Библиографическое описание:

Латышева К. В. Бухгалтерский учет операций санкционирования в организациях государственного сектора // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 266-269.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004г. произошли кардинальные изменения основных принципов построения системы организации бюджетного учета с целью эффективности ее функционирования и направленности ее деятельности на достижение конкретных важных для общества результатов. Для достижения этой цели было необходимо отслеживать движение бюджетных средств от момента поступления их в бюджет до момента их фактического использования для достижения регламентируемых бюджетом результатов, а также соотносить производимые за счет бюджетных средств затраты с получаемыми бюджетом доходами с детализацией этого соотношения по утвержденным в рамках бюджета целевым программам.

В связи с чем, впервые было предусмотрено отражение в бюджетном учете учреждений операций по санкционированию расходов бюджета и в План счетов бюджетного учета для отражения операций санкционирования был введен раздел 5 «Санкционирование расходов бюджетов». Ранее данные операции в бухгалтерском учете бюджетных учреждений и распорядителей бюджетных средств не отражались, а их учет осуществлялся по Ведомостям аналитического учета ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), объемов финансирования и кассовых расходов получателя бюджетных средств и Ведомостям аналитического учета ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), объемов финансирования расходов главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Таким образом, в условиях реформирования системы бюджетного финансирования, тема рассматриваемая тема является актуальной.

1.         Особенности функционирования и финансового обеспечения деятельности организаций государственного сектора

Органы государственной власти выполняют управленческие функции и не ведут производственной деятельности, но наделены имуществом, выступают участниками гражданского оборота и нуждаются в учете осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности с целью эффективного управления имуществом.

Сектор государственного управления включает в себя:

-     Органы государственной власти;

-     Органы местного самоуправления;

-     Государственные (муниципальные) учреждения:

-     Казенное;

-     Бюджетное;

-     Автономное.

Тип государственного учреждения определяет особенности его финансового обеспечения.

Казенное учреждение осуществляет свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Субсидии и бюджетные кредиты не предоставляются казенному учреждению.

Финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В соответствие с составленным планом ФХД бюджетное учреждение самостоятельно устанавливает направления расходования выделенных средств.

Финансовое обеспечение выполнения автономным учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных источников, не запрещенных федеральными законами.

2.         Порядок организации операций санкционирования бюджетных средств

Процедуры санкционирования расходов бюджетов осуществляются с целью исключения принятия к финансированию (оплате) расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным законом о бюджете на соответствующий год и (или) плановый период.

В рамках бюджетных ассигнований действующим законодательством установлены этапы реализации обязательств:

1)        Принятие обязательства:

Бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

2)        Подтверждение обязанности оплаты денежных обязательств:

На данном этапе осуществляется оформление платежных и иных документов, необходимых для санкционирования их оплаты. В Федеральное казначейство предоставляется «Заявка на кассовый расход» (ф.053180), которая подписывается руководителем и главным бухгалтером получателя средств федерального бюджета, а также предоставляются копии сканированных документов (заверенные ЭЦП), на основании которых возникает денежное обязательство (договора, акты выполненных работ, товарные накладные и т. п.).

3)        Санкционирование оплаты денежных обязательств:

Подразумевает совершения разрешительной надписи (акцепта) сотрудника Федерального казначейства после реализации двух первых этапов исполнения бюджета по расходам.

4)        Осуществление оплаты денежных обязательств:

Производится в пределах, доведенных до получателя бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств.

5)        Подтверждение исполнения денежных обязательств:

Осуществляется на основании платежных документов, которые подтверждают списание с единого счета бюджета денежных средств в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ. Исполнение обязательств в отношении неденежных операций подтверждается на основании проверки документов, подтверждающих проведение таких операций по исполнению обязательств получателей бюджетных средств [10].

3.         Бюджетный учет операций санкционирования получателем бюджетных средств.

Казенным учреждениям как получателям бюджетных средств доводятся лимиты бюджетных обязательств и ассигнований Расходным расписанием (ф. 0531722).

Аналитический учет лимитов бюджетных обязательств ведется в разрезе расходов бюджета по кодам бюджетной классификации РФ.

Счет предназначен для учета показателей утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода.

Учет лимитов бюджетных обязательств ведется на счетах:

-     0 501 01 000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств»;

-     0 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению»;

-     0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»;

-     0 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств»;

-     0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств»;

-     0 50106000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути»;

-     0 501 09 000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств» [4]

Аналитический учет операций по счетам 0 501 04 000, 0 501 05 000 ведется в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062).

Сумма ЛБО, полученных в установленном порядке ПБС, а также суммы изменений ЛБО в течение финансового года отражаются бухгалтерскими записями:

Дебет 1 501 Х5 000 — Кредит 1 501 Х3 000.

Детализация ПБС показателей доведенных ему ЛБО по КОСГУ, а также суммы изменений отражаются бухгалтерскими записями:

Дебет 1 501 Х3 000 — Кредит 1 501 Х3 000.

Учет принятых учреждением обязательств ведется на счетах:

-     0 502 01 000 «Принятые обязательства»;

-     0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Учет обязательств получателями средств бюджета оформляется следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет 1 501 Х3 000 — Кредит 1 502 Х1 000 — принятие бюджетных обязательств в переделах доведенных лимитов бюджетных обязательств;

Дебет 1 503 Х3 — Кредит 1 502 Х1 000 — принятие бюджетных обязательств за счет доведенных бюджетных ассигнований.

Операции с бюджетными ассигнованиями получателей бюджетных средств сопровождаются следующими бухгалтерскими записями по счетам учета:

Дебет 1 503 Х5 000 — Кредит 1 503 Х3 000 — получение в установленном порядке бюджетных ассигнований от вышестоящего распорядителя;

Дебет 1 503 Х3 000 — Кредит 1 503 Х3 000 — детализация полученных бюджетных ассигнований по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ.

4.         Формы и правила составления бюджетной отчетность по операциям санкционирования.

Данные по бухгалтерскому учету операций санкционирования расходов подлежат отражению в следующих формах бюджетной отчетности:

-     Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

-     Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

-     Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) в составе Пояснительной записки (ф. 0503160).

Отметим, что показатели гр. 4, 5 и 10 Отчета (ф. 0503128) должны быть сопоставимы с показателями гр. 4, 5 и 9 Отчета (ф. 0503127).

Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) содержат обобщенные за отчетный период данные о результатах исполнения бюджета субъектом бюджетной отчетности.

Для получателей бюджетных средств данная форма формируется путем обобщения данных по исполнению на основании показателей Отчета (ф. 0503127), сформированного на отчетную дату.

Сведения (ф. 0503164) составляются в случае, когда в результате исполнения бюджета на отчетную дату имеются отклонения по установленным критериям между плановыми (прогнозными) и фактическими исполненными показателями. Плановые показатели по поступлениям утверждаются Законом (решением) о бюджете. Плановыми показателями по выбытиям являются годовые объемы утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.

Соответственно, для включения показателей в Сведения (ф. 0503164) должны выполняться следующие условия:

-     имеются утвержденные плановые показатели;

-     имеются отклонения между плановыми (прогнозными) и фактическими исполненными показателями, в разрезе кодов по бюджетной классификации.

5.         Разработаны мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета операций санкционирования в рассматриваемом казенном учреждении (название учреждения не раскрывается из-за экономической тайны).

Поскольку в казенном учреждении часто имеет место ситуация, когда организация оплачивает пособия за счет средств ФСС, и для того чтобы решить вопрос, в какой сумме следует принимать денежное обязательство по коду экономической классификации 213 «Начисления на выплаты по оплате труда», было рекомендовано с целью корректного формирования сумм неисполненных денежных обязательств отражаемых в форме 0503128 «Отчет о бюджетных обязательствах» отражать принятие денежного обязательства в сумме подлежащих фактических расходов по статье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда».

Для принятия решения о том, в какой сумме должно быть сформировано денежное обязательство, была составлена таблица схем ситуаций по формированию денежных обязательств (табл. 1).

Так как одним из спорных вопросов по учету обязательств по заработной плате, налогам, страховым взносам и иных обязательств, является момент принятия денежных и бюджетных обязательств по данным видам обязательств, а также обязательств, оплата по которым осуществляется наличными деньгами, то казенному учреждению было рекомендовано в начале финансового года принять бюджетные обязательства по коду экономической классификации 211 «Заработная плата» на всю сумму полученных лимитов бюджетных обязательств и закрепить данное решение в учетной политике.

Таблица 1

Схема ситуаций по формированию денежных обязательств

Ситуация

Решение (сумма ДО по 213 в части ФСС)

Сумма переплаты в ФСС за счет пособий на начало месяца

Сумма начисленных взносов

Сумма начисленного пособия (сумма пособия к выплате + НДФЛ по 213)

Пер

Взн

Пос

Нет

> Пос

< Взн

Взн

Нет

< Пос

> Взн

Пос

< Взн

Есть

Нет

Взн — Пер

> Взн

Есть

Нет

Нет

Есть

> Пос, > (Пос + Пер)

< Взн

Взн — (Пос + Пер)

Есть

> Пос, < (Пос + Пер)

< Взн

Нет

Есть

< Пос

> Взн

Нет

Есть

< Пос

> Взн

Нет

 

Литература:

 

1.      Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31.07.98 г. № 145-ФЗ).

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.94 г. № 51-ФЗ и часть вторая от 26.01.96 г. № 14-ФЗ).

3.      Российская Федерация. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

4.      Минфин РФ. Приказ от 02.07.2010 г № 65н «Об утверждении Положения об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации финансового контроля деятельности подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, их филиалов и представительств».

5.  Минфин РФ. Приказ от 01.09.2008 г. № 87н «О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета».

6.  Минфин РФ. Приказ от 01.12.2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

7.  Минфин РФ. Приказ от 06.12.2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции к его применению».

8.  Минфин РФ. Приказ от 29.12.2014 г. № 174н «Об утверждении Правил формирования (изменения) реестровых записей при формировании и ведении ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями) и структуры их уникального номера, включая правила формирования информации и документов для включения в указанные реестровые записи».

9.  Минфин РФ. Приказ от 29.08.2013 г. № 227 «Об утверждении Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года».

10.  Жуклинец И. И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: учебник и практикум.- М.: Юрайт, 2015.- 504 с.

11.  Жуклинец И. И. Бухгалтерский учет в казенных учреждениях: учебник и практикум.- М.: Юрайт, 2015.- 512 с.

12.  Касьянова Г. Ю. Бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях.- М.: АБАК, 2015–928 с.

13.  Касьянова Г. Ю. Документооборот в государственных и муниципальных учреждениях.- М.: АБАК, 2015–336 с.

14.  Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных учреждениях.- М.: Проспект, 2015.- 464 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle