Актуальность гендерного подхода в современном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (94) июль-2 2015 г.

Дата публикации: 16.07.2015

Статья просмотрена: 4508 раз

Библиографическое описание:

Козырева, Ю. В. Актуальность гендерного подхода в современном образовании / Ю. В. Козырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 473-476. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21165/ (дата обращения: 20.04.2024).

В современном мире ценность гармоничного развития личности, учитывающего все стороны и особенности индивидуальности, сложно оспорить. А возможно оно только тогда, когда тело, интеллектуальная и эмоциональная составляющие «мирно сосуществуют», слаженно работая на то, чтоб способствовать самопознанию и саморазвитию человека, помочь ему найти своё место в жизни, свой путь и сделать в конечном итоге счастливым.

Бесспорно, принадлежность к определенному полу является одной из тех важнейших характеристик, которые затрагивают не только телесную, но и интеллектуальную и эмоциональную составляющую человека. Однако ориентируясь в первую очередь на биологический пол, общество априори приписывает человеку определенные стереотипы поведения, свойства характера, образ жизни, цели и т. д., которые далеко не всегда совпадают с реально существующими особенностями индивида. Исследователи считают, что «разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека» [1, С.13]. Поскольку по природе своей человек является существом биосоциальным, его не может не затрагивать возникающая дисгармония между его сущностью и ожиданиями, возложенными на него.

В связи с этим современные исследования четко выделяют два понятия, связанные с половой идентификацией человека. Так, М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева в своей работе пишут: «В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе — пол как систему полоролевых отношений. Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности» [9, С.348].

Гендерный подход, учитывающий, что отличие воспитания, способов поведения, взаимодействия с окружающим миром и людьми мужчин и женщин определяется «не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами» [9, С.349], становится всё более актуальным в различных сферах и областях жизнедеятельности человека. В соответствие с этим подходом гендерные стереотипы рассматриваются не как определяемые полом, с которым рождается человек, а как исторически сложившиеся в обществе и навязываемые человеку как его составляющей. Следовательно, эти стереотипы являются гибкими конструкциями, они подвержены изменениям, которые могут произойти и происходят в общественном сознании, а значит, могут меняться в пользу человеческой индивидуальности.

И. Н. Евтушенко отмечает, что «социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: политику, экономику, культуру, образование» [2, С.3]. Актуальность гендерной проблематики в образовании как социальном институте, ставящем себе целью развитие гармоничной личности, неоспорима. В системе образования, в процессе взаимодействия с педагогами и одноклассниками и при работе с учебными материалами, ребенок получает опыт гендерных отношений — сталкивается с тем, что от принадлежности к определенному полу зависят ожидания, предъявляемые человеку. По утверждению И. С. Клециной, «особую роль в процессе гендерной социализации играет сама организация учебных заведений — это не только коллектив и помещение, это еще и система правил, по которым люди взаимодействуют между собой, тот порядок, который позволяет им работать» [6, С.103]. Таким образом, образовательное пространство является важнейшим фактором гендерного воспитания ребенка.

Однако в большинстве своем в современных школах осуществляется полоролевой подход к обучению и воспитанию, который «представляет собой традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно тем нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к человеку культурно-исторически» [9, С.350]. Это значит, что ребенок воспитывается в духе жесткой половой идентичности, вместе с которой ему предписываются определенные нормы поведения, реакции на окружающий мир, поощряются традиционно соответствующие полу виды деятельности, навязывается мысль о принципиальном различии между полами. Ко всему прочему во взрослой жизни для человека, ставшего заложником навязанных ему с детства гендерных стереотипов, последние становятся преградой на пути к успеху, не давая возможность реализоваться в полной мере его потенциалу и способностям.

Е. В. Зенкевич обнаруживает любопытное противоречие, существующее в современной системе образования: «Какими качествами должны обладать идеальные ученики, по мнению учителей? Прежде всего — это желание учиться, интерес к учёбе, трудолюбие, воспитанность, усидчивость.

А вот если изменить вопрос: «Какими бы вы хотели видеть юношей и девушек, оканчивающих школу?», то ответы были бы совершенно другими. Мальчики должны быть, прежде всего, уметь принимать решение, быть уверенными в своих собственных силах, целеустремлёнными, умеющими нести ответственность за свои поступки, иметь собственное мнение, быть надёжным и мужественным. Никто даже не вспомнит об усидчивости, внимательности. Девочек же хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, добрыми, женственными, мягкими, скромными, нежными, гордыми, с чувством собственного достоинства, а также уверенными в своих силах и умеющими принимать самостоятельные решения.

Значит, учим мы тех, кто желает учиться, трудолюбивых, умных, усидчивых, воспитанных, а получить на выходе должны умеющих принимать решение, уверенных в себе, да ещё и мужественных юношей и женственных девушек» [3].

Действительно, система образования продолжает воспроизводить традиции патриархата [9, С.352]. Так, например, Л. В. Попова отмечает, что девочек обычно побуждают отходить на второй план в образовательном процессе, а мальчиков поощряют быть активными. Это проявляется в том, что мальчикам уделяется больше учительского времени, а от девочек в основном требуют аккуратности и послушности, а не инициативы. Проступки мальчиков, мелкие нарушения дисциплины легче прощаются мальчикам, нежели девочкам [8]. Е. Р. Ярская-Смирнова, проводя гендерный анализ учебных материалов среднего специального и высшего образования обнаружила, что мужчины изображаются как норма, они активны и успешны, а женщины являются «невидимками» (их просто нет, они отсутствуют в репрезентации) или пассивными и зависимыми [11]. И. С. Клецина [5] подчеркивает, что особые сложности с социализацией возникают у девочек, желающих заниматься математикой, физикой, информатикой, то есть теми сферами деятельности, которые считаются исключительно мужскими. При этом мы видим, что в современном мире от лиц женского пола любого возраста требуется проявление не только традиционно женских качеств, таких как мягкость, покладистость, послушность, забота об окружающих, но и способность нести ответственность за свои слова и поступки, умение брать инициативу в свои руки, ставить цель и реализовывать ее, умение отстаивать свои интересы — т. е. качеств, традиционно соответствующих мужчинам. В обществе, стремящемся к формированию эгалитарного сознания, роль и место женщины давно и значительно изменились, а вместе с этим произошли изменения во взаимоотношениях полов [4, С.3].

В то же время Сидоренко О. Н. отмечает, что «преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В нашей школе из 70 учителей мужчин — 4, что составляет 6 %. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками» [10]. И. С. Кон пишет о «кризисе маскулинности», когда мужчинам всё сложнее «дотягивать» до звания «настоящего»: «традиционный мужской стиль жизни, а возможно, и сами психические свойства мужчин не соответствуют современным социальным условиям, что мужчины сдают свои главенствующие позиции или что им приходится платить за них слишком высокую цену» [7]. Поэтому можно говорить о том, традиционные гендерные стереотипы мужского поведения не соответствуют реальной ситуации и требуют пересмотра. В мальчиках необходимо воспитывать не только мужские качества, но и способность осознавать свои чувства, понимать переживания других, сострадать и проявлять терпимость, помогать окружающим.

Какую же альтернативу традиционному полоролевому подходу в образовании предлагает гендерный подход? Его центральной идеей является принципиальное равенство обоих полов в возможности участвовать во всех сферах жизни общества, в выборе способов для самовыражения и самоопределения. Это не предполагает, что девочек нужно воспитывать похожими на мальчиков и наоборот [8], но это означает позволить и девочкам, и мальчикам, в полной мере приняв себя со всеми своими уникальными особенностями, реализовать заложенный в них потенциал, удовлетворить свои потребности и амбиции, обрести уверенность в себе и стать счастливыми людьми. Как отмечает Е. Н. Каменская, «в настоящее время современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений, воспитании человеческого в женщине и мужчине; вариативности в овладении гендерным репертуаром; в искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости» [4].

В связи с этим в рамках гендерного подхода выделяется такое направление, как гендерная педагогика — это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами половой самоидентификации ребенка как важной части процесса социализации. Целью гендерной педагогики является коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу развития индивидуальности.

М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева отмечают, что на сегодняшний день выделено несколько направлений работы с детьми по дополнению и расширению возможностей их социализации:

-        дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятиям спортом, а мальчиков — к самообслуживанию);

-        организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

-        снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

-        создание с девочками опыта самопоощрения и повышения самооценки (например, технология дневника с фиксированием успехов);

-        создание условий для тренировки межполовой чувствительности (например, через театрализацию, обмен ролями);

-        сюда же можно добавить привлечение обоих родителей (а не только матерей) к воспитанию детей.

Таким образом, гендерный подход в педагогике и образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Этот подход дает человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения [9, С.355]. А в конечном итоге, такой подход, позволяющий свободно развиваться девочкам и мальчикам, дающий им право выбора, формирует мужчин и женщин, которые, следуя своим природным наклонностям и не ограничивая себя гендерными стереотипами, ставят органичные для себя цели, добиваются их и становятся по-настоящему счастливыми людьми.

 

Литература:

 

1.                  Воронцов Д. В. Что такое гендер // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Кпециной. СПб.: Питер, 2003.

2.                  Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 9.

3.                  Зенкевич Е. В. Гендерный подход в образовании [Электронный ресурс] // Педагогический вестник Карелии. № 3 (39). 2014 г. URL: http://kiro-karelia.ru/journal/gendernyj-podhod-v-obrazovanii (дата обращения: 29.06.2015).

4.                  Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике: дис… докт. пед. наук: 13.00.01 / Е. Н. Каменская. -Ростов н/Д, 2006.

5.                  Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб., 1998.

6.                  Клецина И. С. Раздельное по полу обучение: «за» или «против» // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Кпециной. — СПб.: Питер, 2003.

7.                  Кон И. С. Меняющийся мужчина в меняющемся мире // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. — Мурманск, 2001.

8.                  Попова Л. В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. — Мурманск, 2001.

9.                  Сабунаева М. Л., Гусева Ю. Е. Гендерный подход в практике школьного психолога // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Кпециной. — СПб.: Питер, 2003.

10.              Сидоренко О. Н. Гендерный подход в обучении и воспитании [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 14.02.2014 г. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/02/14/statya-gendernyy-podkhod-v-obuchenii-i-vospitanii (дата обращения: 29.06.2015).

11.              Ярская-Смирнова Е. Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. — 2001. — № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): гендерный подход, девочка, мальчик, пол, мужчина, гендерная педагогика, конечный итог, мужское поведение, полная мера, современный мир.


Похожие статьи

Особенности гендерных различий | Статья в журнале...

Ключевые слова: пол, гендер, гендерные различия, стереотипы, социокульурные аспекты.

В рамках гендерного подхода очевидны неравноправные и неравноценные черты личности мужчин и женщин, особенности мыслей и поведения.

Гендерный подход в обучении школьников | Статья в журнале...

Понятие «гендер» используется в современной науке для того, чтобы провести границу между понятием «биологический пол» и социальными и культурными характеристиками, которые отличают мужчин от женщин. Гендерный подход в обучении...

Гендерный подход в образовании | Статья в сборнике...

Гендерный подход в образовании. Авторы: Жигулина Ольга Владимировна, Миналиева Минзифа Абубикеровна, Рачителева Надежда

Педагогика изначально наука мужская по своему содержанию, потому что создавали ее преимущественно педагоги-мужчины.

Противоречия гендерных отношений в образовании

Следовательно, гендерная педагогика должна стать одним из компонентов модернизации образования, так как именно она создает другой взгляд на мир, на отношения между людьми, с представителями другого пола, а это, в конечном счёте...

Гендерные особенности детей в организации образовательного...

Изучает половые особенности и половые различия гендерная психология.

2. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира.

4. Л. В. Штылева «Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании».

Гендерный подход в различных областях науки и сферах жизни

Ключевые слова: гендерные исследования, гендерный подход, контент-анализ, образование, гендер, феминный, маскулинный.

В педагогике гендерный подход опирается, прежде всего, на положение о том, что причины гендерных различий в способностях мальчиков и девочек...

Понимание гендерных стереотипов в педагогике

пол, гендерная педагогика, девочка, мальчик, стереотип, качество, современное общество, гендерная принадлежность, отечественная педагогика, раздельное обучение.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного...

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии, гендерная роль, девочка, мальчик, мужчина.

Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного...

девочка, мальчик, гендерная идентичность, пол, ребенок, гендерная самоидентификация, взрослая жизнь, гендерное воспитание, стереотип, гендерная принадлежность.

Особенности гендерных различий | Статья в журнале...

Ключевые слова: пол, гендер, гендерные различия, стереотипы, социокульурные аспекты.

В рамках гендерного подхода очевидны неравноправные и неравноценные черты личности мужчин и женщин, особенности мыслей и поведения.

Гендерный подход в обучении школьников | Статья в журнале...

Понятие «гендер» используется в современной науке для того, чтобы провести границу между понятием «биологический пол» и социальными и культурными характеристиками, которые отличают мужчин от женщин. Гендерный подход в обучении...

Гендерный подход в образовании | Статья в сборнике...

Гендерный подход в образовании. Авторы: Жигулина Ольга Владимировна, Миналиева Минзифа Абубикеровна, Рачителева Надежда

Педагогика изначально наука мужская по своему содержанию, потому что создавали ее преимущественно педагоги-мужчины.

Противоречия гендерных отношений в образовании

Следовательно, гендерная педагогика должна стать одним из компонентов модернизации образования, так как именно она создает другой взгляд на мир, на отношения между людьми, с представителями другого пола, а это, в конечном счёте...

Гендерные особенности детей в организации образовательного...

Изучает половые особенности и половые различия гендерная психология.

2. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира.

4. Л. В. Штылева «Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании».

Гендерный подход в различных областях науки и сферах жизни

Ключевые слова: гендерные исследования, гендерный подход, контент-анализ, образование, гендер, феминный, маскулинный.

В педагогике гендерный подход опирается, прежде всего, на положение о том, что причины гендерных различий в способностях мальчиков и девочек...

Понимание гендерных стереотипов в педагогике

пол, гендерная педагогика, девочка, мальчик, стереотип, качество, современное общество, гендерная принадлежность, отечественная педагогика, раздельное обучение.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного...

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии, гендерная роль, девочка, мальчик, мужчина.

Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного...

девочка, мальчик, гендерная идентичность, пол, ребенок, гендерная самоидентификация, взрослая жизнь, гендерное воспитание, стереотип, гендерная принадлежность.

Похожие статьи

Особенности гендерных различий | Статья в журнале...

Ключевые слова: пол, гендер, гендерные различия, стереотипы, социокульурные аспекты.

В рамках гендерного подхода очевидны неравноправные и неравноценные черты личности мужчин и женщин, особенности мыслей и поведения.

Гендерный подход в обучении школьников | Статья в журнале...

Понятие «гендер» используется в современной науке для того, чтобы провести границу между понятием «биологический пол» и социальными и культурными характеристиками, которые отличают мужчин от женщин. Гендерный подход в обучении...

Гендерный подход в образовании | Статья в сборнике...

Гендерный подход в образовании. Авторы: Жигулина Ольга Владимировна, Миналиева Минзифа Абубикеровна, Рачителева Надежда

Педагогика изначально наука мужская по своему содержанию, потому что создавали ее преимущественно педагоги-мужчины.

Противоречия гендерных отношений в образовании

Следовательно, гендерная педагогика должна стать одним из компонентов модернизации образования, так как именно она создает другой взгляд на мир, на отношения между людьми, с представителями другого пола, а это, в конечном счёте...

Гендерные особенности детей в организации образовательного...

Изучает половые особенности и половые различия гендерная психология.

2. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира.

4. Л. В. Штылева «Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании».

Гендерный подход в различных областях науки и сферах жизни

Ключевые слова: гендерные исследования, гендерный подход, контент-анализ, образование, гендер, феминный, маскулинный.

В педагогике гендерный подход опирается, прежде всего, на положение о том, что причины гендерных различий в способностях мальчиков и девочек...

Понимание гендерных стереотипов в педагогике

пол, гендерная педагогика, девочка, мальчик, стереотип, качество, современное общество, гендерная принадлежность, отечественная педагогика, раздельное обучение.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного...

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии, гендерная роль, девочка, мальчик, мужчина.

Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного...

девочка, мальчик, гендерная идентичность, пол, ребенок, гендерная самоидентификация, взрослая жизнь, гендерное воспитание, стереотип, гендерная принадлежность.

Особенности гендерных различий | Статья в журнале...

Ключевые слова: пол, гендер, гендерные различия, стереотипы, социокульурные аспекты.

В рамках гендерного подхода очевидны неравноправные и неравноценные черты личности мужчин и женщин, особенности мыслей и поведения.

Гендерный подход в обучении школьников | Статья в журнале...

Понятие «гендер» используется в современной науке для того, чтобы провести границу между понятием «биологический пол» и социальными и культурными характеристиками, которые отличают мужчин от женщин. Гендерный подход в обучении...

Гендерный подход в образовании | Статья в сборнике...

Гендерный подход в образовании. Авторы: Жигулина Ольга Владимировна, Миналиева Минзифа Абубикеровна, Рачителева Надежда

Педагогика изначально наука мужская по своему содержанию, потому что создавали ее преимущественно педагоги-мужчины.

Противоречия гендерных отношений в образовании

Следовательно, гендерная педагогика должна стать одним из компонентов модернизации образования, так как именно она создает другой взгляд на мир, на отношения между людьми, с представителями другого пола, а это, в конечном счёте...

Гендерные особенности детей в организации образовательного...

Изучает половые особенности и половые различия гендерная психология.

2. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира.

4. Л. В. Штылева «Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании».

Гендерный подход в различных областях науки и сферах жизни

Ключевые слова: гендерные исследования, гендерный подход, контент-анализ, образование, гендер, феминный, маскулинный.

В педагогике гендерный подход опирается, прежде всего, на положение о том, что причины гендерных различий в способностях мальчиков и девочек...

Понимание гендерных стереотипов в педагогике

пол, гендерная педагогика, девочка, мальчик, стереотип, качество, современное общество, гендерная принадлежность, отечественная педагогика, раздельное обучение.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного...

подростковый возраст, агрессивное поведение, женщина, гендерная идентичность, агрессия, проявление агрессии, гендерная роль, девочка, мальчик, мужчина.

Гендерный аспект в обучении детей старшего дошкольного...

девочка, мальчик, гендерная идентичность, пол, ребенок, гендерная самоидентификация, взрослая жизнь, гендерное воспитание, стереотип, гендерная принадлежность.

Задать вопрос