Библиографическое описание:

Котлярова В. В. Феномен информационного терроризма: аксиологические аспекты // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 622-625.

В статье исследуется феномен информационного терроризма на современном этапе. Наибольшее внимание сфокусировано как основных составляющих информационного терроризма. Освещены сущность данного явления, также охарактеризована степень предотвращения информационного терроризма. В качестве основной идеи выступает создание новой системы экзистенциальных ценностей/

Ключевые слова: информационная безопасность, информационный терроризм, информационное пространство, ценности, система ценностей, экзистенциальные ценности.

 

В современных условиях все большее значение приобретает роль информации. В результате активных процессов глобализации и развития информационно-коммуникационных технологий и как следствие, изменений в социально-информационной сфере, меняются также инструменты реализации государственной политики, как внутренней, так и внешней, и наряду с экономическими и политическими рычагами влияния не менее важными возникают информационные. В эпоху информатизации, в XXI веке, традиционные конфликты переместились с материального пространства в принципиально новый — информационный (киберпространство), в котором манипулятивные технологии приобретают все более широкое применение. Благодаря им ведутся информационные войны, уничтожаются оппоненты, осуществляется влияние на массы и многие другие действия. Поэтому, в последнее время большой популярностью пользуется информационный терроризм. Осмысление этого феномена является предпосылкой формирования более четких представлений о сущности современного международного терроризма, предотвращения его деструктивного влияния на государственные институты и основы информационной безопасности в целом.

Сущность феномена информационного терроризма активно исследуется в трудах как зарубежных так и отечественных ученых. Среди исследователей, занимавшихся изучением терроризма в условиях глобализации, развития информационно-коммуникационных технологий и значимости роли СМИ в жизни общества следует отметить Д. Белла, Ж. Бодрийара, Э. Гиденса, Э. Тоффлера, Ф. Фукуяму, С. Хантингтона, Б.Хофмана, А.Шмида и другие. Стоит заметить, что существует достаточно большое количество работ отечественных ученых, которые внесли свой вклад в исследование данной тематики. Среди них: О. В. Будницкий, К. Н. Салимов, В. И. Василенко, Д. Б. Левин и другие. Проблеме терроризма посвящен ряд диссертационных исследований: Е. Н. Каратуевой, В. А. Эпштейна, Л. О. Изиляевой, Н. Н. Кудриной и других. Вместе с тем на перифии исследования находятся вопросы, связанные с исследованием ценностных оснований терроризма в общем и информационного в частности. Восполнением данного исследовательского пробела выступает настоящая статья. Основную исследовательскую задачу данной статьи автор видит в философском анализе феномена информационного терроризма сквозь призму аксиологии.

Для более четкого понимания сущности понятия «информационный терроризм» следует обратиться к понятию собственно «терроризма». Как известно, впервые данное понятие употребил в 1798 году Иммануил Кант при описании пессимистического взгляда на судьбу человечества.

Современный терроризм существенно отличается от использования террористической тактики экстремистскими группами в прошлом. Террористическая деятельность как сложное, негативное и многофакторное социально-политическое явление давно вышла за рамки национальных границ и трансформировалась в масштабную угрозу для безопасности всего человечества. Проблема терроризма осложняется тем, что терроризм, будучи по сути своей сложной социально-политическим явлением, аккумулирует в себе основные социальные противоречия, достигшие в социуме уровня многостороннего конфликта.

Информационная эпоха расширила сферу деятельности терроризма, что привело к появлению «информационного терроризма», который определяется как слияние физического насилия с активным использованием информационных систем, а также умышленное злоупотребление цифровыми информационными системами, сетями или их компонентами с целью содействия осуществления террористических операций или акций. С началом XXI века терроризм начал использовать информационно-психологические каналы для дестабилизации социально-экономического положения государства, начало осуществлять прямое влияние на экономику. Для подготовки теракта 11 сентября 2001 г. было затрачено не больше 1 млн. долларов США. А только прямые потери экономики США составили в течение одной недели более 10 млрд. долларов США, а в течение 4–6-х годов — более 100 млрд. долларов США. К тому же, существенно изменились отраслевые пропорции экономики США (например, корпорация «Боинг» проиграла соревнование с корпорацией «Эйрбас» в создании нового широкофюзеляжного самолета). А даже неподтвержденные слухи о возможных терактах в развитых странах существенно повлияли на отрасль авиаперевозок во всех странах мира в 2002–2003 годах [1].

Терроризм — это прежде всего протестная, нелегитимная форма насильственных действий. И отсюда — форма защиты интересов порабощенной, подавленной, обойденной в своих правах, оскорбленной части людей в соответствующей общественной структуре. И эти люди имеют свою собственную ценностную систему, которая антогонистична ценностной иерархии общества. Достаточно вспомнить суицидальные террористические акты шахидок с самоподрывом.

На сегодняшний день сложилась ситуация, когда террористические организации доказали, что для эффективных действий и достижения победы, которая воплощается в получения влияния на власть противника, не обязательно иметь мощные вооруженные силы или самую оружие. Поэтому увеличение расходов государств исключительно на свой военно-оборонный комплекс в большинстве случаев приобретает неэффективный характер, поскольку они не могут гарантировать безопасности собственных граждан на своей территории.

Развитость информационной инфраструктуры общества способствует созданию дополнительных рисков информационного терроризма. Информационный терроризм разделяется на информационно-психологический терроризм (контроль над СМИ с целью распространения дезинформации, слухов, демонстрации могущества террористических организаций) и информационно-технический терроризм (нанесение ущерба отдельным элементам и всему информационной среде противника в целом: разрушение элементной базы, активное подавление линий связи, искусственное перезагрузки узлов коммуникации и т. п.) [2, с.231].

Но самое главное в атаках информационного терроризма — воздействие на личность человека, изменение его ценностной иерархии. В своих работах автор статьи уже предпринимала попытки анализа ценностного влияния на человека пространства Интернета [3, с. 81–83]. Существование информационного терроризма порождает качественно новые ценностные проблемы, определяющие принципы поведения в новой реальности.

Существуют специфические приемы противодействия информационному терроризму. Ряд из данных приемов можно осуществлять на локальном уровне — в стенах учебных заведений, в семье, в муниципальных и региональных средствах массовой информации и т. п. Ряд приемов требуют государственной поддержки в виде законодательных норм и правил. Рассмотрим их более подробно.

Первый прием называется «покрывало». Суть этого приема заключается в создании защитного покрывала над аудиторией, например, глушение радиоголосов. Во времена существования СССР периода «холодной войны» такие приемы применялись довольно широко — «глушились» «Голос Америки» и «Радио Свобода». Приём «покрывало» в настоящее время довольно сложно применять в целостном информационном пространстве общества, но локальное его применение существует довольно широко. Например, во многих учебных заведениях блокируются определенные сайты, в том числе и социальные сети. На государственном уровне происходит блокировка сайтов террористической направленности.

Второй прием — «шум». Информацинное сообщение террористической организации фактически исчезает в массе других, специально сгенерированных в так называемом информационном шуме. В современном мире все чаще и чаще поднимается вопрос о способах воздействия ИГИЛ на сознание молодых людей, прежде всего, девушек. Средства массовой информации пестрят сообщениях о присоединении к ИГИЛ девушек, стремящихся выйти замуж и которые ранее не были ярыми приверженцами ислама. Любая девушка живет в ожидании своего «принца», часто за таким ожиданием скрывается неуверенность и комплексы. В данном случае такие сообщения необходимо как можно более активно разбавлять рассказами об альтернативных способах поиска партнера. Например, о создании новой программы типа «Сваха», «Возьмите меня замуж» и т. п. Данную информацию необходимо подкреплять визуальными (обязательно красивыми!) сюжетами красивой свадьбы, счастливой семьи и пр.

Третий прием — «круговорот». Он подразумевает нейтрализацию сообщения в сознании посредством внесения приоритетных, важных сообщений. К сожалению, средства СМИ «грешат» смакованием подробностей террористических актов. С данным приемом коррелирует прием «замена» — смещение акцента с опасного аспекта сообщения на другие. Необходима разработка общегосударственной системы информационного противодействия терроризму путем четкого определения функций и полномочий государственных органов, общественных организаций, средств массовой информации в комплексе мероприятий по информационной блокады любых действий террористов.

Однако, несмотря на определенные попытки государства противостоять информационному терроризму, «победа» над умами людей все чаще и чаще остается за последним. И здесь, на взгляд автора, уместно вспомнить прописные истины — без четко выстроенной ценностной иерархии никакое общество не может существовать, и никакие действия государства по нивелированию влияния информационного терроризма не принесут результат, если только в обществе не будет создана консолидирующая система ценностей.

Только ценности помогают найти ответы на смысложизненные вопросы. Именно они выступают духовной опорой культуры и общества в противостоянии информационному терроризму, а также способны как объединять, так и разъединять общество. Ценности являются не только трансситуативнымы, но и меняются с течением времени. Процесс изменений длительный: переформатируется иерархия системы ценностей, устаревшие ценности теряют значение, но они не умирают, они могут возрождаться и получать новое «прочтение». Главное — с изменением системы ценностей мир, конкретная культура или общество приобретают новые черты.

Центральной проблемой современного российского общества выступает ценностный поиск по определению фундаментальных национальных ценностей, а также ориентиров дальнейшего развития. Разновекторность духовно-ценностных ориентиров отдельных частей российского общества создает общественное напряжение, которое в свою очередь порождает различные социальные конфликты, способствующие усилению влияния информационного воздействия террористических организаций.

Учитывая это, неотложной задачей является формирование такой ценностной системы, которая была бы принята большинством членов общества и стала основным инструментом общественных преобразований. Реализация этого может быть достигнута только путем переориентации на новые ценности, переоценка уже существующих и доминирующих в сознании людей ценностей. В качестве таких ценностей в предыдущих своих работах мы предлагали формировать новые экзистенциальные ценности на основе духовных традиционных приоритетов [4, с. 94]. Наша позиция коррелирует с точкой зрения А. М. Руденко, что ценности «выступают содержательным аспектом экзистенциалов человеческого бытия» [5, с.169].

Среди таких экзистенциальных ценностей видное место должны занять: общественные права и свободы, общность общественной позиции по стратегии и направления развития государства и общества, толерантность всех частей общества 9но не равнодушность и вседозволенность), уважение к нации и равенство всех национальностей и тому подобное. Организация жизни всего социума, общественный прогресс возможны лишь в условиях осознания системы духовных ценностей как основы национальной консолидации, без чего невозможны любые политические, экономические, духовные достижения. Формирование новой системы ценностей является, прежде всего, делом государства, которое должна сосредоточиться на определении государственной гуманитарной политики, выстраивании национальной идеологии, национальной идеи с учетом потребностей, интересов и ценностей всех социальных групп общества.

Нерешенность задачи создания соответствующей общественно-историчному моменту системы ценностей не просто порождает негативные общественные явления (равнодушие, маргинальность, пассивность, потребительство, агрессивность и т. д.) и социальную нестабильность, а ставит под угрозу единство общества благодаря усилению влияния информационного терроризма, а, следовательно, и сам факт существования независимой России.

Таким образом, на сегодняшний момент существует проблема противодействия актам информационного терроризма, поэтому, первоочередной задачей для общества является целенаправленная работа по гармонизации и совершенствования законодательства в сфере информационной безопасности государства. Осуществление эффективной информационной политики направленной информирования граждан и обеспечения их понимание того, в чем заключаются причины терроризма, повышение медиа-грамотности путем формирования новых ценностных доминант помогут выстроить систему защиты каждого человека от негативного влияния информационного терроризма. Первой и главной проблемой при этом является проблема формирования новой платформы для реализации ценностных проектов, в том числе и в системе образования. В последующих публикациях автор продолжит обозначенную тему и предпримет попытку рассмотрения формирования новой ценностной системы в молодежной среде.

 

Литература:

 

1.                  Sandler T., Enders W. An Economic Perspective On Transnational Terrorism // European Journal of Political Economy. — 2004. — №. 20 (2). — Р. 301–316

2.                  Бойченко А. В. Медиа-терроризм: особенности современных признаков информационной безопасности // Интегрированные интеллектуальные робототехнические комплексы (ПРТК-2009): вторая международная научно-практической. конф.(25–28 мая 2009). — М.: НАУ, 2009. — С. 230–232.

3.                  Котлярова В. В. Ценности: традиции и аксиологическая парадигма современности. — Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. — 96 с.

4.                  Котлярова В. В. Современный ценностный кризис и поиск общечеловеческих ценностей // Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — № 2. — С. 86–95

5.                  Руденко А. М. Социовитальные ценности смысложизненной интенциональности экзистенции человека // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2012 — № 3. — С. 165–172.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle