Библиографическое описание:

Макарова Л. А. Обучение выполнению и оценивание проектов на английском языке // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 492-494.

В прошлом учебном году наша школа стала пилотной площадкой опережающего введения ФГОС основной школы, что, безусловно, является приоритетом в осознании ответственности для всего педагогического коллектива школы в разработке целесообразного, эффективного и адекватного возрасту основной школы механизма оценивания, в английском языке в частности. Работая в 5–9 классах, я являюсь непосредственным участником инновационной деятельности по разработке и апробированию принципов построения основной школы, организационно-методического обеспечения и разработки оснований для критериального оценивания.

Новизна опыта заключается в том, что он представляет собой авторскую позицию в описании форм и способов организации оценивания результатов учебной деятельности по английскому языку в основной школе.

Широкое применение деятельностных технологий обучения демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания и закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения. В технологии развивающего обучения сформулированы следующие принципы оценивания:

1.                  Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

2.                  Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3.                  Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4.                  Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

5.                  Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Одним из ведущих принципов является принцип критериального оценивания, т. к. именно в нём заложены основные подходы к учебной деятельности, в которой школьник становится субъектом.

В настоящее время проектная деятельность обучающихся стала неотъемлемой частью учебного процесса. Проектную деятельность можно определить как форму их учебно-познавательной активности, заключающуюся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта. При выполнении проекта ученик применяет знания, усвоенные в процессе изучения различных предметных дисциплин, синтезирует полученные в школе знания, навыки и умения.

Роль учителя в проектной деятельности учащихся велика. На мой взгляд, прежде всего, необходимо ознакомить учащихся с алгоритмом действий по выполнению проекта, т. е. научить ребёнка последовательности действий по его созданию. В этой связи выделяются следующие этапы работы над проектом по английскому языку в средней и старшей школе:

1.                  Выбор темы проекта.

2.                  Определение целей работы.

3.                  Выбор путей достижения поставленных целей.

4.                  Планирование этапов достижения целей (наличие плана проекта является обязательным, т. к. принято считать, что в случае отсутствия чётко спланированных действий создание качественного проекта невозможно).

5.                  Поиск и отбор информации.

6.                  Выполнение проекта, оформление письменной части на английском языке.

7.                  Самооценка.

8.                  Сравнение целей и результатов.

9.                  Анализ проведенной работы.

10.              Подготовка презентации.

11.              Защита проекта.

Важным моментом после ознакомления учащихся с этапами создания проекта является объяснение им критериев оценивания проектов, поскольку учащиеся должны понимать основные требования к своей работе и её презентации (работа должна быть творческой, содержать план, анализ, написана на английском языке и т. д.).

Следует обратить внимание на то, что на каждом этапе, начиная с выбора темы, учитель «сопровождает» ученика, а именно наблюдает, советует, консультирует, помогает.

После защиты проекта необходимо объективно и правильно его оценить. Несмотря на то, что проектной деятельности в российской школе уже двадцать лет, учителя нередко оценивают проекты учащихся, руководствуясь своими личными впечатлениями, с точки зрения «нравится/не нравится». Более корректно и удобно было бы, по моему мнению, пользоваться определённым набором критериев для оценки проектного продукта.

Описание примерных критериев.

1.      Целеполагание

Цель не сформулирована 0 баллов

Цель сформулирована, но не обоснована 1 балл

Цель ясно сформулирована, но обоснована в общих чертах 2 балла

Цель определена, сформулирована, чётко обоснована 3 балла

2.      Планирование путей достижения цели проекта

План отсутствует 0 баллов

План не обеспечивает достижения цели 1 балл

Краткий план, состоит только из основных этапов проекта 2 балла

Развёрнутый план, состоит из основных этапов и промежуточных шагов по достижению цели проекта 3 балла

3.      Глубина раскрытия темы проекта

Тема не раскрыта 0 баллов

Тема раскрыта фрагментарно 1 балл

Автор показал раскрытие темы в рамках школьной программы 2 балла

Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы 3 балла

4.      Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

Использована неподходящая информация 0 баллов

Большая часть информации не относится к теме 1 балл

Использован незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2 балла

Представлена полная информация из разнообразных источников 3 балла

5.      Анализ хода работы, выводы и перспективы (с 7–8 класса)

Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы («я понял, что…») 0 баллов

Анализ заменён описанием хода работы 1 балл

Представлен развёрнутый обзор работы по достижению заявленных целей 2 балла

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций проектной работы, намечены перспективы 3 балла

6.      Личная заинтересованность

Работа шаблонная, оформление формальное 0 баллов

Проявлен незначительный интерес, не использованы возможности творческого подхода 1 балл

Серьёзная заинтересованность, элементы творчества 2 балла

Творческий подход, оригинальное отношение 3 балла

7.      Соответствие требованиям оформления письменной части

Письменная часть отсутствует 0 баллов

Отсутствует установленный правилами порядок, структура 1 балл

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами 2 балла

Чёткое и грамотное оформление 3 балла

8.      Качество проведения презентации

Презентация не проводилась 0 баллов

Внешний вид и речь автора не соответствуют правилам проведения презентации 1 балл

Внешний вид и речь автора соответствуют правилам проведения презентации, но автор не владеет культурой общения, не уложился в регламент 2 балла

Внешний вид и речь автора соответствуют правилам проведения презентации, автор владеет культурой общения, уложился в регламент, ему удалось вызвать большой интерес 3 балла

9.      Качество проектного продукта

Проекта нет 0 баллов

Не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 1 балл

Не полностью соответствует требованиям качества 2 балла

Полностью соответствует требованиям качества 3 балла

Считаю, что данные критерии оценивания проектов дают возможность не только всесторонне и правильно оценить проект, но и позволяют учителю сделать вывод, на что должна быть направлена дальнейшая работа учащихся, показавших не очень хорошие результаты по какому-либо из критериев.

 

Литература:

 

1.          Красноборова А. А., Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно-ориентированного подходов А. А. Красноборова // Начальная школа плюс До и После. — 2010. № 1. — C. 76–78.

2.          Полат Е. С., Метод проектов на уроках иностранного языка Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2. — С. 3–11.

3.          Шнейдер М. Я., Оценка качества проектной деятельности учащихся М. Я. Шнейдер // Лицейское и гимназическое образование. — 2002. — № 9. — С. 4–6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle