Библиографическое описание:

Батаева И. С., Шнидман Н. А. Актуальные проблемы управления интеллектуальной собственностью в России // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 222-226.

В данной статье рассматривается ряд инструментов управления интеллектуальной собственностью (ИС), таких как: законодательные, нормативные и локальные акты в сфере управления ИС, методы государственного регулирования, способы защиты, учет и оценка объектов интеллектуальной собственности. Приводится их характеристика, выделяются проблемы управления ИС в России и предлагаются варианты их решения.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, акты, государственное регулирование, защита, учет, оценка, налогообложение, патент, результаты интеллектуальной деятельности.

This article discusses a number of management instruments intellectual property (IP), such as legislative, regulatory and local acts in the field of IP management methods of state regulation, methods of protection, accounting and valuation of intellectual property. Their characteristics are presented the problems of IP management in Russia are highlighted and variants of solutions are suggested.

Keywords: Intellectual Property, Acts, government regulation, protection, registration, evaluation, taxation, patent, Results of intellectual property.

 

Согласно ст.1225 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) интеллектуальная собственность — это результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана [2].

Интеллектуальная собственность нуждается в управлении, которое преследует следующие цели: извлечь максимальный социально-экономический эффект из результатов интеллектуальной деятельности, обеспечить сохранность коммерческих тайн организации, расширить рынок сбыта продукции (услуг), пресечь нарушения исключительных прав, увеличить стоимость уставного капитала и др.

Более чем из десятка инструментов управления ИС, которые используются в России и за рубежом, рассмотрим такие инструменты как: законодательные, нормативные и локальные акты в сфере управления ИС, методы государственного (налогового) регулирования, способы защиты, учет и оценку объектов интеллектуальной собственности (ОИС).

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере создания и использования РИД и приравненных к ним средств индивидуализации, является ГК РФ (часть четвертая) от18.12.2006г, № 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014). Список нормативной документации в сфере научно-технической и инновационной деятельности Российской Федерации, в том числе Красноярского края, превышает пять десятков наименований.

Существует ряд локальных нормативных актов в сфере управления интеллектуальной собственностью, регламентирующих порядок идентификации, оценки и учета ОИС в организациях. К таким актам относятся: отчетные документы о выполнении научно-исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ; договор об уступке патента (отчуждение прав) на изобретение, полезную модель, промышленный образец; лицензионный договор о предоставлении права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца; договор о передаче имущественных прав на зарегистрированную программу для ЭВМ, базу данных и другие документы.

Их состав определяется, исходя из задач и видов деятельности хозяйствующих субъектов.

Для правообладателей разработаны стандарты серии «Интеллектуальная собственность и инновации» (стандарты публикуются на сайте www.finas.su).

Использование этих стандартов способствует решению проблем управления ИС, связанных с оформлением документов надлежащим образом, которые подтверждают наличие и использование объектов интеллектуальной собственности:

-     «патента — для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений;

-     свидетельства о регистрации — для средств индивидуализации;

-     сертификата соответствия объектов и подтверждений интеллектуальной собственности» [6].

Стандартами «Интеллектуальная собственность и инновации» унифицировано более тридцати видов документации (в том числе, методические пособия) для организаций, создающих и использующих интеллектуальную собственность.

Несмотря на существующие нормативные документы, «стандарты, локальные нормативные акты и методики серии Интеллектуальная собственность и инновации», главной проблемой правообладателей остается отсутствие надлежаще оформленных правоустанавливающих документов (патенты и свидетельства о регистрации средств индивидуализации охватывают не более 30 % оборота интеллектуальной собственности) [6].

Налоговая поддержка государством инновационной активности заключается в системе налоговых льгот и преференций уже реализованных и запланированных к реализации в среднесрочной и долгосрочной перспективе:

-     в соответствии с подпунктом 16 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождены от НДС операции по выполнению организациями на территории Российской Федерации ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) [5];

-     не облагается НДС (подпункт 26 п. 2 ст. 149 НК РФ) реализация «исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора» [5];

-     согласно пункту 7 ст. 150 НК РФ освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз «технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации [5]»;

-     в соответствии с подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются как доходы средства целевого финансирования, полученные из фондов поддержки научной или научно-технической деятельности, таких как РФФИ, РФТР, Федеральный фонд производственных инноваций и другие фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированные в порядке, предусмотренном законодательством [5];

-     уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль расходы на НИОКР (с повышающим коэффициентом 1,5), направленных на развитие приоритетных технологий, по перечню, установленному Правительством Российской Федерации;

-     уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль равномерно, в течение одного года расходы на НИОКР по созданию новых или совершенствованию применяемых технологий, созданию новых видов сырья или материалов (в том числе не давшие положительного результата);

-     в соответствии с подпунктом 2 п.1 ст. 67 НК РФ может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит на срок от одного года до пяти лет организациям, осуществляющим НИОКР, внедренческую или инновационную деятельность;

-     другие преференции.

Но все же уровень налоговых льгот в РФ значительно отстает от уровня зарубежных стран и наиболее важной проблемой налогообложения инновационных организаций является высокий уровень страховых взносов.

Бухгалтерский учет нематериальных активов регулируется подзаконным нормативным актом — ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденным Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

Требование этого документа не соответствует в полной мере Международному стандарту финансовой отчетности (МСФО) (IAS) 38 «Нематериальные активы».

В соответствии с ПБУ 14/2007 одним из критериев признания НМА является срок полезного использования свыше 12 месяцев. МСФО (IAS 38) не содержит в себе подобного критерия НМА. В результате, одни относят к НМА активы со сроком полезного использования более 12 месяцев, другие относят к НМА краткосрочные активы (как правило ПО). Различия приводят к необходимости корректировки данных при трансформации российской отчетности в формат МСФО.

Условия признания расходов на НИОКР одинаковы в бухгалтерском и налоговом учете:

-     сумма расхода может быть определена и подтверждена;

-     выполнение работ документально подтверждено (акт приемки выполненных работ и т. п.);

-     результат работ будет использоваться и приведет к получению экономических выгод (дохода);

-     использование результатов НИОКР может быть продемонстрировано.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, расходы на НИОКР считаются прочими расходами (убытками) отчетного периода, так же, как и расходы по работам, не давшим положительного результата.

Такие расходы (по разным данным от 8 до 12 % всех НИОКР) подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов (п.2 ст.262 НК РФ).

Если при выполнении НИОКТР организация получила положительный результат, а также выполнены все условия признания расходов на НИОКР, то предприятие должно обеспечить правовую охрану своим разработкам, получить на них охранный документ (патент, свидетельство). И уже в дальнейшем коммерциализовать результат своей интеллектуальной деятельности.

Расходы на НИОКР, результаты которых либо не подлежат правовой охране, либо не оформляются в установленном законодательством порядке, списываются на текущие издержки организации.

И, наконец, если выполнены условия признания расходов на НИОКР, результаты интеллектуальной деятельности являются патентоспособными, а организацией получен охранный документ (патент, свидетельство), подтверждающий ее исключительное право на объект интеллектуальной собственности, сумма затрат на НИОКР отражается в учете как первоначальная стоимость соответствующего нематериального актива.

Результаты интеллектуальной деятельности нуждаются в правовой охране, которая заключается в оформлении этих результатов в установленном законодательством порядке. С этой целью ежегодно в Роспатент поступают тысячи заявок на правовую охрану РИД, но далеко не все результаты интеллектуальной деятельности признаются патентоспособными (традиционные формы охраны авторских прав сориентированы на высокий уровень и полную завершенность результатов). На рисунке 1 представлены две диаграммы, иллюстрирующие ситуацию по поданным заявкам и выданным патентам за 2011–2013 гг. По данным Росстата в России в среднем на 100 поданных заявок примерно на 90 выдаются патенты, в Красноярском крае аналогичная ситуация — на 100 заявок приходится 80 положительных решений.

Рис. 1. Поступление патентных заявок и выдача охранных документов

 

Другой аспект этой проблемы в том, что разработчики не всегда идут по пути патентования. Считается, что патентование РИД и дальнейшее поддержание патента в силе, требующее значительных ресурсов, может негативно повлиять на финансовую устойчивость предприятия.

Наличие исключительных прав у организации на объекты ИС автоматически ставит вопрос о необходимости адекватной стоимостной оценки этих активов.

На сегодняшний день определить стоимость объектов интеллектуальной собственности, создаваемых организацией, можно с помощью двух основных видов оценки: бухгалтерской и экономической (экспертной) оценки.

Под бухгалтерской оценкой понимается оценка по первоначальной стоимости объектов интеллектуальной собственности. Согласно ПБУ 14/2007 первоначальной стоимостью нематериального актива признается сумма, фактических затрат на приобретение, создание актива и обеспечение условий для его использования.

Особенности формирования первоначальной стоимости ОИС зависят от способа поступления объектов в организацию.

Под экономической оценкой понимается оценка нематериальных активов в целях их дальнейшей коммерциализации. Такая оценка может осуществляться доходным, затратным и сравнительным подходами. В силу того, что эти подходы не являются универсальными, необходимо использовать наиболее адекватные оценочные процедуры, позволяющие учесть вид интеллектуальной собственности, цель проведения оценки, наличие необходимой информации и прочее.

В соответствии с ПБУ 14/2007 нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету и отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, исходя именно из затратного подхода.

Проблемы оценки объектов ИС связаны с неопределенностью в выборе инструментария, учитывающего специфические особенности рынка интеллектуальной собственности — его недостаточную развитость, относительную закрытость и уникальный характер.

Таким образом, действующая система управления интеллектуальной собственностью не отвечает современным требованиям. Необходимо совершенствовать инструменты управления интеллектуальной собственностью:

-     уделять особое внимание оформлению правоустанавливающих документов надлежащим образом в соответствии с нормативными документами, стандартами и прочими актами;

-     усилить роль государства в формировании и развитии российского рынка интеллектуальной собственности путем своевременного принятия законодательных актов, направленных на стимулирование инвестиций в интеллектуальную собственность, а также создать комплексный подход к формированию налоговой политики, в том числе и полное освобождение от всех видов налогов и платежей;

-     необходимо прийти к общему порядку критерия признания НМА в ПБУ 14/2007 и МСФО 38;

-     не смотря на некоторые затраты важно обеспечить защиту результатов своей интеллектуальной деятельности;

-     развивать методическую базу оценочной деятельности для достоверного определения рыночной стоимость объекта оценки.

Инструменты управления интеллектуальной собственностью не являются взаимоисключающими, а дополняют друг друга для достижения целей управления ИС.

 

Литература:

 

1.      Алексеева, Г. И. Проблемы идентификации, признания и оценки объектов интеллектуальной собственности в финансовой отчетности / Г. И. Алексеева // Международный бухгалтерский учет. — 2013. — № 42. — С. 27–35.; № 43. — С. 15–23.

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18.дек.2006 г. № 230-ФЗ.

3.      Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138570/.

4.      Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124016/.

5.      Налоговый кодекс Российской Федерации // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/.

6.      Отраслевой стандарт СТО. 9001–08–2011 «Интеллектуальная собственность и инновации. Ассоциированная система менеджмента качества». [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.finas.su/.

7.      Федеральная служба государственной статистики. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle