Библиографическое описание:

Халилова К. Ф. Некоторые вопросы правового положения государств и юридических лиц в международном частном праве // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 384-387.

На сегодняшний день юридические лица являются одним из основных участников в отношения международного характера. Гражданский Кодекс Российской Федерации дает следующее определение юридическому лицу: «организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». [1] Правовое положение юридических лиц в Российской Федерации определяется законодательством и Уставом, в то время как правовое положение юридических лиц в международном частном праве регулируется международными договорами и нормами национального законодательства, в котором создана и ведет свою деятельность организация.

Для определения правового положения юридического лица в международном частном праве используются такие понятия как личный закон (статут) юридического лица и национальность юридического лица.

Личный закон определяет внутреннюю организацию юридического лица, уставный капитал, права и обязанности учредителей и другие элементы.

Национальность юридического лица не следует путать с национальностью, или гражданством, физического лица. В международном частном праве этот термин имеет значение принадлежности к определенному государству.

Национальность юридического лица определяет его личный статут. Отсюда следует, что, например, является ли объединение юридическим лицом, зависит от его национальности. Национальность юридического лица дает о представления о тех правах и обязанностях, которыми наделено данное объединение.

Для решения различных правовых ситуаций, возникающих как в международном частном праве, так и в публичном праве, необходимо, прежде всего, определить национальность юридического лица. Существуют следующие подходы, которые помогут это осуществить:

1)                  Критерий инкорпорации.

2)                  Критерий местонахождения юридических лиц

3)                  Критерий основного места деятельности юридического лица.

Таким образом, на данный момент не существует унифицированного подхода для определения национальности юридического лица.

Не меньшее значение имеет вопрос о правовом положении иностранных юридических лиц в Российской Федерации.

Следует отметить, то иностранные юридические лица, если они были признаны таковыми, на территории Российской Федерации действуют в соответствии с ее национальным законодательством. Также возникает вопрос о том, какой режим будет предоставлен юридическому лицу и каким комплексом прав и обязанностей оно будет наделено.

В соответствии со ст. 29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих из других государств устанавливается национальный режим, следовательно торговые фирмы — импортеры получают возможность осуществлять свою деятельность наравне с российскими торговыми организациями за некоторыми изъятиями. Отсюда можно сделать вывод, что именно национальное законодательство той страны, в которой осуществляет свою деятельность иностранное юридическое лицо, определяет набор его прав и обязанностей. [2]

ГК РФ также указывает на то, что деятельность иностранных организаций регулируется национальным законодательством, в частности статья 2 гласит: «Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». [1]

Иностранные юридические лица могут осуществлять свою деятельность путем открытия филиалов и представительств.

В соответствии с ГК РФ «Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту», а филиал представляет собой «обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства». [1]

Таким образом были рассмотрены права иностранных юридических лиц при осуществлении своей деятельности на территории Российской Федерации, а также рассмотрены варианты определения личного закона и национальности юридического лица.

Второе важное направление, которое необходимо осветить в рамках данной статьи — правовое положение государства в международном частном праве. На сегодняшний день государства вступают в различные виды общественных отношений не только друг с другом, а также международными межправительственными организациями, но и в общественные отношения с юридическими лицами, различными организациями и физическими лицами.

Соответственно две группы отношений в зависимости от субъектов отношений помимо государства регулируются различными видами права. Так, отношения вида государство — государство и государство — международная межправительственная организация регулируются международным публичным правом, в то время как другая группа отношений регулируется международным частным правом.

В. В. Гаврилов приводит следующие примеры случаев, когда возникают отношения второго типа:

1)         государство осуществляет выпуск займов и облигаций, продаваемых иностранцам;

2)         государство заключает концессионные соглашения и торговые сделки;

3)         государство вступает в арендные отношения с иностранным участием;

4)         государство выступает в качестве наследника выморочного имущества;

5)         государство предоставляет гарантии по внешнеторговым сделкам. [3, стр. 104].

В приведенных примерах государство следует рассматривать как определенный субъект права, но не отождествлять его с юридическими лицами, поскольку суверенитет государства неотделим от него, и даже в тех ситуациях, когда государство выступает в качестве субъекта экономической деятельности, оно все равно имеет черты, которые будут отождествлять его с носителем государственной власти.

Возможность участия государства в подобных общественных отношениях определена положения Гражданского Кодекса РФ, а именно статьей 124 ГК РФ, которая гласит, что: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К данным субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов». [1]

Внешнеэкономические сделки государства в Российской Федерации регулируются положениями ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который ограничивает участие РФ во внешнеэкономических сделках: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами». [2]

Таким образом, можно сделать вывод, что Российская Федерации, равно как и субъекты РФ может принимать участие во внешнеэкономических отношения, а также в отношениях хозяйственного характера.

Одной из особенностей, которая отличает государство как специфичный субъект в отношениях собственности, является государственный иммунитет. В его основе лежит принцип «равный не имеет права над равным». В данном принципе можно выделить такие составляющие как:

1.                   Судебный иммунитет;

2.                   Иммунитет от предварительного обеспечения иска;

3.                   Иммунитет от принудительного исполнения иска;

4.                   Иммунитет собственности государства.

Понятие государственный иммунитет раскрывается через определения его составляющих, поэтому необходимо осветить каждое из них более подробно.

Судебный иммунитет представляет собой неподсудность одного государства другому. Его значение состоит в том, что одно государство не может выступать в качестве ответчика по судебным делам в судах другого государства, а если такая ситуация и возможна, то только при таких обстоятельствах, когда существует выраженное в официальной форме и в соответствии со внутренним законодательством согласие на то государства — ответчика.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска несет в себе недопустимость наложения принудительных мер на имущество государства без его согласия.

Иммунитет от предварительного исполнения иска предполагает, что без согласия государства нельзя осуществить вынесенное против него решение.

Иммунитет собственности государства имеет тесную связь со всеми описанными выше принципами и предполагает, что в отношении собственности одного государства не могут быть применены меры насильственного воздействия другого государства.

Иммунитет собственности распространяется на органы государства, представляющие его на территории другого государства, и на использующееся в этом случае имущество. При этом государство может отказаться от иммунитета имущества, что обычно закрепляется международными договорами, чаще всего двусторонними.

Таким образом, было рассмотрено правовое положение государства в международном частном праве, виды права, которые регулируют это положение, способы взаимодействия государств межу собой, а также с юридическими и физическими лицами.

 

Литература:

 

1.                   Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1

2.                   Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

3.                   Гаврилов В. В. Международное частное право. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М), 2011. — 304 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle