспечение инвестиционной привлекательности Липецкой области»

8.                  Елена Селиванова. Успешные и проблемные зоны экономического развития регионов ЦФО. [Электронный ресурс] / Экономика и жизнь. Русь. — 22.03.2014. — Режим доступа: http://riarus.ru/articles/analitika/uspeshnye-i-problemnye-zony-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-tsfo/

9.                  Смирнов А. И., Кацик Д. Е., Руйга И. Р. Механизм активизации инвестиционной деятельности в регионе: монография. — Новосибирск: ЦНРС, 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle