Библиографическое описание:

Миронова Н. В. Развитие одаренности в процессе обучения математике // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 500-503.

Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Задача каждого современного учителя — обеспечить индивидуальные зоны творческого развития каждого ученика, поэтому целесообразно использовать уровневый подход в обучении. В своей педагогической деятельности я использую специальные методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.

Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения дает возможность сопоставить версии разных учащихся, найти рациональный способ решения.

Метод конструирования понятий способствует созданию коллективного творческого продукта, совместно сформулированного определения понятия.

Метод проб и ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с “правильностью” стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод “если бы…” помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий хорошо развивает воображение.

“Мозговой штурм” позволяет собрать большое число идей, в результате освобождает участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов, здесь же можно использовать задачи с элементами исследования, развивающие задачи.

Среди современных технологий, способствующих активизации творческой деятельности обучающихся, можно выделить игровые технологии, которые представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учеников через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Данная технология позволяет создать такую «внутреннюю среду», дает такие внутренние импульсы, благодаря которым процесс деятельности становится более активным, творческим. К тому же, именно в процессе игры рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного. В то же время игра позволяет активизировать познавательный интерес. Урок-игра как элемент технологии и как форма организации урока может занимать любое место в системе учебных занятий, обеспечивающих усвоение программы по тому или иному предмету. Это может быть и урок изучения нового материала, и урок закрепления знаний, их систематизации и обобщения, и урок контроля и оценки знаний обучающихся.

Предметная игра может быть командной, а может быть и индивидуальной, например, в форме решения занимательной задачи. При этом в ходе игры возникает дух соревнования, сотворчества, соучастия. При систематическом применении дидактических игр на уроке и во внеурочной деятельности развивается скорость мышления. Не менее важным для воспитания личностных качеств является и испытанное чувство успешности, которое способствует формированию и лидерских качеств. Поражение в игре — это тоже результат, который необходимо уметь принять, уметь проанализировать причины проигрыша и найти в себе силы для достижения лучшего результата в следующей игре. Таким образом, предметная игра, организуя образовательное пространство и познавательную деятельность, является и средством активизации познавательной деятельности учеников.

В своей педагогической деятельности я использую дидактические игры и как способ учебной деятельности, и как метод учения. Но и в первом, и во втором случае сверхзадача, которая ставится, — показать красоту предмета математика, преодолеть представление о ней как о формальном и скучном предмете.

Знание правил игры обучающимися и неукоснительное следование им — одно из необходимых условий использования дидактических игр на уроке и во внеурочной деятельности. Правилами прописывается и область задач, и способ действий, и поведение участников игры, и система оценивания. Правила усваиваются постепенно, поэтому знакомство с новыми играми происходит поэтапно, от класса к классу.

Учиться должно быть интересно. Только в этом случае учение может быть успешным. Этому принципу подчиняется вся работа учителя. Сделать каждый урок увлекательным, интересным, чтобы сформировать у ребят потребность в учении, научить получать от учебы удовольствие.

Для активизации учебной деятельности и развития интереса на уроках математики использую различные типы и формы уроков, современные технологии обучения. Например, «урок — соревнование», когда класс разбивается на группы и в течение всего урока задания выполняются в группах на время, после каждого задания подводятся результаты. Так можно проводить уроки на проверку знаний или урок обобщение знаний. Включаю в урок задания с элементом игры, при устном счете соревнование по рядам, на лучшего счетчика, отправляется листок с примерами на каждый ряд, чей ряд первый справится с заданием, тот получает жетоны. Включаю в урок задания с кодировкой ответов. Для запоминания правил, определений, терминов помогают творческие задания на составление кроссвордов по терминам и определениям. При изучении нового материала дети готовят исторические справки. Пример: при изучении в 8 классе темы «Теорема Пифагора» учащиеся знакомятся с биографией Пифагора, узнают другие способы доказательства знаменитой теоремы, готовят сообщения и презентации. В 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость» учащиеся готовят сообщения на темы «Координаты в нашей жизни», «Первые упоминания о координатах», «Игры в которых есть координаты» и т. д. готовим графические диктанты, для этого учащиеся придумывают зверей в системе координат с обязательной записью координат точек, по которым выполняется построение. Провожу практические работы на уроках, например при изучении в 5 классе темы «Сумма углов треугольника» дети измеряют градусную меру углов треугольника и находят их сумму, после чего делается вывод. Экспериментальным путем дети определяют число π, они приносят предметы имеющие форму цилиндра, измеряют у них длину окружности и диаметр и при делении этих величин у всех получается практически одно и то же число.

После изучения темы предлагаются творческие работы (составление задач, сказок, написание докладов, рефератов, презентаций), которые позволяют выйти за рамки программного материала. Творческие задания предлагаю только желающим, чтобы они выполнялись с удовольствием. К сожалению, заниматься творчеством хотят не многие дети, и их количество уменьшается в старших классах.

Я считаю, что необходимо систематически предлагать учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, и т. д. Большую возможность в этом направлении даёт разработка проектов. Выбор темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Чтобы ребенок почувствовал себя успешным, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, учить учащихся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное. И, наконец, в каком виде представить результат. Это может быть электронная презентация или документ, макет, буклет или книжка-раскладушка и т. д.

Представляю некоторые материалы, которые я использую во время своих уроков и во внеурочной деятельности. Для создания некоторых из них я использовала идеи из учебников математики автор Э. Г. Гельфман, а так же идеи телевизионных игр.

Игра «Проверки»

Ход игры. Задача играющих — найти за отведенное время как можно больше ошибок допущенных при выполнении тех или иных действий: кто быстрее найдет две ошибки при сложении а) 12345 + 4457 = 16702; б) 7909 + 4121 = 11030; или поставьте пропущенные запятые а) 5472: 12 = 4,56; б) 118,35: 15 = 0,789; в) 16,06: 16 = 100375; г) 999,9: 30 = 3333. Ребята работают самостоятельно или в маленькой команде.

Когда отведенное время истекло, читаются вслух получившиеся примеры. Выигрывает тот, у кого оказалось больше правильных проверок.

Обратный вариант игры: кто за 5 минут больше придумает заданий на сложение десятичных дробей так, чтобы среди них было: легких — 2; трудных- 3; интересных — сколько хотите. Далее все так же, как и в первом варианте.

Цели. Главная цель — закрепить навык самоконтроля при выполнении различных действий с числами. Особенно полезна процедура объяснения причин возникновения каждой ошибки. Кроме этого, игра формирует тем самым у учеников готовность рефлексивно (осознанно) относится к собственной деятельности, приучает к быстрой сосредоточенной работе.

Игра «Намеки»

Играть в пассивный вариант можно уже с пятиклассниками, а в активный — начиная с 7–8 класса. Количество играющих любое, ведущий необходим только при пассивном варианте.

Ход игры. Ведущий предлагает играющим первую букву загаданного слова (это может быть геометрическая фигура, функция, множество чисел и т. д.) и намек на него — другое слово, которое он считает некоторым образом связанным с первым. Называемые слова, должны быть связаны неким общим математическим понятием. Важно только, чтобы эта связь одинаково воспринималась всеми, то есть если большинство играющих связи между загаданным словом и намеком на него не увидят — задание считается некорректным. Выигрывает тот, кто сможет первым назвать загаданное слово.

Цели. Игра развивает интуицию, ассоциативное мышление, способность понять ход мысли другого человека. Показывает ученикам роль образов в мыслительной деятельности при усвоении понятий.

Предлагаемые задания — намеки:

-                   К — фигура, плоская, нет сторон (круг)

-                   Н — порядок, бесконечно много, число, подсчет предметов. (натуральные числа)

-                   Т — угол, острый, вершины, … (треугольник)

 

Литература:

 

1.                  Обогащающая модель обучения в проекте МПИ: проблемы, раздумья, решения. Вып.1. — Томск: Изд — во Том. Ун — та, 1998.

2.                  Учитель в современных моделях обучения: Материалы конференции. — Томск: Ид — во Том. ун — та, 2002.

3.                  Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей» Ярославль 1996 г.

4.                  Коваленко В. Г. «Дидактические игры на уроках математики» Волгоград 1990 г.

5.                  Нагибин Ф.Ф «Математическая шкатулка» М., Учпедгиз, 1958г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle